|
Нынче, в 2010 году, на излете лета, исполняется 100 лет со дня начала строительства Усинского тракта. Сегодня 28 июля в Григорьевке Ермаковского района, где он тогда начинался, проходят праздничные мероприятия, посвященные этому событию. Так случилось, что еще в декабре 1998 года я впервые узнал много интересного о подробностях строительства этого значимого сибирского тракта, соединившего, по указанию еще царского правительства, Туву (тогда Урянхайский край) с Россией.
Я приехал в село Разъезжее того же района, и вечером сосед, скидывая в тещин огород снег с крыши, пригласил попариться в бане. После за столом я поделился своей новостью о том, что Леонтий Бакланов, герой рассказа Вячеслава Шишкова «Таежный волк», водил по будущему тракту Абакан - Кызыл сибирского писателя, жившего, правда, и печатавшегося в Петербурге. И тогда хозяин дома - приветливый, интеллигентный Анатолий Георгиевич Замараев (был он тогда в селе директором школы, председателем сельсовета) - неожиданно для меня обрадовано заявил:
- А у нас в сундуке хранится альбом с фотографиями. И знаете какими? На них снят Усинский тракт в 1913 году!
Анатолий Георгиевич минут пять-шесть копался в комнатном сундуке и, наконец, вынес потертый по краям темно-коричневый альбом, который мы начали рассматривать. Какие уникальные снимки! На одном - густая зимняя тайга, через речку переброшен бревенчатый мосток. На нем - два человека с ружьями. Они пристально глядят в фотокамеру. Еще бы: тринадцатый год! Это сейчас видеокамерой, не удивишь, а тогда... А вот снят начальственный осмотр работ на 26-й версте... Тут - долина реки Тепсель... Деревянные высокие ворота на границе с Тувой. Под скрещенными вверху копьями и щитом, на котором что-то написано с ерами и ятями, стоят люди в военной форме... Минуты любопытного перелистывания альбома перешли потом в два часа небезынтересного разговора вокруг дороги Абакан - Кызыл.
- Альбом перешел мне в руки от отца, Георгия Александровича, - рассказал тещин сосед. - Тот работал в 1937 году в Мигне зоотехником. Отсюда до Мигны - рукой подать. А отцу, в свою очередь, достался альбом по наследству от двоюродной сестры Елизаветы Поликши. Вот извините, отчество ее не помню. А та жила в Красноярске в двадцатых годах. Словом, семейная это реликвия - альбом. Я, в свою очередь, его вот сыну Володе передам, - и он не без улыбки посмотрел на нынешнего директора Разъезженской средней школы.
- Где же альбом появился на свет? - не унялся я.
- Это знаю: в Красноярске, в 1913 году. Знаю даже больше. Таких самодельных альбомов с фотографиями строительства Усинского тракта всего было тогда сделано тринадцать. - И Анатолий Георгиевич, обладатель уникальной вещицы, умолк с гордостью. Но ненадолго. - А знаете, всего два года назад, - добавил он, - в 1996 -ом, исполнилось сто лет, как началось обследование местности, где вскоре развернулись дорожные работы на современной автотрассе Абакан - Кызыл и 250 лет - дорожной службе России!
Я уже понял, что меня ждет интересное личное исследование. И когда начал подсобирывать материал, перед глазами все стояли снимки из альбома, которым уже около 100 лет. И передо мной неотступно стал вопрос: с чего же началось строительство Усинского тракта?
... В конце прошлого - начале нынешнего веков в Туве появились первые русские промышленники и купцы - Медведевы, Сафьяновы, Вавилины и другие. В верховьях Енисея (Бий-Хема) предприниматели Сафьянов и Железнов проложили дерзкие маршруты, открыли крупные золотые прииски, которые разрабатывались с использованием дражного оборудования. Отсутствие дороги затрудняло освоение этого края.
Минусинские купцы Георгий Павлович Сафьянов, Николай Павлович Пашенных и Николай Федорович Веселков подали ходатайство Иркутскому генерал-губернатору о проведении колесно-гужевого пути через Усинский пограничный округ. Он должен был связать монгольский город Улясутая с нашей станицей Иджим. Через каждые 25 верст предполагалось строить поселки-станции. Меня раньше удивляло: железной дороги и в помине близко нет, а поселки называются станциями. Теперь вот понятно, в чем дело. В этих местах просто жила обслуга дороги, были дом, ограда, амбар, баня. Так они и следовали по порядку: станция Буйба, Арадан, Медвежья, Иджим...
Теоретически началу строительства трассы было положено около 115 лет назад, когда Иркутский генерал-губернатор направил в Усинский округ для обследования местности инженера Сикорского. Его вывод был следующий: строительство дороги обойдется минимум в пятьсот тысяч золотых рублей. (Для сравнения: годовой доход самого богатого купца в Минусинске составлял в то время сто тысяч рублей).
Дело приостановилось. Только спустя десять лет, по настоянию начальника Усинского пограничного округа Александровича, для проектировки и составления сметы строительства дороги был прислан отряд инженеров и других специалистов. В 1909 году, после их работы, в Иркутске прошло совещание, где был обсужден готовый проект будущего тракта. Не буду говорить о перипетиях совещания, скажу лишь: вся бумажная документация, представленная генерал-губернатору, весила шестнадцать килограммов!
Так под нажимом промышленников Минусинска царское правительство начало строительство гужевого тракта через Саяны, дебри тайги. Как это и сейчас стало модно, а тогда тем более, работы начались с молебна в селе Григорьевка. Случилось это 26 августа 1910 года. Вот фактическая дата начала практического строительства царского тракта.
Вся дорога была разделена на три участка. Поначалу подрядчиками являлись крестьяне, переселенцы, а с 1912 года на строительство прибыла первая партия каторжан. За речкой Буйба, например, растет четыре аккуратных раскидистых елки, образующие квадрат. Здесь захоронено четверо каторжан, умерших от непосильного труда.
Ведь таких памятных мест на тракте - множество. Ценой многих человеческих жизней заплачено за его строительство! Бойцы партизанской армии Кравченко - Щетинкина проходили этим путем в годы гражданской войны в Красный город (Кызыл до 1921 года назывался Белоцарском). Они видели цепи, кандалы, полусгнившие тачки, почти развалившиеся землянки с нарами из жердей. Горно-таежная дорога по многим судьбам прошлась жестоким Молохом!
В 1913 году первый участок дороги протяженностью в 30 верст (одна верста - 1,6 километра) был сдан в эксплуатацию. Именно тогда и в честь, наверное, этого были сделаны снимки, представленные в самоиздатовском альбоме.
Начало первой мировой войны остановило все работы на трассе.
Спустя лишь два года сюда, наконец, прибыла первая партия уже политссыльных (нет, не со Сталина начались репрессии!). Ссыльных было около тысячи. А вот были военнопленные или нет - неизвестно. Не знают об этом и в Минусинском музее.
В следующем, 1917-м году, политссыльных на строительство тракта пригнали уже две тысячи человек.
В революцию строительство дороги вновь остановилось, она вновь осталась недостроенной. Тем не менее и по такой дороге в 1919 году прошел белогвардейский отряд есаула Белоногова и партизанская армия Кравченко - Щетинкина: до Белоцарска...
Гражданская война нанесла строительству дороги значительный урон. Было сожжено шестнадцать мостов, разрушено во многих местах полотно дороги, гражданские сооружения.
Ближе к тридцатым годам вновь началось восстановление и продолжение строительства трассы. Крестьяне работали за трудовой гужевой налог, и только некоторое время спустя дорога перешла в руки государства. В 1935 году она попала в ведение НКВД, и работали на ее прокладке уже исключительно заключенные Сиблага. Через два года строительство было практически закончено. Ну, а если уж быть буквально точным, то последний участок трассы (Барбакхан - Кызыл) был принят в эксплуатацию в 1944 году, и приурочено это событие было к присоединению Тувы к России. Остается добавить, что в 1971 году была произведена реконструкция тракта Абакан - Кызыл, который начал так называться еще в пятидесятых годах. Сейчас трасса находится в ведении управления автомобильных дорог общего пользования Республики Тыва.
Вот откуда есть и пошла так многим хорошо знакомая визуально дорога Абакан - Кызыл. А если она вам незнакома, вы обязательно еще проедете по ней и, быть может, вспомните "Левонтия" Бакланова, который был одним из тех, кто своими ногами протаптывал в начале ХХ века Усинскую тропу.
|
|