Участок трассы М-54 от столицы Хакасии до Кызыла (столица Тувы) занял 9-ое место среди самых красивых дорог России. Подборку 10 самых красивых дорог страны накануне составил информационный портал «Российский туризм».
«Участок трассы М-54 от Абакана, столицы республики Хакасии, до Кызыла и дальше до границы с Монголией известен под историческим названием Усинский тракт. Дорога пролегает через первозданно дикие, практически не тронутые человеком Саянские горы, местами спускаясь в практически голую степь. Контраст потрясающий!», — так описывается трасса.
Добавим, на первом месте рейтинга располагается трасса М-18 «Кола», которая берет свое начало в Санкт-Петербурге и тянется до поселка Борисоглебский на самой границе с Норвегией. На втором месте — дорога А-135 в Карелии, на третьем — дорога «Волгоград — Элиста — Ставрополь» на четвертом — трасса А-147 (Западный Кавказ), на пятом — Военно-Грузинская дорога А-161.
Далее следуют трасса А-158 (Кабардино-Балкария), Серовский тракт на Северном Урале, Чуйский тракт на Горном Алтае, замыкает 10-ку дорога «Петропавловск-Камчатский — Усть-Камчатск».
Немного об истории легендарного Усинского тракта
... В конце прошлого - начале нынешнего веков в Туве появились первые русские промышленники и купцы - Медведевы, Сафьяновы, Вавилины и другие. В верховьях Енисея (Бий-Хема) предприниматели Сафьянов и Железнов проложили дерзкие маршруты, открыли крупные золотые прииски, которые разрабатывались с использованием дражного оборудования. Отсутствие дороги затрудняло освоение этого края.
Минусинские купцы Георгий Павлович Сафьянов, Николай Павлович Пашенных и Николай Федорович Веселков подали ходатайство Иркутскому генерал-губернатору о проведении колесно-гужевого пути через Усинский пограничный округ. Он должен был связать монгольский город Улясутая со станицей Иджим. Через каждые 25 верст предполагалось строить поселки-станции. Меня раньше удивляло: железной дороги и в помине близко нет, а поселки называются станциями. Теперь вот понятно, в чем дело. В этих местах просто жила обслуга дороги, были дом, ограда, амбар, баня. Так они и следовали по порядку: станция Буйба, Арадан, Медвежья, Иджим...
Теоретически началу строительства трассы было положено около 115 лет назад, когда Иркутский генерал-губернатор направил в Усинский округ для обследования местности инженера Сикорского. Его вывод был следующий: строительство дороги обойдется минимум в пятьсот тысяч золотых рублей. (Для сравнения: годовой доход самого богатого купца в Минусинске составлял в то время сто тысяч рублей).
Дело приостановилось. Только спустя десять лет, по настоянию начальника Усинского пограничного округа Александровича, для проектировки и составления сметы строительства дороги был прислан отряд инженеров и других специалистов. В 1909 году, после их работы, в Иркутске прошло совещание, где был обсужден готовый проект будущего тракта. Не буду говорить о перипетиях совещания, скажу лишь: вся бумажная документация, представленная генерал-губернатору, весила шестнадцать килограммов!
Так под нажимом промышленников Минусинска царское правительство начало строительство гужевого тракта через Саяны, дебри тайги. Как это и сейчас стало модно, а тогда тем более, работы начались с молебна в селе Григорьевка. Случилось это 26 августа 1910 года. Вот фактическая дата начала практического строительства царского тракта.
Вся дорога была разделена на три участка. Поначалу подрядчиками являлись крестьяне, переселенцы, а с 1912 года на строительство прибыла первая партия каторжан. За речкой Буйба, например, растет четыре аккуратных раскидистых елки, образующие квадрат. Здесь захоронено четверо каторжан, умерших от непосильного труда.
Ведь таких памятных мест на тракте - множество. Ценой многих человеческих жизней заплачено за его строительство! Бойцы партизанской армии Кравченко - Щетинкина проходили этим путем в годы гражданской войны в Красный город (Кызыл до 1921 года назывался Белоцарском). Они видели цепи, кандалы, полусгнившие тачки, почти развалившиеся землянки с нарами из жердей. Горно-таежная дорога по многим судьбам прошлась жестоким Молохом!
В 1913 году первый участок дороги протяженностью в 30 верст (одна верста - 1,6 километра) был сдан в эксплуатацию. Именно тогда и в честь, наверное, этого были сделаны снимки, представленные в самоиздатовском альбоме.
Начало первой мировой войны остановило все работы на трассе.
Спустя лишь два года сюда, наконец, прибыла первая партия уже политссыльных (нет, не со Сталина начались репрессии!). Ссыльных было около тысячи. А вот были военнопленные или нет - неизвестно. Не знают об этом и в Минусинском музее.
В следующем, 1917-м году, политссыльных на строительство тракта пригнали уже две тысячи человек.
В революцию строительство дороги вновь остановилось, она вновь осталась недостроенной. Тем не менее и по такой дороге в 1919 году прошел белогвардейский отряд есаула Бологова и партизанская армия Кравченко - Щетинкина: до Белоцарска...
Гражданская война нанесла строительству дороги значительный урон. Было сожжено шестнадцать мостов, разрушено во многих местах полотно дороги, гражданские сооружения.
Ближе к тридцатым годам вновь началось восстановление и продолжение строительства трассы. Крестьяне работали за трудовой гужевой налог, и только некоторое время спустя дорога перешла в руки государства. В 1935 году она попала в ведение НКВД, и работали на ее прокладке уже исключительно заключенные Сиблага. Через два года строительство было практически закончено. Ну, а если уж быть буквально точным, то последний участок трассы (Барбакхан - Кызыл) был принят в эксплуатацию в 1944 году, и приурочено это событие было к присоединению Тувы к России. Остается добавить, что в 1971 году была произведена реконструкция тракта Абакан - Кызыл, который начал так называться еще в пятидесятых годах. Сейчас трасса находится в ведении УпрДорЕнисей, штаб-квартира которой располагается в Кызыле.
|