Ежегодное Послание Председателя Правительства Республики Тыва
Ш.В. Кара-оола Великому Хуралу Тувы
о положении дел в республике
и государственной политике
на предстоящий год
"Кризис: угрозы и возможности".
Уважаемый Хонук-оол Доржуевич!
Уважаемый Виталий Григорьевич!
Уважаемый Александр Сергеевич!
Уважаемые депутаты Великого Хурала!
Земляки!
Свое третье по счету Послание парламенту республики я представляю в принципиально новых условиях. Кардинально изменилась ситуация в стране и мире. Финансово-экономический кризис проверяет нас на зрелость, требует мобилизации ресурсов, взвешенности решений, согласованности действий ветвей власти.
Ключевая тема этого Послания уже задана самим временем: преодоление кризиса, экономическая стабильность, социальные гарантии и общественное согласие.
Важно, что постановка задач на предстоящий год происходит в условиях «перезагрузки» отношений между органами государственной власти республики.
Со сменой руководства нижней палаты мы, наконец, выходим на новый конструктивный формат взаимодействия с парламентом. Начало положено состоявшимся 1 июня первым координационным совещанием и такие встречи, мы договорились, будут регулярными.
Коллеги!
Важнейшим политическим событием прошлого года стали президентские выборы. Главная выборная кампания страны стала ещё одним свидетельством демократической зрелости российского общества. Жители Тувы традиционно проявили высокую гражданскую ответственность. К урнам для голосования пришли более 80 процентов избирателей, консолидированно проголосовав за кандидатуру Дмитрия Анатольевича Медведева.
Уровень поддержки тандема Путин – Медведев и выборной платформы «Единой России» в нашей республике был одним из самых высоких по стране.
Высокое доверие к самой влиятельной и массовой политической партии стало для тувинского общества основной консолидирующей силой. В региональных выборах разного уровня представители «Единой России» существенно опережали своих конкурентов. Примером тому служат итоги выборов Кызылского городского Хурала представителей, Хурала представителей г.Турана, Ак-Довурака, главы Чеди-Хольского кожууна.
Доминирующие позиции единоросов на всех уровнях публичной власти в условиях финансово-экономического кризиса выступают стабилизирующим фактором.
Ответственность партии, о которой заявил лидер Владимир Путин, должна реализовываться в наших с вами совместных решениях и действиях. В практических делах.
Красивым словам и популистским лозунгам, которые непременно всплывут на предстоящих парламентских выборах 2010 года, важно противопоставить системную ежедневную кропотливую работу по реализации антикризисных мер.
Дорогие друзья!
Основными приоритетами государственной политики в прошлогоднем Послании были «Кадры. Комплексность. Консолидация».
Итак, что удалось сделать?
Комплексный подход, взаимоувязка планов и действий республиканской власти с федеральными и муниципальными программами позволили обеспечить многоуровневое взаимодействие в разработке нормативной базы экономического роста.
Приняты закон о программе экономического и социального развития до 2010 года, стратегия до 2020 и программа до 2015 года. Заключены соглашения между правительством и администрациями муниципальных образований о взаимодействии в области социально-экономического развития.
На каждом уровне комплекса
«Муниципалитет-Республика-Федеральный центр» мы решали определенный круг задач.
С самого начала было очевидно, что без федеральной поддержки преодолеть сложные «долгоиграющие» проблемы инфраструктурного характера – энергодефицит, транспортная изолированность, стройиндустрия – практически невозможно. Мы последовательно отстаивали эту позицию в Москве и были услышаны. Прежде всего, благодаря личностному отношению к республике Владимира Владимировича Путина.
13 марта прошлого года вопросы социально-экономического развития Тувы рассматривались на заседании Правительства России. Все последующие наши действия прошли под знаком реализации его решений.
На встрече с премьер-министром в феврале этого года были подведены промежуточные итоги их выполнения.
Удалось добиться увеличения объемов финансирования на строительство защитных сооружений столицы, автодорог регионального значения, учебно-лабораторного корпуса госуниверситета, терапевтического корпуса, пристройки к перинатальному центру.
Благодаря партийной поддержке Тувинский музыкально-драматический театр стал одним из двух региональных счастливчиков, на реконструкцию которых выделяются немалые федеральные средства. В нашем случае это 40 млн. рублей.
Модернизация взлетно-посадочной полосы аэропорта Кызыла перенесена с отдаленной перспективы – 2013 года на 2011 год.
В этом году восстановлено авиасообщение с Красноярском, Абаканом и Новосибирском. .
Противолавинная галерея на федеральной дороге М-54, связывающая Кызыл и Абакан, в этом году прирастет усилиями дорожников на 300 метров. Разрабатывается проектно-сметная документация на строительство дополнительных 650 метров защитного «козырька». С его завершением, которое планируется в 2012 году, мы станем менее зависимыми от природных катаклизмов.
После значительного перерыва
впервые выделяются федеральные ресурсы на геологоразведку. В этом году начнутся рекогносцировочные и проектные работы по изучению месторождений золота и хромовых руд. В перспективе Роснедра выделяют на эти цели 240 млн. рублей.
Федеральный центр помог и в выстраивании отношений с крупным бизнесом. Мартовское совещание 2008 года проходило в других экономических условиях, и кризис внес значительные коррективы в наши совместные планы. Нарастить пул инвесторов пока не удалось. Компания «Южкузбассуголь», выигравшая право на разработку Межегейского месторождения каменного угля за рекордную для подобных аукционов сумму в 17 млрд рублей, впоследствии была вынуждена отказаться от реализации проекта.
Однако, те, кто уже работал в Туве, несмотря на кризис, сворачивать производство не собираются.
Китайская компания «Лунсин», учредитель которой крупнейший горнодобывающий холдинг Китая «Цзыцзинь» приостановил проекты в других регионах мира,
подтвердила свои планы по Туве. На территории будущего горно-обогатительного комбината начато строительство временного жилья для работников.
Коллектив компании Тардан-Голд, ранее отправленный в отпуска без содержания, вновь приступил к работе. Предприятие запросило увеличение квоты на добычу золота.
Инвестор градообразующего комбината «Туваасбест» в рамках подписанного трехстороннего соглашения между правительством, компанией и муниципалитетом постепенно перевооружает производственные мощности предприятия, где сегодня работают 235 человек.
Енисейская промышленная компания наращивает объемы добычи угля и уже начинает составлять конкуренцию бывшему монополисту в этой отрасли – угольному разрезу «Каа-Хемский». План компании на этот год – добыть
до 300 тыс. тн. угля, в том числе металлургического. Спрос на этот вид сырья на азиатском рынке постепенно восстанавливается и тувинская компания оперативно реагирует.
Сейчас проводится пробное сжигание элегестского коксующегося угля на металлургических предприятиях Китая и Кореи.
«Голевская горнорудная компания» со значительным опережением графика ведет геологоразведочные работы на Ак-Сугском медно-порфировом месторождении. Объемы налоговых отчислений компании выросли за год в два раза и составили в 2008 году 11 млн. рублей, из которых почти 7 млн. рублей – бюджеты республики и Тоджинского кожууна.
Собственные доходы республики за прошедший год выросли на 29 процентов. По итогам первых пяти месяцев этого года с поправкой на кризис мы пока удерживаем этот показатель на запланированном уровне. Тува по итогам 2008 года оказалась единственным регионом России с нулевым государственным долгом и не растущей кредиторской задолженностью.
На 17 процентов возросли инвестиции в основной капитал. Строители сдали в эксплуатацию более 20 объектов, в том числе Национальный музей, Бизнес-инкубатор, больницу в г. Туране, школу в поселке Каа-Хем, спортивные комплексы в Овюре и Сут-Холе.
Реальные доходы населения увеличились более чем на 16 процентов.
Понятно, что оптимистичная динамика задана изначально невысокими объемами. И абсолютные показатели не такие радужные. Но рост есть и важно его сохранить.
Опорой должны стать строительство, поддержка и развитие малого предпринимательства, инфраструктурные проекты.
В прошлых Посланиях я подчеркивал судьбоносность железнодорожного проекта Курагино-Кызыл, реализация которого должна вывести экономику Тувы на качественно иной уровень.
Для нас было важно иметь точное понимание, как тувинское общество относится к этим масштабным планам. Проведено социологическое исследование.
Неоднозначность восприятия у населения остается, но принципиальный перелом в настроении и осознание открывающихся перспектив налицо. Почти две трети из полутора тысяч опрошенных настроены позитивно и связывают с железной дорогой экономический подъем, развитие промышленности, сельского хозяйства и торговли, повышение уровня жизни, а главное – транспортную доступность региона.
Несмотря на кризис проект вошел в «точку невозврата».
Своим первым траншем в 90 млн. рублей федеральная власть подтвердила: «Дороге быть». На условиях паритетного финансирования ведутся проектно-изыскательские работыНа условиях паритетного финансирования ведутся проектно-изыскательские работы. К концу ноября инвестор планирует представить рабочий проект на экспертизу.
Маршрут трассы в целях экономии средств сокращен до 415 км. И пройдет по знаковым природным и культурно-историческим местам – парку «Ергаки» Красноярского края и Долине Царей в Пий-Хемском кожууне.
С одной стороны, это сыграет на повышение туристической привлекательности наших регионов, но с другой – может привести к невосполнимой утрате ценнейших элементов культурно-исторического наследия республики.
Поручаю службе по охране памятников истории и культуры организовать открытый конкурс на исследование и проведение в сжатые сроки археологических раскопок до начала работ по прокладке железнодорожного полотна. Обращаюсь к научному сообществу с призывом незамедлительно включиться в эту работу.
Уважаемые депутаты!
Кадры, их подготовка, компетентность и профессионализм были сквозной темой прошлогоднего Послания.
Реализация инвестиционных проектов и необходимость перехода на инновационный сценарий развития выявили всю остроту кадровой проблемы, копившейся годами.
Выработка эффективной кадровой политики стала предметом публичных слушаний с участием общественности, образовательного сообщества, работодателей. Высказанные рекомендации учтены при формировании правовой базы новых кадровых подходов.
Определены основные направления государственной политики по модернизации профессионального образования. Приняты республиканские целевые программы «Модернизация образования в Республике Тыва на 2009-2010 годы», «О развитии кадрового потенциала в свете основных направлений социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2012 года».
Главный итог на сегодня – кадровый госзаказ четко ориентирован на социально-экономические приоритеты республики.
Да и сами выпускники стали лучше понимать, какие специальности будут востребованы через 3-5 лет. Сегодня они все чаще выбирают горное дело, железнодорожный транспорт, энергетику, геологоразведку.
Наша общая задача – не терять их из поля зрения и сделать все, чтобы после окончания учебы они вернулись в Туву.
Мы никогда не обеспечим рынок труда только за счет целевого набора. Нужно выстраивать адекватную этим задачам республиканскую систему профессионального образования, ядром которой должен стать Тувинский госуниверситет.
Острее всего ощущается нехватка профессиональных рабочих кадров и пора ломать сложившийся негативный стереотип о ПТУ. Они должны качественно готовить рабочих нового поколения, владеющих передовыми технологиями. А для этого крайне необходима современная материальная база подготовки. Абсурдная ситуация – будущий тракторист в глаза не видел современного трактора.
Ситуация медленно, но меняется к лучшему. Открыто 12 новых востребованных экономикой специальностей. Перепрофилируются 3 профессиональных училища на подготовку кадров для железнодорожной и горнодобывающей отраслей. Работодатели активнее задействованы в переоснащении учебных заведений –
доля внебюджетных средств, привлеченных в профессиональное образование, увеличилась почти на 21 процент.
С работодателями заключено 647 договоров на целевую подготовку кадров. В прошлом году в железнодорожные и технические вузы на целевые бюджетные места поступили 439 наших ребят.
Даже по самым пессимистическим прогнозам по окончании их обучения мы сможем полностью удовлетворить заявки наших инвесторов на высококвалифицированных специалистов железнодорожного и горного профилей.
В области государственного управления принята республиканская целевая программа «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Республики Тыва на 2009-2010 годы».
Приоритеты прошлогоднего Послания
«Кадры. Комплексность. Консолидация» с повестки не снимаются. Это постоянные и непременные условия успешной работы. Особенно в кризисный период.
Уважаемые депутаты Великого хурала!
Уважаемые члены правительства!
Руководители органов местного самоуправления!
Представители федеральных органов власти, судейского корпуса, силовых структур, деловых кругов, общественности, СМИ, научной и творческой интеллигенции!
Хочу акцентировать ваше внимание на главных антикризисных задачах. Они вошли в Программу антикризисных мер. На ее реализацию нам удалось привлечь более миллиарда рублей из федерального бюджета. Это было очень непросто.
С антикризисной Программой и Отчетом о работе за 2008 год правительство вышло в народ.
Обсуждение проходило во всех муниципальных образованиях республики. Было внесено более 700 предложений, просьб и обращений. Часть была решена на месте. 160 переданы для исполнения в органы местного самоуправления, 200 касались деятельности федеральных структур, прежде всего, налоговой инспекции, МВД, таможни и переадресованы им. 190 вошли в план мероприятий правительства. Отчитываться по их выполнению министры будут в муниципальных газетах.
Первый и безусловный приоритет антикризисных мер – выполнение социальных обязательств перед гражданами и стимулирование занятости населения.
Безработица всегда была больным местом нашей экономики. С пиковых 28 тысяч в 2007 году нам удалось снизить число безработных до 20 тысяч к сентябрю прошлого года. Но кризис перечеркнул наши усилия. И с конца 2008 года наблюдается постоянный рост уровня безработицы. Сейчас он достиг 24.2 тысячи человек и с показателем в 18,7 процента мы занимаем 2-е место в СФО по уровню безработицы. На первом Бурятия – с 26 процентами.
Ситуация на рынке труда не стабилизировалась. 45 предприятий и организаций уведомили о предстоящих увольнениях. Один из действенных рычагов борьбы с безработицей –
программа снижения напряженности на рынке труда. Нам удалось увеличить в Минсоцразвития общий объем ее финансирования в пять раз. Окончательно он составил 150 млн. рублей, из которых доля республики лишь 7,5 млн. рублей.
Это был первый универсальный антикризисный механизм, запущенный федеральным центром в регионы. Он стал проверкой готовности региональных властей работать консолидированно и оперативно. Софинансирование программы требовало внесения изменений в бюджет и большинство регионов сделало это в считанные дни. Нам на это потребовалось полтора месяца. Не хочу никого сейчас упрекать.
Но очевидно, что в условиях кризиса принимать решения надо порасторопнее.
Программа впервые позволяет и работодателю, и наемному работнику сыграть на опережение – не загоняя ситуацию в тупик, перепрофилировать производство, получить новую специальность, пройти стажировку, при утрате работы открыть собственное дело.
Этими возможностями некоторые быстро воспользовались. И это здорово. Тываэнерго в бригады по замене устаревших опор электропередач включает безработных.
Сориентировались и муниципалитеты. Например, в западных кожуунах селяне смогут заработать на очистке арыков, в животноводческих и полевых бригадах. Благоустройство парка, ремонтные работы в музее, обновление дорожных знаков на региональных трассах. Плюс реальная возможность попробовать себя в предпринимательстве.
Всего этими возможностями смогут воспользоваться более 4 тысяч наших земляков.
Государство в условиях кризиса усиливает систему социальных гарантий. Президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев четко очертил круг тех,
кто нуждается в особой опеке государства, – пенсионеры, инвалиды, дети, многодетные семьи.
Пенсии только в этом году вырастут на 45 процентов. Наконец, будет устранено социальное неравенство в пенсионном обеспечении ветеранов с советским стажем работы. Их пенсии будут пересчитаны.
В республике более
77 тысяч пенсионеров. Задача структурам Пенсионного фонда – работать с населением, четко и оперативно разъяснять все новации пенсионной реформы.
Нам нужно самым внимательным образом вникнуть, как сегодня живут наши ветераны войны. Их так мало.
263 человека. Службам социальной защиты необходимо проинвентаризировать выполнение поручения Президента России. Все ли получили автотранспорт или компенсацию, их жилищные условия, состояние здоровья. Определить число нуждающихся в медицинском уходе, составить график лечения фронтовиков в реабилитационном центре «Серебрянка», открывшемся в этом году.
Обеспечение доступности качественных лекарственных средств, сдерживание роста цен на лекарства – еще одно прямое поручение Президента. «От того, в каком состоянии находится лекарственный рынок, зависят жизнь и здоровье миллионов наших людей – и тех, у кого много денег, и тех, у кого денег, к сожалению, совсем немного. Это задача для всего государства», - уверен Д.А. Медведев.
На фоне других регионов, где с начала года отмечался резкий скачок цен на лекарства – до 30 процентов, мы выглядим сравнительно благополучно.
В Туве они выросли в среднем
на 19,6 процента. Но для республики, одна треть населения которой живет за чертой бедности, это очень ощутимо.
Задача – Минздраву держать ситуацию на контроле, управлению Росздравнадзора – в ежедневном режиме отслеживать цены на лекарства, особенно на жизненно важные и необходимые.
Правительство Российской Федерации сейчас готовит антикризисное постановление о регистрации отпускной цены как иностранных, так и российских производителей лекарственных средств. Это ставит крест на монополии торговых сетей на оптовые и розничные надбавки, которые также будут регулироваться государством.
Рядом с нами живут 25 с половиной тысяч человек с ограниченными физическими возможностями. Мы их не видим, потому что наши города и села – это сплошные препятствия: лестницы без пандусов, многоэтажки без лифтов, автобусы и маршрутки без подъемников, и длинные очереди, где вряд ли уступят место.
В стране только начинает создаваться безбарьерная среда для инвалидов. В Туве верный тон этому задали федеральщики. Это здания городского Пенсионного фонда и Арбитражного суда – журналисты отмечают их комфортность для престарелых и инвалидов.
Республиканские и муниципальные заказы на новое строительство и пассажирский транспорт должны формироваться с вниманием к нуждам этих людей.
Такого же пристального внимания требуют
73 тысячи детей и подростков. В прошлогоднем Послании в Год Семьи я акцентировал внимание на необходимости возрождения традиционных семейных ценностей. Это комплексная проблема, требующая совместных усилий власти и общества.
Первые позитивные сдвиги есть. Количество воспитанников детских домов сократилось в полтора раза. В них остаются практически только школьники. Детей младшего возраста разбирают в приемные и опекунские семьи. Органам образования и опеки необходимо закрепить эту тенденцию, а вот женсоветам – не выпускать из поля зрения эти семьи. Где-то помогать, а где-то и решительно пресекать корыстное или жестокое отношение к ребенку.
Тревогу за здоровье детей врачи начали бить задолго до кризиса. В условиях ухудшения материального положения эта тема для нас всех номер один.
Школам нужно обеспечить полноценное горячее питание,
летом организовать качественный отдых и оздоровление детей, обеспечить нормальные условия для занятий физкультурой и спортом.
Мы впервые в этом году заложили в бюджете 5 млн. рублей на модернизацию школьных столовых.
Комфортный и оснащенный современными спортивными снарядами комплекс должен быть не только в столице. Свой «Субедей» нужен каждому кожууну. В этом мы намеренно последовательны. Открыт спортивный зал в сумоне Ак-Чыраа Овюрского кожууна, 4 дня назад сдан в эксплуатацию зал в Кара-Чыраа в Сут-Холе. Продолжается строительство спортивного зала к республиканскому лицею. Начато – в Туранской школе № 1 и Кызылской № 8.
«Лечить, учить и защищать!» - три главные функции государства. И для выполнения социальных обязательств мы должны сконцентрировать все организационные и финансовые ресурсы.
Важно добиваться их адресности, средства должны идти точечно только к тем, кто действительно нуждается.
Наш бюджет социально ориентирован и даже перегружен. Доля социальных расходов составляет
почти 72 процента. Изменить баланс можно только за счет экономического роста. Тем более, что Президент в своем Бюджетном Послании прямо обратился к регионам – искать источники дохода и ориентироваться на обеспечение своей деятельности преимущественно за счет собственных средств.
Отсюда, второй приоритет антикризисной политики.
Поддержка реального сектора экономики, развитие предпринимательства.
Экономический спад зарегистрирован в большинстве российских регионов. На этом фоне ситуация в Туве относительно благополучна. По анализу Минрегионразвития по итогам февраля
республика вошла в 13 регионов России, положение в которых характеризуется как стабильное. В 34-х оно оценено как удовлетворительное, в 29 – неудовлетворительное, и 7 регионов вошли в группу с наихудшими показателями социально-экономического развития.
Сохраняющаяся экономическая стабильность обусловлена пока не столько нашими усилиями, сколько самой структурой экономики, изначально низкими стартовыми условиями, существенной финансовой поддержкой федерального центра.
Вместе с тем полагать, что это сохранится и можно тихо отсидеться и переждать кризис, нельзя. Пока мы движемся в основном по инерции, на прошлогодних заделах.
Задача в кризис – поддержать наши ведущие промышленные предприятия, сельское хозяйство и переработку, энергетику и стройиндустрию, обеспечить условия для бизнеса – одним словом создать инфраструктуру роста. Экономическому блоку правительства – понимать логику действий федеральных властей по обеспечению жизнеспособности отраслей экономики, вписаться во все инициируемые Москвой антикризисные проекты и активно лоббировать интересы местных предприятий на федеральном уровне.
Мы провели ревизию работающих отраслей экономики и выделили те производства, которые для нашей республики жизненно важны.
Пять тувинских предприятий могут рассчитывать на государственную поддержку за счет федеральных средств при ухудшении положения. Добились их включения в общероссийский реестр, хотя объективно по заданным параметрам они не подходили: ни по численности работающих, ни по объемам производства.
Составлен и региональный список, в него вошли
39 приоритетных предприятий. Их кредитование банками должно рассматриваться в первоочередном порядке.
Впервые для инвесторов республики, особенно крупных, создаются условия для предоставления инвестиционного налогового кредита, определена процентная ставка в размере двух третей ставки рефинансирования Центрального банка за пользование возможностью отсрочки налоговых платежей.
Кроме этого в республиканском бюджете на текущий год предусмотрены на государственные гарантии
194 млн. рублей. Это один из самых эффективных способов привлечения других финансовых источников, когда один бюджетный рубль притягивает 11 внебюджетных.
Сформирован республиканский залоговый фонд на общую сумму почти в 11 млрд. рублей и муниципальные залоговые фонды в большинстве районов.
Но банки продолжают осторожничать – объем выданных кредитов почти в два раза меньше уровня прошлого года. Объем ипотечного кредитования уменьшился на 36 процентов. Высокие процентные ставки – до 30 процентов делают кредитные ресурсы практически недоступными.
Понятно стремление избежать дополнительных рисков, но просто «сидеть на денежном мешке», кстати, существенно пополненном государством, и не реагировать на постоянное снижение ставки рефинансирования Центральным банком – значит идти вразрез с антикризисной политикой страны.
Таких массированных, беспрецедентных по комплексности усилий по поддержке малого и среднего бизнеса наше государство не предпринимало еще никогда. Сегодня созданы все условия реализовать свой деловой потенциал, предприимчивость, начать собственное дело.
Заработал Бизнес-инкубатор. Сегодня он стал реальным домом для начинающих бизнесменов, площадкой для обмена опытом, консультаций, реализации инновационных бизнес-проектов, базой – для Союза предпринимателей Тувы.
Здорово, что эта молодая общественная организация стала настоящим неформальным лидером тувинского бизнес-сообщества. Она активно включилась в реализацию антикризисных мер, проводит разъяснительную работу среди предпринимателей, участвует в комиссии по снятию административных барьеров, выступает экспертом в оценке эффективности бизнес-проектов, представляемых на конкурсы.
Впервые в Туве по итогам конкурса распределены гранты для начинающих предпринимателей. На эти цели смогли сконцентрировать
5 млн. 625 тысяч рублей. Итогом активной работы на местах стало более 80 заявок от предпринимателей. Растормошили даже «глубинку». Спектр направлений деятельности отражает все наши приоритеты по стимулированию внутреннего спроса – от туристических услуг в горном Кара-Холе до производства пиломатериалов для индивидуального строительства и эксклюзивной сувенирной продукции во многих кожуунах. Гранты выданы на 31 бизнес-проект.
В экономической сфере мы не занимаемся благотворительностью. На господдержку могут рассчитывать только те, кто напряженно работает, у «кого спина мокрая», кто расширяет бизнес, создает новые рабочие места.
Комплекс мер поддержки включает:
- льготные микрокредиты на общую сумму в 21,2 млн. рублей;
- субсидирование процентной ставки по полученным кредитам на 20 млн. рублей;
- поддержку экспортно-ориентированного бизнеса на 2 млн. рублей;
- субсидирование муниципальных программ развития предпринимательства на 10 млн. рублей;
- 5 млн рублей на возмещение расходов по техприсоединению, плюс возможность трехлетней рассрочки; -
- поддержку молодежного бизнеса.
Правительством разработан и внесен в конце апреля в Законодательную палату законопроект о снижении с 15 до 10 процентов ставки единого налога для предпринимателей, занимающихся производством товаров и услуг по 12 видам деятельности, работающих на «упрощенке».
Заканчивается первая декада июня, а законопроект до сих пор не рассмотрен даже в первом чтении. 17 июня законодатели планируют завершить весеннюю сессию. Высока вероятность, что принятие такого нужного закона будет отложено на осень. А он дает облегчение налогового бремени преимущественно для сезонников, для тех, кто занимается сельским хозяйством, охотой, рыболовством и другими видами деятельности.
Виталий Григорьевич!
Хонук-оол Доржуевич!
Депутаты Великого Хурала!
Постарайтесь найти правовую и организационную возможность для оперативного принятия антикризисных законов до парламентских каникул. Предприниматели – это самая мобильная производительная сила.
В 19-миллиардном валовом региональном продукте республики вклад малого и среднего бизнеса составляет 12 процентов.
Именно предприниматели быстрее других чувствуют и реагируют на новые запросы общества, заполняют возникающие экономические ниши, способны оперативно перегруппироваться, создать дополнительные рабочие места, готовы рисковать.
Их число растет. Сегодня наше бизнес-сообщество насчитывает более восьми с половиной тысяч человек. Это на 11 процентов больше, чем в прошлом году.
Можно прогнозировать ускорение этого роста.
Ведь кризис – это не только болезнь, но и выход из нее. Новые возможности, новые стимулы.
Налогообложение на основе патента – это простейший способ начать свое дело, реализовать задумки и планы. Я считаю это одной из самых удачных антикризисных мер. Патент позволяет новичку в бизнесе начать с малых объемов и избавляет от обязанности ежемесячных или ежеквартальных отчетов. Заплатил раз в год и, как говорится в известном изречении, «спи спокойно» и занимайся любым из разрешенных 69 видов деятельности.
Особо благоприятные условия в этой форме предпринимательства государство создало для безработных. Право получить сразу годовое пособие, оплатить патент и начать собственное дело предоставляется в рамках программы снижения напряженности на рынке труда.
Люди эти возможности оценили.
В муниципалитеты уже поступило 1667 бизнес-планов. Позиция муниципальных комиссий довольно жесткая. Я думаю, это правильно. Из 1349 заявок 412 не удовлетворены, 300 отправлены на доработку. Главные аргументы отказа – сомнения в серьезности намерений заявителя и откровенно слабые проекты. Из тех, что прошли отбор, большинство связаны с животноводством и полеводством, услугами населению, промышленным производством, охотой и лесным хозяйством. Новация – птицеводческая деятельность.
В целом возможности начать свое дело будут предоставлены 1200 безработным.
Первый транш федеральных средств по программе снижения напряженности на рынке труда в республику поступил. Деньги направлены в муниципалитеты. Задача из задач – рачительно использовать эти средства, «не профукать» их, а направить на то, что принесет реальную экономическую отдачу и пользу вашему селу, городу, району.
Помочь людям скооперироваться в их инициативах. Увидеть в этих, пусть очень маленьких проектах, зачатки будущих производств, точек роста. Сегодняшние пилорамы – завтра могут стать межрайонными комплексами деревопереработки. Гостевая юрта на отдаленном озере – звеном в многоэтапном республиканском туристическом маршруте. Мастерская камнереза – основой кожуунного центра народно-художественных промыслов. Дачная теплица – частью продовольственного пояса вокруг столицы.
Уважаемые главы муниципальных образований!
Депутаты местных хуралов представителей!
Представители федеральных органов на местах!
Сегодня должна использоваться любая самая минимальная возможность расширения собственной доходной базы муниципалитетов. Их уровень самообеспеченности варьирует от 8 процентов в большинстве районов до чуть более 40 процентов в столице.
И это при том, что на местное самоуправление со вступлением в полную силу федерального закона № 131 завязана громадная часть вопросов, определяющих социальное самочувствие граждан.
Наращивание налогооблагаемой базы – это новые возможности в решении ваших ежедневных задач – дороги, дошкольное и общее образование, первичное звено здравоохранения, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство городов и поселков.
Муниципалитеты обязаны обеспечить «жесткий» подход к исполнению финансовых планов, более творческий к неналоговым доходам бюджетов.
Оглянитесь вокруг – деньги у вас под ногами. Это не фигура речи. Земля должна приносить доход. Нужно завершить, наконец, межевание, кадастровую оценку земли.
У нас инициатива продолжает спускаться сверху. На федеральном уровне рассматривается вопрос о введении дифференцированной ставки налога на недвижимость.
Почему муниципальные власти не будируют этот вопрос? Тот же Совет муниципальных образований был задуман как площадка для обмена мнений, обсуждения реформы местного самоуправления, выработки предложений, в том числе и в федеральные инстанции. Будьте самостоятельней и инициативней!
К вопросу о чистоте наших городов и сел,
к стандартам повседневной культуры. Заплеванные улицы, захламленные берега Енисея, разбитые фонари, исписанные стены домов и подъездов, разрушенные детские площадки, исковерканные городские реликвии и памятники – это лишь некоторые приметы бытового вандализма.
Предлагаю Совету муниципальных образований, милиции общественной безопасности, институтам гражданского общества изучить опыт других регионов по административному реагированию на эту серьезную угрозу нашему будущему.
Многие наши беды с той же подростковой преступностью уходят корнями в наше с вами равнодушие и опасное привыкание к окружающему бескультурью.
Легче отгородиться в своем мирке и не замечать, что рядом спивается сосед, еще хуже соседка, что дети некормлены, безнадзорны. А потом, когда сталкиваемся с криминалом, удивляемся, откуда берутся преступники.
Я недавно встречался с участковыми. Они в один голос называют нашей главной бедой пьянство.
Уровень заболеваемости алкогольной зависимостью увеличился за год на 66 процентов и составляет в среднем 89 случаев на 100 тысяч человек. Образно говоря, это «средняя температура по больнице». Среднероссийские показатели ненамного ниже - 82,2 – в 2007 году.
Самая тяжелая ситуация в Чаа-Хольском, Тоджинском и Каа-Хемском кожуунах – почти в два раза больше чем в среднем по республике.
Пьяная поножовщина отбирает жизни у сотен активных трудоспособных мужчин. Только вдумайтесь:
средняя продолжительность жизни мужчин в Туве – 53 года.
Спиваются даже дети. Наше лояльное отношение к пиву обернулось ростом подросткового алкоголизма.
Борьба с алкоголизацией населения – это вопрос нашей национальной безопасности и справиться с этой угрозой можно только всем миром, а не оставляя это на откуп милиции и врачам. Но и умалять их ответственности мы не должны.
Приоритет в работе Минздрава на этот год – создание боеспособной наркологической службы. На паритетных началах городского и республиканского бюджетов будет финансироваться строительство медвытрезвителя – 10 плюс 10 млн. рублей.
В этом году финансирование милиции общественной безопасности увеличено на 70 млн. рублей. Кызыл получил 7 ставок инспекторов дорожно-патрульной службы. В 10 школах города появились инспектора по делам несовершеннолетних.
Впервые существенно профинансирована комплексная антинаркотическая программа – 30 млн. рублей. Ведется распашка земель с зарослями конопли, засев их многолетними травами. Эта работа находится под постоянным контролем межведомственной комиссии.
Планируется на средства целевой программы «Профилактика правонарушений» начать реализацию проекта «Безопасный город». Внедрение системы видеонаблюдения, завязка ее на единую диспетчерскую службу позволит более оперативно реагировать на правонарушения.
Людям надо вернуть комфортное ощущение безопасности. Мы никогда не сможем реализовать наши амбициозные планы по развитию туризма, повышению инвестиционной привлекательности республики, не остановив вал преступности.
Уважаемые участники совместного заседания палат Великого Хурала!
Приглашенные!
Нашими долгосрочными приоритетами остаются энергетика, транспортная инфраструктура, стройиндустрия и сельское хозяйство. Подъем села, развитие агропромышленного комплекса, поддержка аграрного бизнеса – сегодня это еще и одна из эффективных антикризисных мер не только экономической, но и социальной направленности.
В 2008 году нам удалось увеличить посевные площади под зерновые, овощи, картофель. Урожай зерновых в сравнении с 2007 годом вырос на 83 процента, а урожайность составила около 10 ц/га. Таких показателей наши земледельцы не добивались уже много лет, урожайность в последние 5-6 лет не превышала 6-7 ц/га.
В этом году из 22.6 тысяч га посевных площадей основную часть составляют поливные земли.
После 15-летнего перерыва были впервые проведены ремонтные работы четырех оросительных систем. Они восстановлены в Улуг-Хемском, Дзун-Хемчикском, Сут-Хольском и Бай-Тайгинском кожуунах. Этим летом будут отремонтированы еще пять.
Поголовье скота в республике достигло 1 млн. 400 тысяч голов.
В последние годы наблюдался ежегодный прирост на 3-4 процента. Минувшая зима стала серьезным испытанием для животноводов Монгун-Тайгинского, Овюрского, Тес-Хемского и Эрзинского кожуунов. Обильные снега и обледенение пастбищ привели к бескормице.
Главный урок суровой зимы – готовить корма с запасом. Лучше перестраховаться и не зависеть от капризов природы. Общий падеж скота этой зимой составил 10,9 тыс. голов.
Потери могли быть и больше, если бы не переброска запасов с созданной в прошлом году в приграничье межкожунной МТС по заготовке грубых кормов. Овюрский кожуун получил этот комплекс как лидер рейтинга социально-экономического развития. По его итогам впервые Наадым проводился не в столице, а в районном центре кожууна-победителя.
Этот опыт оказался удачным, стимулирующим к серьезной соревновательной борьбе за право принимать главный животноводческий праздник.
В этом году Наадым пройдет 30-31 июля в Сут-Хольском кожууне.
Минсельхозпрод Тувы установил новый порядок субсидирования сельхозпроизводителей, ориентирующий мелкие крестьянские хозяйства на объединение и укрупнение. Пора подниматься от маломощных натуральных хозяйств, занятых главным образом собственным пропитанием, к полноценному товарному производству. Мелкий частник не в состоянии обеспечить необходимый цикл зоотехнических и ветеринарных услуг имеющемуся поголовью, не говоря уж о наращивании его до товарных объемов. В итоге животноводческая республика практически отсутствует на сибирских рынках сельхозпродукции и, более того, по многим позициям сдала на откуп инорегиональному бизнесу свой, внутренний.
Еще один аргумент в пользу актуальности начатой Минсельхозпродом политики объединения мелкого фермерства: финансовые дела крупного собственника более прозрачны и легче поддаются контролю. Кооперированным хозяйствам проще участвовать в межкожунных и межрегиональных проектах. Например, выступить в роли поставщика магазина экологически чистой продукции из Тувы в Красноярске.
Нам удалось серьезно отработать с Минсельхозом России Протокольное решение федерального правительства и 14 хозяйств республики включены в реестр племенных хозяйств, а это означает дополнительные 30 млн. рублей.
В нынешнем году мы концентрируем усилия и средства на организации перерабатывающих производств, создании сети по закупке и сбыту сельскохозяйственного сырья. В кожууны уже переданы шесть молокоприемных пунктов, запущен один в Пий-Хеме. Открыты цеха по переработке молока в Чадане и Шагонаре. В этом году в отдаленных животноводческих кожуунах вводим три мини-цеха по первичной обработке шерсти и три – по изготовлению войлока.
Заявленное нами восстановление
продовольственного пояса вокруг столицы последовательно реализуется. В конце июня будет поставлена точка в организации полного производственного цикла птицефабрики «Енисейская» - с вводом в эксплуатацию последнего звена – убойного цеха.
Единственно возможный путь для организации конкурентноспособного птицеводства в республике – создание собственной кормовой базы и модернизация производства. Попутно мы решаем задачу стимулирования внутреннего спроса на то же зерно; повышаем качество продукции за счет инновационной технологической «начинки» германского и итальянского производства; отвоевываем утраченные позиции на местном рынке, а, значит, становимся менее зависимыми от внешних поставок.
Такое же модернизированное производство на ГУП «Чагытай» уже принесло более 5 млн. доходов в бюджеты всех уровней. Республика
впервые после многолетнего перерыва получила акцизные сборы от собственного производства. В стадию апробации вступило производство бальзамов, безалкогольных напитков и минеральной воды, продукции переработки дикоросов: ягод, грибов, кедровых орехов, лекарственных трав и других даров природы.
Продолжается ремонт помещений тепличного комбината. Его восстановление позволит круглогодично обеспечивать горожан собственными овощами.
При смене руководства Минсельхоза России благодаря партийной поддержке мы смогли быстро восстановить наработанные связи и выйти на личный контакт с новым его руководителем.
Елена Борисовна Скрынник согласилась с нашими аргументами о недопустимости для Тувы сокращения федерального финансирования программы «Социальное развитие села». Объемы ее финансовой поддержки составят в этом году
60 млн. рублей.
Для села сумма значительная. А если еще и удешевить строительство жилья выделением леса на корню по символической цене, особенно для молодых и многодетных семей, можно построить в разы больше.
Последние три года мы с вами обеспечиваем неплохие темпы роста жилищного строительства: 24 тыс кв м. – в 2006 году, 33– в 2007, 44,5 тыс. кв. м. – в прошлом году.
Динамика прошлого года в 34 процента была одной из самых высоких по стране. Абсолютное большинство возведенного жилья – индивидуальная застройка. 62 процента приходится на село. За годы перестройки мы утратили стройиндустрию и настолько отстали в жилищном строительстве, что эта отрасль просто обречена быть основополагающим сектором нашей экономики на долгосрочную перспективу.
Хочу еще и подчеркнуть антикризисное значение строительного комплекса. Во-первых, мультипликативный эффект этой отрасли, вовлекающей более 20 смежных производств, тысячи рабочих рук. Во-вторых, нарастающий беби-бум. Строителям надо поспевать за нашей позитивной демографией! И, в-третьих, вполне естественное стремление любого человека, несмотря ни на какой кризис, иметь хороший комфортный дом, заложить родовое гнездо для будущих поколений.
Обращаясь к муниципалитетам, мне приходится повториться, –
без градостроительных планов цивилизованное территориальное развитие населенных пунктов, создание социально комфортной среды невозможно. Вашим первым шагом должна стать их разработка, вторым – инженерное обустройство земельных участков под общественную и индивидуальную застройку.
Министерствам строительства и промышленности необходимо продолжить работу по восстановлению производства местных строительных материалов, провести реконструкцию цехов Кызылского домостроительного комбината и создать на его базе производство деталей и конструкций для быстровозвоздимого жилищного строительства, жестче контролировать выполнение подрядчиками условий контрактов, последовательно отстаивать в федеральном центре средства на новые программы жилищного строительства, активнее использовать апробированный опыт других регионов.
Не надо изобретать велосипед. Красноярский край, Хакасия, Новосибирская область, другие сибирские регионы уже имеют практический задел в строительстве, транспортной логистике, энергетике. У Калмыкии есть интересные проекты по альтернативным источникам энергии. Надо брать на вооружение эти наработки, и в то же время смелее выходить со своими предложениями к соседним регионам.
Нужно избавляться от ущербных представлений о своих возможностях, производимых товарах, услугах. У нас есть, что предложить и животноводам Аскизского района Хакасии, и туристу-экстремалу из Подмосковья, и красноярским ценителям экологически чистых продуктов, и многотысячной армии поклонников хоомея по всему миру, и пресыщенным цивилизацией приверженцам кочевой культуры и ее атрибутики – юрт, хозяйственной утвари, высокохудожественных сувениров.
Прорывным в этом направлении стал 2009 год. Заключены соглашения о сотрудничестве с Москвой, Хакасией, Красноярским краем. В них конкретика, предметно проработанные планы и прямые контакты на уровне ведомств, общественных объединений, отдельных хозяйствующих субъектов и организаций.
Главный посыл этих документов –
гарантии бизнесу со стороны региональных властей. На губернаторском уровне «зеленый свет» дан. Теперь слово за нашим предпринимательским сообществом: в кооперации с московским бизнесом, в организации постоянных поставок из Тувы в торговые точки Красноярска, в восстановлении тувинской торгово-представительской инфраструктуры в Хакасии.
Сотрудничество в туриндустрии может принести ощутимый результат уже нынешним летом. Уверен, уже только ради «Золота скифов» можно собраться и приехать в Туву. Тем более, что регулярное авиасообщение восстановлено.
Наши сибирские партнеры готовы сделать ставку на Туву в выстраивании сотрудничества с Монголией и Китаем. Традиционно крепкие двусторонние связи республики с Монголией оказались в струе общероссийского вектора международной политики. Тува является естественными воротами в выходе Хакасии и Красноярского края на страны азиатско-тихоакеанского региона, и они готовы принять участие в инфраструктурном обустройстве многостороннего пункта пропуска Хандагайты-Боршоо.
Хакасия также заинтересована в придании федерального статуса региональной дороге Абакан-Абаза-Ак-Довурак, что значительно укрепляет наши позиции в отстаивании этого вопроса в центре.
Уважаемые депутаты!
Строительство, поддержка малого и среднего бизнеса, экономических точек роста, социальные гарантии государства, межрегиональное сотрудничество – это только часть целого комплекса антикризисных мер. Их реализация – наша общая первостепенная задача.
Остановлюсь на самых необходимых, на мой взгляд, условиях ее успешного выполнения.
Во-первых. Жить по средствам. Бережливость. Режим жесточайшей экономии и строгой финансовой дисциплины.
И начинать нужно с себя. Мы посчитали в условиях кризиса нецелесообразным запланированное ранее увеличение заработной платы государственным служащим.
Годовая экономия составила 7,8 млн. рублей. Они пойдут на организацию горячего питания школьникам и «социальный хлеб».
Управленческим структурам оптимизировать расходы – на автотранспорт, командировки.
В бюджетной сфере – быть предельно внимательными и осторожными при переходе на новую систему оплату труда. Обеспечить справедливое распределение стимулирующих надбавок, не допустить ухудшения материального положения работников.
Проинвентаризировать весь имущественный комплекс, все возможные источники доходов. «Прошерстить» списки получателей субсидий, пособий, выплат.
Социальная помощь должна быть строго адресной, только тем, кто в ней действительно нуждается.
Во-вторых. Доверие. Страшнее не кризис экономический, а кризис Доверия. Банки не верят бизнесу, придерживают кредиты. Бизнес не верит в заявления государства, живет сегодняшним днем, «тупо задирает» цены. Государство не верит бизнесу и «кошмарит» предпринимателей. И даже установки первых руководителей страны остановить вал проверок до сих пор не приняты к действию.
Те же ГУП «Чагытай» и птицефабрика «Енисейская» еще не успели встать на ноги, нажить хоть какую-то финансово-кредитную историю, а их уже «прессуют» всевозможными инспекциями. И даже когда Арбитражный суд доказывает незаконность таких проверок, Счетная палата продолжает с упорством, достойным иного применения, посылать одну ревизию за другой.
А общество не верит ни банкам, ни бизнесу, ни власти.
Рыночные механизмы, естественные для экономических процессов, переносятся в сферу общественных отношений. И что самое страшное – в политику. В выборных кампаниях правят денежные мешки, агитация сводится к покупке голосов, развращая общество. Ситуация перезрела. В кризис она может принять еще более уродливые формы.
Нам нужно вернуть самоуважение. Разрушить сложившийся стереотип, что все можно купить. И эта принципиальная позиция должна превалировать на предстоящих в 2010 году парламентских выборах.
Конституция республики сохраняет отдельные противоречия федеральному законодательству. Вчера на это указал Конституционный суд России, призвав регионы как можно быстрее устранить несоответствия.
Для этого необходимо сформировать Конституционную комиссию. Такой законопроект правительством был внесен два года назад. Сейчас у нас уже есть согласованная позиция с руководством палат парламента и необходимо в кратчайшие сроки принять закон.
На мой взгляд, в рамках этой работы можно обратиться и к вопросу об оптимальной структуре государственной власти республики. Сегодня все российские регионы отказываются от двухпалатных парламентов. Это диктует время и экономическая целесообразность.
В условиях политического кризиса двухпалатный хурал сыграл стабилизирующую роль в Туве. Верхняя палата фактически представляет собой съезд народа республики. В ней собраны по-настоящему авторитетные люди, с активной гражданской позицией.
Но при этом двухпалатность структуры делает Великий Хурал затратным и громоздким в принятии решений.
Считаю необходимым рассмотреть возможность перехода к однопалатному хуралу, имея в виду, что эта новая схема начнет работу в новом созыве парламента.
Постарайтесь воспринять это предложение, прежде всего, с точки зрения интересов республики. Убежден, ваш огромный потенциал будет востребован. В частности, при формировании Общественной палаты, консультативных органов.
Восстановление доверия – принципиальное условие преодоления кризиса.
Власть должна действовать компетентно и ответственно. У человека должно быть четкое понимание, что можно ожидать от каждой государственной структуры, стандарты ее услуг, возможность оспорить неправомерные действия или решения. На это направлены административная реформа и борьба с коррупцией.
По итогам социологического опроса каждый десятый житель Тувы ждет от республиканских властей борьбы с коррупцией и неэффективностью органов местного самоуправления (10%), а от федеральных – контроля над выделяемыми средствами (10%).
Доверие может существовать только в условиях открытой и прозрачной информации. Информации абсолютно объективной, далекой как от пессимизма, так и от «шапкозакидательства». Людям должны быть понятны суть и логика наших антикризисных действий. Разъяснительную работу нужно вести на разных площадках – публичных слушаниях, в общественных приемных, на выездных десантах, в республиканских и кожуунных, особенно кожунных, СМИ. Шире использовать возможности Интернета.
Надеемся на поддержку в этом деле массовых политических партий, депутатов всех уровней, общественных организаций. Всех, кто по долгу службы или по велению сердца работает с людьми.
Третье условие, общий настрой на созидание и консолидация общества. Сегодня ощущается острый дефицит добрых новостей, позитивных эмоций, положительных героев. Поток негатива обрушивается со всех сторон, разрушая веру человека в свои силы и будущее. Люди устали от этого, соскучились по добрым, светлым, объединяющим делам, акциям. Поэтому с таким удовольствием и готовностью откликаются на призывы участвовать в восстановлении храма, помощи нуждающимся детям, озеленении и благоустройстве родной улицы, села, города.
Очевиден общественный заказ на единение, на позитив. И власть должна на него адекватно реагировать. Ключевые события Года Молодежи – 65-летие вхождения Тувы в состав России и 95-летие столицы, беспрецедентный по составу участников международный турнир по вольной борьбе на Кубок нашего легендарного земляка, Героя России Сергея Шойгу, Дни Красноярского края в республике, подготовка к юбилею Великой Победы – должны стать опорными звеньями в системной работе по пропаганде Тувы, ее инвестиционной привлекательности, возможностью наполнить реальным содержанием патриотическое и интернациональное воспитание молодых, послужить консолидации и сплоченности, яркими примерами зарядить нас на стремление быть достойными нашей истории, наших выдающихся современников, нацелить на новые планы.
Дорогие земляки!
Трудные времена либо консолидируют, либо разрушают общество.
Наша задача – сделать так, чтобы жители Тувы восприняли наши планы и действия, и мы вместе преодолели все трудности и вышли из кризиса окрепшими.
Задачи поставлены, приоритеты очевидны. Нужно последовательно и кропотливо работать.
Уверенности, оптимизма и нацеленности на успех!
|