|
В 1929 году австрийский исследователь, социал-демократ Отто Менхен-Хелфен, преподававший в Институте марксизма-ленинизма в Москве отправился в Туву. Его главной целью было исследование шаманизма и оленеводства в Тоджинском кожууне Тувы. Свои впечатления от увиденного ученый изложил в книге "Путешествие в азиатскую Туву" (Берлин, 1931). В нее вошли и главы, посвященные Новосибирску, Омску, Хакасии. Мы приводим главу из книги, посвященную городу Минусинску.
Минусинск
Согласно пятилетнему плану, через рукава Енисея под Минусинском планируется построить три моста. Когда строительство будет завершено, железная дорога доберется, наконец, до Минусинска. А пока она обрывается под Усть-Абаканом[1]. Дорогу начали строить еще в 1913 году, но потом разразилась первая мировая, следом гражданская войны. В 1920 году строительство возобновилось, и дорогу кое-как дотянули до Енисея.
По-настоящему Минусинск сможет развиваться только после сооружения мостов[2]. Сегодня в этом ничем не примечательном городке живет около 20 000 жителей. Деревянные домики, пыльные улицы. Напротив гостиницы на улице Ленина – лавка с вывеской «Les Chapeaux de Paris» (Шляпки из Парижа). Потерявшая былой лоск новая баня с проржавевшими водопроводными трубами и растрескавшимися стенами.
Полная анархия царит в фотографической сфере. На каждом третьем углу художественное ателье, именуемое либо «Рембрандт», либо «Рубенс». Приезжие, а тем более иностранцы, сразу бросаются в глаза. Впрочем, о каких иностранцах в Минусинске можно говорить в наши дни? Вот и меня останавливает на улице какая-то женщина, умоляя дойти с ней до горсовета, чтобы заверить там ее английский диплом акушерки.
В ученом мире Минусинск известен своим замечательным музеем[3]. В небольшом здании, сложенном из необожженного кирпича, собрана не только богатая этнографическая коллекция экспонатов из Южной Сибири, что интересно лишь кучке специалистов, но и настоящие сокровища - бесчисленное множество бронзовых и железных инструментов, украшений, оружия, сосудов, зеркал, гипсовых посмертных масок.
На свет из минусинской земли они появились сначала, подцепленные крестьянским плугом, а позднее извлеченные в ходе профессиональных раскопок. Разместить все это в стеклянных витринах музея просто нереально. Когда-то здесь под Минусинском был один из центров культуры, который славился, прежде всего, высокоразвитой техникой обработки металла. Кто отливал эти великолепные кинжалы? На каком языке говорили эти мастера? К какой расе принадлежали? Зададимся этими вопросами в Туве. А пока оставим их на время.
Этнография многим обязана миссионерам. В отличие от кратковременных визитов проезжих путешественников они прожили в этих местах годы и даже десятилетия, разговаривали на языке местных жителей, и готовые по роду своей профессии «повсюду следовать даже за своими заклятыми врагами», оставили науке бездну сведений о жизненном укладе, обычаях и воззрениях нецивилизованных народов.
Но было бы стыдно, если бы наши знания ограничились лишь тем, что было собрано о коренных народах Сибири и Центральной Азии миссионерами русской православной церкви. В XIX и даже XX веке они, за редким исключением, оставались людьми, ограниченными и жадными до спиртного и денег, какими их описывал еще в XVIII веке блестящий исследователь Камчатки Георг Вильгельм Стеллер[4]: «До обращения в христианство ительмены[5] были свободными людьми, а теперь их окрестили и сделали рабами казаков. Раньше они платили дань, теперь их освободили от ее уплаты, но за крещение своих детей, за венчание и визиты корыстолюбивых священников им приходится платить в 4-5 раз больше.
В России в это поверят немногие, но на Камчатке за обряд венчания священник берет 5 лисьих шкур, а то, что кому-то из ительменов было отказано в крещении, объясняется только тем, что аборигены не смогли добыть столько зверя, сколько запрашивалось за обряд»[6]. И если духовный перст абсолютизма ничего не сделал для народной культуры, то власть светская взялась за эту нетронутую сферу с небывалым энтузиазмом.
Почти все последние исследователи коренной культуры народов Сибири были ссыльными революционерами. За 19 лет ссылки Бронислав Пилсудский[7] стал одним из лучших знатоков народностей, проживающих на Сахалине. Целых 12 лет провел среди якутов Шерожевский[8]. Отсюда же начинал свое исследование Сибири и народоволец Владимир Йохельсон[9], сосланный в Якутию царскими судьями за свою политическую деятельность. Ссыльными были и знаменитые путешественники Григорий Потанин[10], Дмитрий Клеменц[11], Зеланд[12], известный этнограф и писатель Владимир Богораз[13], Феликс Яковлевич Кон[14].
Ссыльные Клеменц, Кон и Яковлев[15] сделали минусинский музей лучшим во всей Сибири. На первый взгляд, и сегодня ничто не мешает его дальнейшему развитию. Ведь в Сибири и в наши дни нет недостатка в ссыльных: меньшевики, социал-революционеры, троцкисты, приверженцы Сапронова[16].
Вот только большевистское ГПУ изолирует политических заключенных гораздо более строго, чем это делали царские власти. И музей не развивается.
Перевод с немецкого Дины Оюн
[1] На месте села Усть-Абаканское, основанного в 1870 году, в 1931 году появился город Абакан.
[2] Мосты через реки Абакан, Енисей, Туба, Минусинскую протоку были построены в 1960-х годах
[3] Краеведческий музей им. Н.М.Мартьянова был основан в 1877 году. Это один из первых публичных музеев в Сибири и первый музей в Енисейской губернии (Красноярский край).
[4] Георг Вильгельм Стеллер (1709-1746), этнограф, участник экспедиции Витаса Беринга в северную часть Тихого океана.
[5] Ительмены, малый народ численностью в 2,5 тысяч человек, проживающий на Камчатке (Россия), исповедующий православие.
[6] Цитата из книги Г.В.Штеллера «Описание Камчатской земли» (Beschreibung von dem Lande Kamchatka), издательство Франкфурт и Лейпциг, 1774 года.
[7] Пилсудский Бронислав Осипович (1866-1918), член партии «Народная воля», политкаторжанин, исследователь Сахалина.
[8] Шерожевский или Серожевский (Sieroszewski) Вацлав (1858-1945), социалист, польский писатель, был сослан на каторжные работы на Сахалин, написал этнографическое исследование «12 лет в стране якутов»
[9] Йохельсон Владимир Ильич (1855-1937), член партии «Народая воля», политкаторжанин, этнограф и лингвист, своими исследованиями народов Сибири занялся в ссылке, автор книги "Заметки о населении Якутской области в историко-этнографическом отношении" ("Живая Старина", вып. II, 1895).
[10] Потанин Григорий Николаевич (1835-1920), общественный деятель, этнограф, путешественник. В начале 1960-х член кружка сибирских областников, в 1965 арестован и сослан. В 1870-90-х гг совершил экспедиции на озере Зайсан, в горы Тарбагатай, в Монголию, Туву, Северный Китай, Тибет, на Большой Хинган.
[11] Клеменц Дмитрий Александрович (1848-1914), участник народнического движения 1870-х годов, археолог и этнограф.
[12] Зеланд Н.Л.( ?), врач Сибирского военного округа, автор книг «Кашгария и перевалы Тянь-Шаня», этнологического очерка «Киргизы», публиковался в сборниках «Записки западносибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1880-х годах
[13] Богораз Владимир Германович (1865-1936), был сослан в Якутию в 1889-1899 гг за участие в университетских волнениях в Санкт-Петербурге, этнограф, писатель, псевдоним Тан.
[14] Кон Феликс Яковлевич (1864-1941), будучи студентом Варшавского университета, за участие в социалистических кружках в 1884 году был арестован, отбывал 8 лет на Карийской каторге (Забайкалье), в 1891-1904 гг – на поселении в Восточной Сибири, исследователь культур народов Сибири.
[15] Яковлев Евгений К. (1870-?), член партии «Народное право» был сослан в Минусинск с 1896 по 1900 гг. Был одним из сотрудников музея, написал научный труд «Этнографический обзор инородческого населения Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического музея»
[16] Сапронов Тимофей Владимирович (1887-1939), русский революционер, позднее лидер оппозиционного движения внутри партии. Его фракция была уничтожена, Сапронов умер в тюрьме.
|
|