Послание Председателя Правительства Республики Тыва Ш.В.Кара-оола Великому Хуралу Республики Тыва о положении дел в республике и государственной политике на предстоящий год
Кадры, Комплексность, Консолидация
Уважаемые депутаты Великого Хурала!
Уважаемые земляки!
Прошел год с момента нашей предыдущей встречи в этом представительном составе. Мое ПЕРВОЕ и, по сути, программное послание определяло не только задачи на 2007 год, но и на перспективу. С повестки дня долгосрочные проблемы не снимаются. Ясно, что мы будем ими заниматься не один год, постоянно наращивая темпы реализации. Стратегические приоритеты определены, они прежние, но изменения в жизни страны и республики расставили новые акценты в тактике их достижения. В России завершилось полное обновление высших органов государственной власти на принципиально-новой партийной основе.
Вместе со страной Тува активно поддержала преемственность курса социально-экономического развития.
Для Тувы прошедший год – это год анализа, оценки, инвентаризации наличного состояния экономики, определения главных болевых точек. Важно было задать новый вектор движения. И в первую очередь в самых ключевых направлениях экономики: сельское хозяйство, энергетика, транспортная инфраструктура, стройиндустрия.
Итак, что принципиально удалось изменить. В первую очередь, уйти от решения проблем «с колес». Когда любой вопрос решался без аргументированного обоснования, без той же проектно-сметной документации, без четкой комплексной увязки с другими задачами. Когда решение таким образом одной проблемы приводило к созданию целого комплекса других.
Сегодня один из главных итогов года, который можно записать в актив власти, – это переход к комплексному системному планированию, концентрации усилий и ресурсов. Результатом нашей совместной деятельности стала Программа социально-экономического развития республики до 2015 года, Стратегия-2020 (двадцать двадцать), Программа реформирования региональных финансов, комплексные планы развития муниципалитетов, республиканские целевые и отраслевые программы.
Главная цель этих документов повышение уровня развития Тувы через индустриализацию экономики и создание центров роста, развитие традиционной экономики в сельской местности и повышение качества жизни населения каждого района до среднероссийского.
Реализация Стратегии-2020 приведет к созданию 73,5 тысяч новых рабочих мест, росту доходов населения. Будет способствовать ускорению темпов экономического роста приграничной территории, укреплению позиций России в азиатском регионе. Кто-то может упрекнуть нас в излишнем внимании к «бумаготворчеству». Но именно этот нормативно-организационный задел приносит сегодня первые реальные результаты и делает дальнейшее развитие Тувы прогнозируемым, внятным и достижимым. Из того, что практически удалось сделать. В энергетике – остающейся основным тормозом развития экономики Тувы. Проинвентаризировано все энергохозяйство республики вплоть до последней подстанции. Сети. Котельные. Определены их собственники. В госреестр внесены 622 подстанции, включая и ранее бесхозные, и 981 км электролиний. Достигнута договоренность о совместном с межрегиональной сетевой компанией Сибири инвестировании развития сетевого хозяйства республики. Приносят первые положительные результаты поиск резервов наличных сетей, наше вложение средств в трансформаторные подстанции, анализ реальных запросов потребителей и техусловий на планируемые объекты. Решена проблема энергодефицита отдаленного Монгун-Тайгинского кожууна – поставленные в район пять дизель-генераторов теперь полностью закрывают его энергопотребности.
В прошлом году мы говорили о том, что наиболее оптимальным решением проблемы энергодефицита должно стать строительство теплоэлектростанции на углях Каа-Хемского угольного разреза. Цена вопроса – 7 млрд руб. В бюджете республики таких средств нет. Выход был один – найти инвесторов. И сегодня они есть. Подготовлено инвестиционное соглашение на проектирование и строительство теплоэлектростанции мощностью в 320 мегаватт. Она будет состоять из трех блоков. Возведение уже первого блока закроет потребности Тувы в 120 мегаватт. 2 августа это инвестиционное соглашение готовы подписать компании Базовый элемент и Лунсин. К этому проекту необходимо подключать и других инвесторов.
Другая задача в этой сфере – энергосбережение. Министерству промышленности и энергетики необходимо разработать комплексную республиканскую целевую программу по сбережению энергоресурсов. В области развития транспортной инфраструктуры. В 2007 году в дорожное хозяйство было направлено 691 млн.рублей – на 63% больше, чем в 2006 году, отремонтировано на 49% больше автомобильных дорог. Разработаны концепция транспортной политики и республиканская целевая программа «Модернизация транспортной системы Республики Тыва на 2009-2016 годы».
Определенные в них на 2009 год показатели должны быть выполнены полностью. Мы постепенно должны приближаться к общероссийским стандартам содержания дорог. Заложенное в этом году 30-процентное увеличение расходов на эти цели – первый шаг. Нужно эту динамику сохранить и в наступающем году.
Другая задача, сложная, но выполнимая – вписаться в федеральные программы дорожного строительства.
Потребовался год, чтобы навести порядок в строительстве и переломить порочную систему финансирования строек без ПСД. Сегодня без проектно-сметной документации не начинается ни одно строительство. Кстати, местные проектировщики оказались неготовы к такому наплыву заказов. Минстрой концентрирует ресурсы на наиболее готовых объектах и это приносит первые успехи в борьбе с долгостроями. Завершены здания аэровокзала, национального музея, пристройки к 15-й школе, к слову начатые в 70-х и 90-х годах прошлого столетия. Практически готов к сдаче – остались благоустройство территории и отделочные работы на первом этаже – 27-летний долгострой – Туранская кожуунная больница. В рекордно короткие сроки мы смогли подтянуть внебюджетные финансы и возвести универсальный спортивный комплекс «Субедей» - такого второго в Сибири нет! Кстати, котельная спорткомплекса строилась с прицелом и на малоэтажную застройку в этом микрорайоне. Сдан бизнес-инкубатор, а 1 сентября с началом учебного года откроется новая школа в поселке Каа-Хем. Объемы ввода жилья выросли с 28 тыс. кв. метров в 2006 году до 33 тыс. кв. метров в прошлом году.
Задача на этот год – 38 тысяч. Но это капля в море в условиях уже имеющегося дефицита жилья и нарастающего бэби-бума. Мы просто обязаны строить в РАЗЫ БОЛЬШЕ. Создать конкурентную среду на рынке проектных услуг.
Продолжить восстановление утраченной индустрии стройматериалов. Обеспечивать частного застройщика, кстати, порою более активного, чем государственный подрядчик, не голыми участками земли, а полностью инженерно-обустроенными.
Сегодня это одна из основных задач муниципальных властей. И решаться она должна планово и комплексно. На основе создания и корректировки градостроительных планов. И работы по ним.
Мы сделали первые шаги по восстановлению базы стройматериалов. Приступил к выпуску продукции реконструированный кызылский кирпичный завод. Готовятся к вводу еще два. Пара цифр для того, чтобы показать насколько это важно. Во всем объеме строительно-монтажных работ на стройматериалы приходится 65% объемов. Так вот, только 11 процентов из этого количества производится в Туве, все остальное завозится. И это при наличии в республике дефицитного строительного сырья.
Необходимо в ближайшие месяцы принять 7-летнюю Программу развития производства строительных материалов и конструкций на базе местного сырья до 2015 года. Основа разработана учеными ТГУ, Минстрою поручаю ее комплексно увязать с другими программными документами и внести на утверждение в правительство.
Важным приоритетом нашего экономического развития была и остается поддержка АПК. Подъем села – вот основа основ в этой работе. Сельское хозяйство – это не просто отрасль экономики, это уклад жизни людей. Здесь формируются общественное настроение, вера людей в дела власти. И здесь мы должны сосредоточить наши усилия, прекрасно понимая, что быстрых сиюминутных результатов в сельском хозяйстве ждать не стоит.
С этой точки зрения мы всегда уязвимы для оппонентов. Но это нас не пугает. Развитие агропромышленного комплекса по-прежнему приоритет номер 1 и на ближайшую перспективу.
С пятикратным увеличением финансирования сельского хозяйства мы поставили цель максимально эффективно использовать эти средства, а не размазывать их по многим направлениям. Из 170 млн. рублей 100 направлены на инвестирование предприятий сельхозпереработки.
Были выбраны проекты, гарантирующие быструю окупаемость, высокую экономическую эффективность и стимулирующие развитие смежных сельхозпроизводств. Это государственные унитарные предприятия «Птицефабрика Енисейская» и «Чагытай». Их продукция должна заполнить местный рынок, потеснив привозные продукты.
Птицеводство не только пополнит наш продовольственный рынок, но и неизбежно потребует увеличения производства кормового зерна. В ситуации, когда одну пятую розничного товарооборота составляет алкогольная продукция, не всегда хорошего качества, и вся она завозится из-за пределов республики, выпуск местных алкогольных напитков – это еще и определенные гарантии безопасности, защита от отравлений суррогатами.
Очевидный аргумент в пользу местного производства – простые экономические расчеты и здесь не место политиканству. Весь денежный оборот этого рынка, а это немного-немало 2 млрд рублей, «уплывает» за пределы республики. Уходят в бюджеты других регионов и акцизы. Сегодня 20 процентов акцизных сборов «оседает» в региональных бюджетах. А с 2009 года их доля удваивается. Мы не настолько богаты, чтобы терять эти поступления.
Немалая часть инвестиций была направлена на поддержку традиционной отрасли сельского хозяйства – животноводства. Осуществляется реконструкция и модернизация животноводческих помещений СПК «Балгазын» и «Нива». Поставлено по лизингу 13 единиц сельхозтехники и 137 единиц оборудования. Комплектами молокоприемных пунктов оснащены СПоКи «Аржаан» Пий-Хемского, «Атлант» Кызылского, «Оргаадай» Улуг-Хемского кожжунов.
Идет перевооружение ветеринарной службы республики. В этом году на эти цели выделены 3 млн. рублей. Новый спецавтотранспорт для проведения дезинфекции животных передан в приграничные Эрзинский, Тес-Хемский, Овюрский, Монгун-Тайгинский кожууны. Автомашины «Ветпомощь» переданы в неблагополучные по бруцеллезу Улуг-Хемский, Кызылский, Пий-Хемский районы и республиканской станции по борьбе с болезнями животных.
Теперь, когда наши ветеринарные службы стали более мобильными, я хочу поставить перед ними задачу добраться до самых отдаленных чабанских стоянок, не только осматривать скот, оказывать практическую помощь, но и вести разъяснительную работу.
Вложенные средства принесли определенные дивиденды. Рост валовой продукции сельского хозяйства по сравнению с 2006 годом составил 3,4, продукции животноводства – 17,3 процента. В частности, производство мяса выросло на 20, молока – на 7 процентов, поголовье крупного и мелкого рогатого скота увеличилось на 10,7 и 6,4 процента соответственно и сегодня составляет 1 млн. 300 тысяч голов.
По этому показателю мы держим абсолютное первенство в сибирском округе. В условиях нарастающего глобального кризиса продовольствия, наши ведущие позиции в животноводстве приобретают стратегическое значение. Нам надо настойчиво их укреплять и самим выходить с нашей экологически чистой продукцией на внешний рынок.
Недавно прошедшая в Чите пятая Сибирско-Дальневосточная ярмарка племенных овец и коз, показала, что и в племенном деле у нас неплохие позиции.
В прошлогоднем послании мы ставили задачу по сохранению генофонда уникальных местных пород. За этот год нам удалось серьезно продвинуться вперед. К шести, имевшимся генофондным хозяйствам, прибавилось 14. Минсельхоз России так активно поддержал заявки наших животноводов во многом благодаря Протокольному решению России. Это дополнительные ежегодные 20 млн. рублей федеральных дотаций! Нужно как можно эффективнее их использовать. Племенные хозяйства могут стать серьезными точками роста преимущественно животноводческих кожуунов.
Тува – не самый благоприятный для растениеводства регион. Недаром мы отнесены к зонам рискованного земледелия. Но отказаться от выращивания зерна и овощей – это попасть в полную зависимость от внешнего рынка. Мы не должны этого допустить. Это вопрос продовольственной безопасности республики, создания кормовой базы животноводства.
Главный бич наших растениеводов – засуха. И с этого года мы определились – сеять будем только на орошаемых земля и по парам. Важно, не сколько засеяли, а сколько собрали. Землю нужно любить и лелеять. Это закон наших предков, оставивших после себя сложные ирригационные системы. Они настолько продуманны с инженерной точки зрения, что в отдельных местах их можно использовать и сегодня. Мелиоративное хозяйство республики требует ремонтно-восстановительных работ.
Уже в этом году на эти цели выделено 24 млн рублей и будут восстановлены и реконструированы 8 оросительных систем. Определено 5 базовых зерноводческих хозяйств в центральных и Барун-Хемчикском районе. И со следующего года они будут переоснащены современной ресурсо-сберегающей техникой.
В Кызылском кожууне ведется строительство мини-цеха консервирования овощей на базе СПК «Феникс», запланирована реконструкция тепличного комбината и создание пищевого комбината по производству безалкогольной продукции, переработке ягод, грибов и другого природного сырья. Предприятие создается на базе производственных площадей ООО «Кызылский промкомбинат» и ООО «Бойдус».
Появление и развитие новых производств на селе – вопрос исключительной важности, но он должен решаться в комплексе с формированием благоприятной социальной среды. Условия и качество жизни сельского жителя и горожанина не должны так разительно отличаться. Труженик села должен чувствовать, что его нелегкий труд не только востребован, но и почитаем в обществе. Поэтому и традиционный праздник животноводов Наадым мы пытаемся наполнить новым содержанием. Он проводится в несколько этапов и включает конкурсы профессионального мастерства среди косарей, стригалей, доярок, возрожденные после продолжительного забвения. Нынешний Наадым впервые пройдет не в столице, а в Овюрском кожууне.
Динамично-развивающийся приграничный район завоевал это право по итогам социально-экономического рейтинга 2007 года. В зачет принят целый комплекс показателей – от чисто экономических до социальных. Право принимать Наадым накладывает большую ответственность на руководство района, дает возможность представить потенциал и достижения территории.
Вместе с тем победа обеспечивает району и существенную поддержку республики. Это возможность подтянуть инфраструктуру. Овюру на эти цели выделяются 7 млн. рублей. Ремонтируются дороги, стадион, дом культуры. Район получит комплект сельскохозяйственной техники для организации МТС по заготовке грубых кормов. Это серьезная помощь селянам не только Овюрского кожууна, но и соседней Монгун- Тайги, постоянно испытывающей дефицит кормов. Отдельным хозяйствам не под силу по одиночке купить дорогостоящую технику. Подобные кустовые межрайонные МТС созданы в Барун-Хемчикском, Тандинском и Тес-Хемском районах.
Энергодефицит, слабая транспортная инфраструктура, утраченная стройиндустрия, подъем сельского хозяйства. Еще год назад было очевидно, что для решения этих ключевых проблем, являющихся главным тормозом социально-экономического развития республики, Туве крайне необходима поддержка федерального центра.
Эффективность и согласованность действий республиканских властей, комплексный подход к решению социально-экономических проблем, поддержка Владимира Владимировича Путина, консолидированное голосование избирателей Тувы на парламентских и президентских выборах, напористость молодого правительства в отстаивании интересов республики стали решающими аргументами в пользу обсуждения проблем Тувы на заседании Правительства России 13 марта.
Принятое по его итогам Протокольное решение строится на принципах новой региональной политики – взаимоувязанности развития территорий, как с общей стратегией страны, так и с ведомственными программными документами. Нас поддержали по всем заявленным проблемам. Протокольное решение стало базой для формулировки задач, стоящих перед органами всех ветвей и уровней республиканской власти в настоящее время и на ближайшее будущее.
Поддержаны: введение дополнительных энергетических мощностей и объектов сетевого хозяйства; целый блок дорожных проблем; обустройство многостороннего автомобильного пункта пропуска Хандагайты; реконструкция аэродромного хозяйства и обеспечение стабильного авиасообщения; создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа; развитие производства строительных материалов, переработки сельскохозяйственной продукции; включение республиканских объектов, в том числе социально-значимых, в федеральные целевые программы. На сегодня уже подтверждено финансирование с 2009 года дополнительных предложений республики по ФЦП «Жилище» «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)», «Государственная граница (2003-2010 гг.)», «Социальное развитие села до 2012 года».
Считаю насущной задачей на ближайшее время не терять того уровня взаимодействия и настойчиво продолжать работу по реализации Протокольного решения. Мы хотим добиться проведения Часа Контроля по этому вопросу в Правительстве России и с этим предложением вышли на первого вице-премьера Виктора Алексеевича Зубкова. И в Москве нам очень важно будет доказать, что этот документ мы отрабатываем по полной и предоставленного шанса мы не упустим.
Уважаемые депутаты!
Мы должны сегодня признать, при решении абсолютно всех поставленных перед республикой амбициозных задач ключевым и по сути определяющим эффективность их выполнения – является человеческий фактор. Кадры, уровень подготовленности специалистов, настрой и привычка трудиться, лидерские качества нашего руководящего звена, умение брать ответственность на себя, добиваться результатов, компетентность и профессионализм – это сегодня главные условия реализации наших планов.
Мы сегодня испытываем реальный кадровый голод и в ситуации набирающего обороты глобального рынка труда, охоты за профессионалами, он будет только нарастать. Если мы с вами не сможем сыграть на опережение. Действовать мы должны комплексно и консолидированно. Проблема настолько назрела, что в рамках рядовой республиканской целевой программы ее не решить. Нужен принципиально иной статус и подход.
Я считаю, что на ближайшую пятилетку программа КАДРЫ должна стать нашим республиканским нацпроектом!
Кадровый кризис возник не сегодня. Отказавшись в начале 90-х годов от советской системы последовательного «взращивания» профессиональных кадров, небезупречной, но все же комплексной и целенаправленной, мы ничего не предложили взамен. Реализация инвестиционных проектов и переход на инновационный сценарий развития выявили всю остроту кадровой проблемы, копившейся годами.
Сегодня все мы, формулируя задачу любого уровня сложности, любого уровня управления должны обязательно учитывать ее кадровое обеспечение. В этом Послании я намеренно сделал данную проблему центральной.
Уважаемые депутаты!
На территории республики стартовали инвестиционные проекты. И это задает нам всем принципиально-иной режим работы. Требует тотальной мобилизации сил. Инвестпроекты – это огромный шанс. Мотор, который должен вытянуть всю экономику. И в федеральном центре это прекрасно осознают.
Москва последовательно воплощает в жизнь принцип реального выравнивания регионов. И одним из побудительных мотивов оперативного и заинтересованного обсуждения вопроса по Туве на заседании российского правительства стало понимание крайней необходимости масштабного инвестирования в освоение богатейших природных ресурсов Тувы, как со стороны государства, так и частных инвесторов.
Накануне заседания кабинета министров под патронатом Виктора Алексеевича Зубкова прошло беспрецедентное совещание с участием самых сильных финансовых групп России. Оно стало точкой отсчета в налаживании реального взаимодействия инвесторов с республиканской властью и координации их действий.
Всплеск интереса к Туве сегодня очевиден. Для сравнения: в конкурсе на право разработки Элегестского месторождения угля в 2000 году участвовал лишь один заявитель, Ак-Сугского месторождения медно-молибденов – два, Кызыл-Таштыгского месторождения полиметаллических руд – четыре.
24 июля в аукционе на право разработки одного из крупнейших месторождений каменного угля – Межегейского (с балансовыми запасами более 200 млн. тонн), заявлено уже 10 участников. И все это не фирмы-посредники, а профильные гиганты.
Интерес и готовность инвестировать в экономику Тувы возникли не сами по себе. Мы должны четко понимать, капитал приходит только туда, где он чувствует свою защищенность, конструктивный настрой власти. К нам приходят крупнейшие в России производственные предприятия.
Строить взаимоотношения с инвесторами такого масштаба можно и нужно только на высокопрофессиональной основе. В защите интересов территории помимо патриотического пыла, присущего абсолютному большинству сидящих в этом зале, необходимо как минимум знание нормативной базы, основных экономических тенденций, комплексный подход к решению любой частной задачи, да и просто житейская мудрость и дипломатичность.
Центрами активизации уже становятся инвестиционные проекты по разработке месторождений полезных ископаемых. Но наибольший мультипликативный (комплексный) социально-экономический эффект ожидается от строительства железнодорожной ветки Курагино-Кызыл.
Именно за отчетный период он вышел из обсуждаемого проекта в реализуемый. В декабре 2007 года утвержден паспорт проекта. В июне этого года подписано инвестиционное соглашение между федеральным агентством железнодорожного транспорта и частным инвестором, снимающее последние нестыковки в финансировании проекта. Строительство железной дороги – это межрегиональный проект Республики Тыва и Красноярского края.
Он не только решает вопрос транспортной доступности республики, но и повлечет развитие придорожного хозяйства, придаст импульс населенным пунктам, расположенным вдоль трассы, и создаст целую сеть новых поселений. Получит развитие и правобережная часть столицы республики.
Мы должны быть готовы. Готовы как к новым внутренним миграционным процессам, так и притоку рабочей силы извне. Максимально просчитывать потребности в жилье, продовольствии. Адаптировать транспортные схемы. Систему подготовки кадров. И это не точечная зона внимания Кызылского, Тоджинского, Пий-Хемского, Тандинского, Каа-Хемского районов, на территории которых уже работают инвесторы. Это коснется всех территорий. И мы должны действовать в опережающем режиме.
Особое внимание уделить подготовке востребованных кадров. Мы должны понимать, что в мире идет борьба за человека. Тува уже вовлечена в этот процесс. Если мы упустим время, не подготовим нужных специалистов, то кадровые проблемы будут решаться за счет импорта дешевой рабочей силы из ближнего или дальнего зарубежья. Кстати, в бывших советских республиках наблюдается – в противоположность нашей стране – рост спроса на обучение в профессиональных училищах. Значительная часть их выпускников заранее ориентированы на Россию.
Противопоставить этому можно лишь качественную профессиональную подготовку местных трудовых ресурсов, их раннюю сознательную ориентацию на нужные Туве профессии. Пока же каждый второй выпускник мечтает стать юристом или экономистом, в то время как развивающаяся экономика остро нуждается в инженерно-технических специалистах и рабочих профессиях. Дисбаланс спроса и предложения на рынке труда приводит к парадоксальной ситуации – высокий уровень безработицы при остром дефиците кадров.
Выход один – адаптировать республиканскую систему профессионального образования и изменить структуру целевого набора. На это нацелены принятые Основные направления государственной политики по модернизации профессионального образования до 2015 года, республиканская целевая программа «О развитии кадрового потенциала в свете основных направлений социально-экономического развития Республики Тыва до 2012 года» и государственный заказ на подготовку кадров, где учтены заявки компаний-инвесторов.
Во многом благодаря Протокольному решению Правительства России наши запросы на дополнительные бюджетные места в профильных вузах были удовлетворены полностью. Так уже в этом году 46 наших выпускников поступили по целевому набору в Красноярский филиал Иркутского госуниверситета путей сообщения. Московский горный университет выделил Туве 24 бюджетных места.
Всего согласно заявкам инвесторов в 2008 году на целевые бюджетные места направлены 132 абитуриента и более 300 – на коммерческой основе с оплатой обучения инвесторами. В учебных заведениях республики с этого года планируется обучение по 14 новым рабочим профессиям.
Следует шире привлекать предприятия и работодателей для организации производственной практики. Заключены соглашения о совместной подготовке и переподготовке кадров с ООО «Лунсин», ООО «Голевская горнорудная компания», ЗАО «Енисейская промышленная компания», ООО «Артель старателей «Ойна».
Организация целевого набора – это большое и затратное дело. И мы с вами должны рассматривать их как прямые инвестиции. Инвестиции в человека. И как любой рачительный хозяин мы должны быть нацелены на конечный результат – получить готового специалиста. Поэтому задачей из задач депутатского корпуса, министерств и ведомств, муниципальных властей, должен стать постоянный контроль. Нужно вести студентов от курса к курсу, знать их проблемы, помогать их решению и участвовать в их целевом трудоустройстве.
Они – золотой запас вашего сумона, города, района. И вы должны знать их в лицо и сделать все, чтобы они вернулись на родину и внесли свой вклад в ее развитие. Они будущая профессиональная элита республики.
Пока же мы проигрываем в охоте за умами крупным корпорациям, богатым регионам, которые с младших курсов отслеживают самых ярких и талантливых студентов, среди которых немало и тувинских ребят.
Только один пример: три наших выпускника геологического факультета МГУ в этом году не вернутся в республику. Два из них уедут на работу в Якутию, третий – в Марокко.
И все же подавляющее большинство возвращается… и зачастую не находит себе применение. Образование должно снова играть роль «социального лифта». И краснодипломники должны быть востребованы. Помочь же выпускникам безболезненно пройти переходный период от учебы в вузе к трудовым будням, оказать психологическую и профессиональную поддержку должны не только официальные органы власти, работодатели, но и общественные организации, те же объединения выпускников. Помощь и советы сверстников всегда воспринимается легче, чем наставления взрослых.
Кадры – это не только проблема выбора профессий, получения вузовского образования и трудоустройства. Это, прежде всего, создание в республике непрерывной образовательной среды, непрерывной системы обновления знаний и навыков. Это требование современной экономики.
Если система воспроизводства таких знаний и навыков будет неэффективна, человеческий капитал деградирует быстро, и это станет самым серьезным барьером для развития. И ключевую роль в этом должен сыграть Тувинский государственный университет. Именно на его базе должна апробироваться модель тесного взаимодействия производства, науки, образования, должен быть создан комплекс, объединяющий профильные классы и школы, лицеи и гимназии, колледжи и профессиональные училища, заведения среднего и высшего профессионального образования, научные учреждения.
Только объединив усилия и ресурсы всех имеющихся в республике научно-образовательных структур можно создать современную экспериментально-лабораторную базу, без которой нет смысла говорить об инновационном прорыве. Оснастить дорогостоящим современным оборудованием комплексные лаборатории коллективного пользования. Придать системность и прогнозируемость непрерывной профессиональной подготовке кадров, востребованных республиканским рынком труда.
Эти цели выходят за рамки лишь одного учебного заведения, хотя я знаю, что в программе развития ТГУ до 2012 года они прописаны, это задача для республики. Поручаю Министерству экономики возглавить штаб по координации действий органов власти, ученых, работодателей и образовательного сообщества; предусмотреть комплекс мер при разработке национального приоритета «КАДРЫ», Министерству образования – в рамках республиканской целевой программы «О развитии кадрового потенциала в свете основных направлений социально-экономического развития Республики Тыва до 2012 года» оказать практическую помощь в укреплении материальной базы и наращивании потенциала профессорско-преподавательского состава университета.
Мы должны не только модернизировать наше образование, адаптировать структуру подготовки кадров к потребностям рынка, но и изменить само отношение к труду. Создать в обществе культ ЧЕЛОВЕКА ТРУДА – деятельного, трудолюбивого. Нам удалось за прошедший год снизить число безработных на 4 тысяч человек, а уровень безработицы – с 20,2% до 17,3%. Но и сегодня он остается одним из самых высоких в стране.
Вы все прекрасно понимаете, что в их числе не только те, кто действительно не может найти работу, но и те, кто элементарно не приучен к труду. Парадокс: но самый высокий уровень безработицы – на селе, где всегда есть поле деятельности. Но молодежь работать на земле не рвется.
А начинать нужно именно с молодых, которые с начала перестройки просто «выпали» из поля внимания органов власти. Только в последнее время мы осознали, лишь системная, последовательная работа с молодежью может дать ощутимый результат. Участвовать в этом должны все, а организующим ядром должно стать Министерство, под крышей которого мы объединили и науку, и образование, и работу с молодежью. Министерством разрабатывается целевая программа «Молодежь Республики Тыва на 2009-2011 годы».
Приглашаю депутатов, глав муниципальных образований, общественные организации молодежи, ветеранов принять участие в ее обсуждении и последующей реализации. 2008 год объявлен в России Годом Семьи. В этом скорее не праздничный посыл, а тревожный сигнал и желание государства привлечь внимание к критической ситуации в сфере семейных ценностей. Их невозможно навязать указом «сверху», государство не может заставить человека любить, уважать, быть ответственным за свои поступки. И работать над этим нужно всем миром.
Но главными инициаторами и исполнителями я вижу здесь институты гражданского общества. Среди приглашенных представители общественных организаций, политических партий, творческих союзов, журналисты – все те, кто формирует общественное мнение, систему нравственных ориентиров.
Я обращаюсь непосредственно к вам. Я прошу вас – сместите немного акценты. Не концентрируйте все ваши усилия только на общественно-массовых мероприятиях презентационно-праздничного толка, проводите трудовые акции, участвуйте в профессиональной ориентации молодежи, займитесь ежедневной, кропотливой работой с каждой неблагополучной семьей, безнадзорным ребенком, нуждающимся в помощи и внимании инвалидом, погибающими от пьянства соседями.
Это все кричащие темы, по которым тувинское общество молчит. Здоровое цементирующее начало женсоветов сегодня практически утрачено.
Страшные трагедии становятся обыденностью. Последний пример – убийство четырех человек в с. Чыраа-Бажы, среди которых 7- и 11-месячные дети.
Нам всем нужно перестать отмалчиваться по самым наболевшим вопросам. Особенно важно мнение старшего поколения. Чтобы авторитетный голос наших гражданских институтов зазвучал, мало только средств массовой информации, нужна еще и специальная дискуссионная площадка, которой должна стать Общественная палата Республики Тыва. Правительством этот закон разработан и внесен в парламент еще в прошлом году. Если есть принципиальные поправки к нему, давайте их обсуждать и приходить к согласованным решениям. Но такая общественная трибуна нам необходима.
Уважаемые депутаты!
Все наши планы практически реализуются в конкретных территориях, поселениях, городах, кожуунах. И по эффективности работы муниципальных властей люди судят о власти вообще. Инициативность и профессионализм местных руководителей, ваши взвешенные, грамотные управленческие решения во многом определяют общественный настрой на созидание и развитие сел и городов, а это, в свою очередь, формирует общую позитивную атмосферу, необходимую для продвижения вперед. Важно наладить нормальные конструктивные взаимоотношения между органами государственной власти республики и местным самоуправлением. И мы уже делаем практические шаги в этом направлении.
Соглашения с муниципалитетами подписаны рядом отраслевых министерств.
Подготовлен проект комплексного соглашения между правительством и муниципалитетами. Налажено взаимодействие между Великим Хуралом и представительными органами власти муниципальных образований. Тесное многоуровневое взаимодействие и увязка планов необходимы для более скоординированного развития республики. С одной стороны планы развития муниципалитетов должны исходить из общереспубликанской стратегии, с другой – являться составной частью программы социально-экономического развития республики на средне- и долгосрочную перспективу.
Местной власти надо учиться видеть перспективу. Трехлетний бюджет к этому подталкивает, а стратегия развития до 2020 года просто обязывает.
Наши инвесторы представили нам сетевые планы-графики своей деятельности. Используя сформированный сводный сетевой план-график, необходимо завершить работу по уточнению комплексных программ социально-экономических программ муниципальных образований, Программы и Стратегии социально-экономического развития республики. Разработать детальные планы их реализации в 2008-2009 годах с объемами и источниками финансирования. Координировать эту работу будет Министерство экономики, Экономический совет по реализации инвестиционных проектов и создаваемое Министерство территориального развития.
Наиболее актуальными и злободневными по-прежнему остаются вопросы финансовой поддержки возросших полномочий местной власти. В связи с этим очень важно главам местных администраций научиться самостоятельно распоряжаться финансами и делать это рачительно и эффективно.
С этого года помимо земельного налога в местных бюджетах оседают 50 процентов налогов на имущество и транспорт. То, что принятое правительством решение было правильным, доказывает практика. Собираемость этих видов налогов увеличилась. В том, что сегодня по итогам первого полугодия собственные доходы республики выросли на 40%, сыграла свою роль и активность муниципальных властей. В два раза больше собрано налога на прибыль, а это основной показатель экономического роста.
С этого года начинает действовать фонд финансовой поддержки муниципалитетов для софинансирования их точек роста. Это 59 млн. рублей. Мы сознательно идем на децентрализацию финансов, возвращаем деньги на места. Чтобы там они использовались наиболее эффективно, с учетом конкретных условий и потребностей населения.
К сожалению, у нас до настоящего времени слабо используется потенциал межмуниципального взаимодействия. Необходимо реанимировать работу формально существующего Совета муниципальных образований. Именно эта организация должна стать центром изучения, накопления и распространения позитивного опыта реформирования и развития местного самоуправления. Сегодня каждый муниципалитет имеет свою копилку достижений и идей, которыми можно и нужно поделиться с другими. Нет необходимости каждому кожууну изобретать свой «велосипед».
Первым позитивным сдвигом в этом направлении считаю выездные совещания в отдельных кожуунах с ознакомлением с опытом соседей, с работой конкретных предприятий и учреждений. В феврале своим опытом прохождения зимовки и окотной кампании со специалистами из других районов делились животноводы Барун-Хемчикского кожууна. Вопросы поддержки малого и среднего бизнеса в апреле обсуждались на базе Улуг-Хемского района. Наадым может стать площадкой для трансляции передового опыта Овюрского кожууна.
Хорошая практика выездных совещаний по наиболее актуальным вопросам сложилась у наших парламентариев.
Нужно также выходить за рамки республики и черпать опыт в других регионах. Уже в этом году Тува будет принимать Дни Красноярского края и Новосибирской области. И выход у них должен быть максимально практическим – взаимовыгодные, многоуровневые договоры, контракты, соглашения как между официальными структурами, так и отдельными хозяйствующими субъектами.
Межрегиональные связи могли бы стать основой в развитии туризма. Туризм в республике может и должен стать в ближайшее время динамично развивающейся конкурентоспособной отраслью экономики. На это должны ориентироваться и наши кадры. Центрами туристического притяжения уже являются уникальные памятники историко-культурного наследия – уйгурская крепость «Пор-Бажын», реконструируемый монастырский комплекс «Устуу-Хурээ», музей под открытым небом в Долине Царей; разнообразные природные ландшафты Тувы; самобытная кочевая культур; передаваемая из поколения в поколение живая традиция горлового пения; целебные источники и озера.
В Туву вернулась и главная археологическая находка XXI века – ценнейшая коллекция Аржаан-2. Результаты раскопок в 2001 году на территории Пий-Хемского района совершили переворот в теории происхождения скифов, доказав более древнее происхождение тувинских находок. Здесь была великая цивилизация. И сегодня уникальное мировое достояние вернулось на родину. Его магнетизм привлечет в Туву свою аудиторию ценителей высокого искусства и пытливые умы, увлеченные поисками истоков мировых цивилизаций.
Тема туризма остается последние 10-летия на уровне разговоров. А уже давно пора действовать. К этому подталкивает и решение российского правительства поддержать создание в Туве туристско-рекреационной зоны. Но эта поддержка может быть реализована только при наличии у республики целевой программы развития туризма. Она должна носить долгосрочный и территориально-комплексный характер. Туризм вполне оправданно претендует на статус точки роста практически во всех муниципальных образований республики.
Разработку программы поручаю министерству экономики республики и создаваемому агентству по туризму. Практика объединения двух ключевых направлений – туризма и предпринимательства – в рамках одного ведомства себя не оправдала. В программе развития туризма значительное внимание должно быть уделено межрегиональной и международной пропаганде богатейшего культурно-исторического наследия Тувы, природных красот республики.
Нужно активнее выходить в федеральные СМИ. Конкурс «Тува: точки роста», участвовать в котором могут, как журналисты республики, так и других регионов и центральных средств массовой информации, нацелен на это.
Уважаемые руководители муниципалитетов, деловой элиты республики!
В Туве сегодня работают 744 малых предприятия с общей численностью работающих почти в 5 тысяч человек. Это на 20 процентов больше, чем в 2007 году. Динамика хорошая. Но в сопоставлении с общероссийскими показателями мы еще отстаем. Доля частного бизнеса в региональном валовом продукте республики (ВРП) – 12%. В России – 17%.
Сравнительно невысокая деловая активность, особенно в производственной сфере, – вовсе не из-за отсутствия инициативы, идей и предприимчивости. У нас с этим проблем, мне кажется, нет и не будет. Это неверие в то, что тебе элементарно дадут работать. Это сегодня прекрасно понимает руководство страны.
Борьба с административными барьерами и чванливостью чиновников должна быть не дежурной акцией, а позицией власти. При чем не только региональной, но и многочисленных структур федеральных органов на территории республики. Обращаюсь к вам: государственный надзор подразумевает не столько фиксацию ситуации, сколько соучастие в профилактике, всемерную помощь в законодательном и совещательном регулировании.
Действия государственных структур, при всей важности и необходимости их работы, не должны тормозить развитие бизнеса.
А объективные условия для этого в республике налицо.
Крупные инвестиционные проекты как тягач неизбежно подтянут развитие малого и среднего бизнеса. Для их реализации потребуется целая сопутствующая инфраструктура, где поле деятельности для частной инициативы огромно. Жилье для рабочих, гостиницы, общежития, сеть кафе, ресторанов, частные клиники, базы отдыха, санатории, туристско-экскурсионное бюро, рекреационные услуги, школы хоомея, фитнес-клубы.
Нужно просто найти свою нишу и приложить усилия. А у нас даже в столице до сих пор нет ресторана традиционной национальной кухни и приличного магазина тувинской сувенирной продукции. Хочу подчеркнуть – именно тувинской.
Именно инициативы, имеющие социальное значение, работающие на положительный имидж Тувы, представляющие принципиально важный для республики аграрный бизнес, должны находить поддержку и пестоваться в недавно созданном бизнес-инкубаторе. Бизнес не должен концентрироваться исключительно в Кызыле. Необходима поддержка малых и средних предприятий на селе. Для местных властей именно они могут стать подспорьем в «вытягивании» территориальных точек роста. Это и сельхозпереработка, и приграничные связи, и народные промысла и ремесла, и, конечно, туризм.
Определяйте ваши ударные направления и адаптируйте к ним структуру местных администраций. Не действуйте по шаблону. Где-то необходим зам по сельскому хозяйству, а где-то отдел по развитию туризма.
Министерству экономики во взаимодействии с недавно созданным Союзом предпринимателей Тувы необходимо создавать сеть бизнес-инкубаторов в районах республики, содействовать созданию консалтинговых фирм по вопросам малого и среднего бизнеса.
Уважаемые депутаты!
Мы определили для себя: нам, значительно отстающему от других регионов, нужно прорывное развитие. И основываться оно должно не на технологиях вчерашнего дня, а на инновациях. Наука так шагнула вперед, что вчера еще маловостребованное сырье – те же овечьи шкуры – находят сегодня совершенно нетрадиционное применение, например, получение высокоценных биодобавок. Преодоление энергодефицита, обеспечение устойчивой связью и тем же местным телевизионным продуктом самых отдаленных чабанских стоянок Тувы, стройиндустрия, переработка сельхозпродукции – в этих направлениях превалировать должен инновационный подход.
Нужна более действенная связь науки и производства. Кластерный принцип работы, заданный недавно созданным научно-техническим советом, должен реализовываться. И Минэкономики опять же должно играть в этом штабную роль. Грантовая поддержка ученым – один из уже реально работающих стимулов.
Однако, акцент должен быть сделан на проекты, ориентированные на запросы экономики Тувы. Поощрение ученых должно быть лишь первым шагом, вторым – ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ коммерциализация (реализация) их проектов. Иначе проведение конкурса теряет смысл. Нам необходимо уже в текущем году разработать прогноз научно-технического развития республики с учетом основных тенденций развития страны и определения нашего места в нем.
На основании полученных результатов разработать и принять концепцию и новый закон о развитии инновационной деятельности.
Реализация всех этих задач опять же упирается в кадры. И при этом требует специальных знаний и подготовки от управленческого аппарата всех уровней. Готовы ли мы к этому? Думаю, вопрос должен ставиться по другому: готовы ли мы учиться управлять? Постоянно обновлять управленческие знания и навыки, расширять свой кругозор, быть в курсе основных экономических тенденций. Не только решать текущие вопросы предприятия или организации, села или района, министерства или представительного органа власти, но и видеть перспективу. Все рассматривать в РАЗВИТИИ. Просчитывать все последствия, прямые, косвенные. Не отрываться от людей, понимать их настроения и чаяния. Быть открытыми и доступными.
Непрерывность власти – это один из конституционных постулатов. Не ушел на каникулы и повесил амбарный замок. К сожалению, в летнее время в кожуунных центрах человеку получить нужную справку – проблема. Все в отпусках. Планируйте так свою работу, чтобы не оголять властные структуры. Чтобы была взаимозаменяемость.
Нужен четко прописанный функционал каждого чиновника, стандарты государственных и муниципальных услуг. Четко прописанная зона ответственности, чтобы потом огрехи одного уровня власти не приходилось в авральном порядке закрывать тому же правительству. Пример постоянно замерзающего Сукпака, где ни поселенческие, ни муниципальные власти не участвуют в выполнении своей прямой функции – жизнеобеспечение людей – более чем наглядный.
Индикативная оценка работы органов власти задана федеральным центром. Регионы оценивают по 77 показателям, муниципалитеты – по 30. Тува в этой работе пошла дальше других регионов, и по признанию Сибирского федерального округа, стала пионером в установлении индикаторов оценки деятельности структур исполнительной власти. Принцип четко прописанных функциональных обязанностей и критериев оценки деятельности считаю необходимо взять на вооружение и представительному органу власти. Обратная связь. Она нужна не от выборов к выборам, а в постоянном режиме.
Сегодня у многих политиков возникает соблазн монополизировать мнение народа и претендовать на исключительное знание его нужд и чаяний. При этом просто забывают спросить сам народ, что он по тому или другому поводу думает. Отсюда почва для манипулирования.
Нужен постоянно действующий центр социологических исследований и экономического анализа. В рамках реформирования органов исполнительной власти считаю необходимым его создание. Тогда будет ясность и четкое понимание, что тревожит и радует людей, чего они ждут от власти. А не словоблудие на эту тему.
Сегодня по поручению правительства группа ученых ТГУ, Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов и института гуманитарных исследований проводит комплексное социологическое исследование по эффекту реализации инвестиционных проектов на территории Тувы.
Уважаемые руководители!
Оптимальное использование бюджетных средств – это вопрос вопросов. Тем более в высоко дотационной республике. Финансовые средства необходимо концентрировать на точках роста. Вы должны обязательно закладывать средства на развитие, на точечных направлениях, которые дадут экономическую отдачу, повысят доходную часть местных бюджетов. Это понимание сегодня есть у многих глав муниципальных образований. Однако выявлены и случаи нецелевого использования бюджетных средств. В частности, по Тере-Хольскому и Сут-Хольскому кожуунам и г. Шагонару. Всего на сумму 4 млн. 500 тыс рублей.
Примеры показывают, что руководители бюджетных предприятий и организаций ведут себя вольготно. Инспекционные проверки выявили случаи, когда ежемесячные выплаты главам учреждений здравоохранения по их собственному распоряжению превышали 100 тысяч рублей. Что происходит?
Руководитель любой даже самой небольшой бюджетной организации обрастает значительным административным аппаратом, замами, бухгалтерами и кассирами. При этом зачастую низкопрофессиональными. Слабый бухгалтерский учет и значительные финансовые нарушения – итог такой кадровой политики.
Нужна оптимизация административных аппаратов бюджетных организаций, возможно, централизованный бухгалтерский учет.
Конечно, это может вызвать определенное сопротивление со стороны руководящего звена, но финансовый контроль и оптимизация расходования бюджетных средств нам просто необходимы. Это обязательно должно быть учтено в программах модернизации социальной сферы, которые сегодня разрабатываются и реализуются в республике.
В прошлом году мы впервые приняли бюджет до начала года. Это стало возможным благодаря конструктивному взаимодействию ветвей власти. Сейчас нам предстоит принять трехлетний бюджет. И здесь принципиально важно единое понимание приоритетов республики. Чтобы избежать ситуации торга, игры личных амбиций. Единое понимание перспектив развития. Внятность поставленных задач и их четкого разъяснения людям.
Страна энергично развивается. Новые вызовы и точки роста требуют соответствующих изменений в законодательстве. Правительство и Госдума, конструктивно взаимодействия, чему, кстати, во многом помогает новый партийный принцип построения власти, оперативно реагируют на появляющиеся правовые пробелы. Вносятся изменения в бюджетный, налоговый, таможенный кодексы, в законы, регламентирующие инвестиционную и инновационную деятельность, в избирательное право.
Нужно успевать быть в курсе. Для этого нужна постоянная система обновления знаний для управленческого звена, семинары по наиболее актуальным темам. По тому же земельному вопросы, с которым муниципалитеты сегодня сталкиваются.
Для того, чтобы не только поддерживать постоянную связь между республиканскими органами власти, но и включить в этот обмен муниципалитеты, дать им возможность обмениваться своим опытом нам крайне необходимо введение электронного документооборота, создание единой локальной сети, связывающей органы власти республики.
Это не просто разгрузка почты от килограммов бумажных постановлений, рассылаемых на самые разные уровни власти Тувы, но и новая более эффективная электронная система контроля за их выполнением. Это поможет и координации наших действий. Другой вопрос, что это потребует овладения новыми навыками. И это к вопросу о постоянной учебе управленцев. Лучше опережать, а не догонять.
Необходимо более активно использовать Президентскую программу подготовки управленческих кадров. Уникальный шанс, который мы до последнего времени упускали. Выделяемую республике квоту в 10 человек в 2006 году выбрали 2, в 2007 году – 1, только в этом году мы ее выполняем полностью, а на следующий год запрашиваем ее увеличение в 2 раза. Федеральный центр нам помогает найти более короткий путь к инновациям, межрегиональному и международному сотрудничеству. В других регионах создаются целые ассоциации выпускников этой программы. И они, как управленческая элита, становятся одним из локомотивов развития регионов. У нас этот ресурс используется слабо.
Почин сделан выпускниками двух ведущих лицеев республики, многие из которых уже сегодня занимают серьезные позиции в государственных органах власти, бизнес-структурах. Они создают Ассоциацию выпускников-лицеистов. Мы оказываем им посильную помощь, понимая, это наш основной кадровый резерв, сегодняшняя и будущая элита Тувы.
Сегодня мы приходим к пониманию, что карьерный управленческий рост должен быть систематизирован. Что работать с короткой скамейкой запасных, с колес нельзя. Необходимо формировать банк данных, кадровый резерв управленцев. И работа на уровне районного звена должна быть обязательным условием карьерного роста.
Это поручение создаваемому кадровому департаменту. Приглашаю принять участие в разработке необходимых документов депутатский корпус республиканского и муниципального уровня, общественность.
В России сегодня ставится задача создания инновационного общества. По мнению отдельных людей, в аграрно-патриархальной Туве она не выполнима. Я так не думаю. Убежден, инновационное общество просто необходимо республике. Это общество свободно мыслящих, творческих, инициативных людей. Неравнодушных. Общество, в котором любая созидательная инициатива приветствуется и поддерживается.
Создать такие условия в Туве вполне реально и нужно. И это должно стать задачей всех нас, сидящих в этом зале.
Уважаемые депутаты!
В заключение еще раз о тех задачах, которые стоят перед нами:
Первое. Инвестиции реально работают в Туве. Это основа для экономического рывка республики. Важно расширять сферу привлечения инвесторов. Не только освоение минерально-сырьевой базы республики, но и энергетика, стройиндустрия, туризм, сельское хозяйство, культурные и другие социальные проекты.
Второе. Ни у кого не вызывает сомнения, что без подготовленных кадров добиться ощутимого экономического роста невозможно. Нельзя мириться с парадоксальной ситуацией, когда при таком высоком уровне безработицы экономика республики испытывает острый дефицит квалифицированных кадров. Модернизация образования. Профессиональная ориентация школьников. Госзаказ с активным участием работодателей и прежде всего компаний-инвесторов. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров и, в первую очередь, постоянный профессиональный рост государственных и муниципальных служащих.
Третье. Комплексное планирование. Системность. Взаимоувязка планов и координация действий по их реализации должна проводиться в постоянном режиме. А это диктует необходимость непрерывного конструктивного многоуровневого сотрудничества: федеральных, республиканских, муниципальных властей, общества, бизнеса; межмуниципального и межрегионального взаимодействия.
Четвертое. При перевооружении и модернизации хозяйственного комплекса республики уходить от технологий вчерашнего дня, основываться на инновациях. Обеспечить эффективное взаимодействие производства и науки, задействуя местный научно-образовательный потенциал. Преимущественно поддерживать частные инициативы инновационного характера, имеющие высокую социальную значимость.
Пятое. Максимально использовать возможности, заложенные в Протокольном решении Правительства России.
Все эти актуальные задачи требуют серьезного законодательного обеспечения. И это должно стать предметом для нашей совместной кропотливой работы. Такая объемная и комплексная работа, требующая взаимного доверия и координации действий, возможна только в условиях межнационального и межконфессионального согласия и политической стабильности. В этом заинтересованы все.
Единодушное голосование на прошедших парламентских и президентских выборах – есть не что иное, как заказ на консолидацию, нацеленность людей на созидание и развитие. У нас не так много времени, чтобы оправдать ожидания народа.
Мы просто обязаны быть успешными и достичь максимально большего количества осязаемых положительных результатов, ощутимых изменений в качестве жизни людей.
На этом пути требуется самомобилизация каждого служащего, депутата. Мы не имеем права скатываться на личные амбиции и обиды, мы просто обязаны действовать в интересах народа, руководствоваться государственным подходом и чувством ответственности за судьбу республики.
Кто если не мы будет возрождать нашу любимую родину.
Благодарю за внимание!
7 июля 2008 года
|