|
История одной из самых известных фотографий военных лет, украшавшей долгие годы экспозицию, посвященную Великой Отечественной войне в Кызыле и ставшей главным символом выставки в Москве «Тувинская Народная Республика – все для общей победы!», наконец, сегодня была открыта. Фотография часто экспонировалась без подписи. Экспликация в музее Тувы была короткой: Борис Лама и Усов. И если о Борисе Шомбуловиче Ламе, ординарце боевого командира тувинского кавалерийского эскадрона Адыг-Тулуша Кечил-оола, написано много. То о втором герое фотографии не было известно ничего.
Сегодня, в День пожилых людей, премьер Тувы Шолбан Кара-оол побывал в гостях у вдовы фронтовика Бориса Ламы Екатерины Андреевны. В качестве подарка помимо плазменного телевизора (Екатерину Андреевну в последние годы подводит зрение и именно телевизор стал для нее главным источником информации) премьер передал легендарную фотографию ее мужа. «Как здорово! Я очень сожалела, что ее больше нет в семейном архиве, Борис давно унес ее то ли на телевидение, то ли в музей. Она замечательная. И они на ней такие красивые: Саша и Борис»
Открылась и вся история знаменитого снимка. Когда добровольческий эскадрон воевал на Украине командование 31-го полка приняло решение командировать в Туву двух своих посланцев, пусть они расскажет жителям далекого иностранного государства, как храбро воюют их земляки. Выбор пал на Бориса Ламу и Александра Усова.
«Когда они приехали, в Кызыле был настоящий переполох среди прекрасной половины. Их возили на машинах, а им нравилось пешком идти, так чтобы девчата заглядывались. В папахах, бурках. Высокие, красивые, – эмоционально вспоминает Екатерина Андреевна. – Они выступали в коллективах, описывали фронтовые будни, настраивали «тыл» на еще большую поддержку фронту. Саша, как потом рассказывал Борис, погиб на войне. Борис вернулся».
Познакомились через одного знакомого военного. День Победы встречали уже мужем и женой. Она помнит, как от радости кричали, услышав новость о Победе по радио, как побежали на площадь, как много там собралось людей.
В военной биографии Бориса (Тулуша) Ламы, уроженца Чаа-Хольского кожууна, была пара очень рисковых эпизодов на грани жизни и смерти. Однажды своего адъютанта Кечил-оол отправил с донесением к политруку Байысклану, который дислоцировался в другом месте. Пока он скакал, фашисты потеснили наших и заняли их позицию. Лама скакал обратно к своим, к Кечил-оолу, а попал прямиком к фашистам в руки. Но пока разбирались, что это за солдат заскочил в их расположение, тот резко развернул коня и умчался восвояси.
Екатерина Андреевна родилась в Сарыг-Сепе в семье Акулины Тарасовны Бухтуевой, работавшей когда-то служанкой у купцов Стародумовых, и Андрея Ивановича Чана, корейского повара. Семья из Сарыг-Сепа переехала в Кызыл, где отец работал в знаменитой корейской столовой, стоявшей на месте нынешней площади Арата.
В ее трудовой книжке одно место работы – Респотребсоюз. Проработала бухгалтером. В коллективе к нам ветеранам по-доброму относятся, рассказывает она премьеру. Собирают на День пожилых людей, поздравляют, стол накрывают. Всё очень тепло.
Ей – 85 лет, восемь из которых она живет одна. В 2002 году после трех перенесенных инфарктов ушел из жизни Борис Шомбулович Лама. Дочь, внук и правнуки живут за пределами республики. Звонят ежедневно, интересуются, как дела. Есть друзья, знакомые – телефон не молчит. «Только вот один за другим мои друзья уходят», – сетует хозяйка.
Она сохранила главное неравнодушие. И всем, что волнует и радует, поделилась с Шолбаном Кара-оолом.
Раньше говорит, на фронтовиков вообще внимания не обращали. Семья Лама, например, очень долго не могла получить квартиру, жили по разным углам. Сейчас внимания фронтовикам много. Хорошо, что мемориал создан с именами всех, кто ушел на фронт. Я хочу обязательно отдельно выбраться в центр города и посмотреть, есть ли там все мои одноклассники. Они все ушли на фронт. И все до одного погибли. Спасибо, что вы много делаете, чтобы память о подвиге земляков хранили их потомки.
|
|