"Единороссы" в Туве установили очередной рекорд, показав на фоне высокой явки один из лучших результатов среди всех регионов, где 8 сентября прошли парламентские выборы. Местная "оппозиция" пыталась взять парламент республики с нахрапа, чуть ли ни силовым давлением. Долго и основательно готовилась к "броску за власть", нашла на стороне партийную крышу, привлекла ресурсы и в завершение устроила бузу на участках в день голосования. Итог известен. И хотя после драки кулаками не машут, "оппозиционеры", представляющие политико-коммерческий клан из 90-х и совсем чужие для Тувы интересы из соседних регионов, предпринимают отчаянные попытки оспорить результаты выборов.
Два пути
В Туве прошли выборы в республиканский парламент — Верховный Хурал. При высокой явке — около 75 % "Единая Россия" в очередной раз показала, кто в доме хозяин — партия власти набрала более 80 % голосов избирателей. Среди всех региональных выборов в законодательные органы, которые прошли 8 сентября в России, это лучший показатель. Плюс победа каждого из 16 кандидатов одномандатников "Единой России". Показатели у других участников гонки значительно скромнее: ЛДПР — 7,75 %, Справедливая Россия — 4,56 %, КПРФ — 3,63 %, Коммунисты России — 2,3 %.
На предыдущих выборах в Верховный Хурал "Единая Россия" получила 84,03%. Три года назад лидер тувинских единороссов Шолбан Кара-оол уверенно победил на губернаторских выборах, получив 85,66% голосов избирателей. Наконец, в прошлом году на выборах Президента РФ родина Сергея Шойгу поставила абсолютный рекорд по явке — 93,66%. Тува вошла в тройку рекордсменов и по голосованию за Владимира Путина — 91,98 %, уступив только Кабардино-Балкарии и Крыму. Таким образом, если подходить к победному результату "Единой России" на выборах-2019 с формальной стороны, опираясь исключительно на цифры и факты, то полученный результат выглядит вполне закономерно. Однако, у этого результата есть и другая сторона, которая гораздо ценнее: победа ясной перспективы ускоренного развития региона над безвольным отступлением назад, в темные закоулки прошлого.
На выборах в Верховный Хурал столкнулись два диаметрально противоположных взгляда. Один олицетворяла "Единая Россия" и Глава Тувы Шолбан Кара-оол, который возглавил список единороссов с лозунгом — "За развитие!". Иной путь, прикрытый как фиговым листком призывом "За перемены!", отчаянно проталкивала оппозиция во главе с владельцем торговых центров Андрианом Ооржаком, сыном Ооржака старшего, который руководил Тувой с начала 90-ых и до 2007 года, находясь то на должности президента, то председателя правительства республики.
За развитие!
Кара-оолу, который возглавил республику весной 2007 года, многое приходилось восстанавливать заново, строить, исправлять. В итоге Тува поднялась с колен, стала набирать обороты, формировать основу для экономического роста и рывка. Заработала идеология Кара-оола: с одной стороны, в трудный момент необходимо поддержать социально-незащищенные слои населения, многодетные семьи, с другой, нельзя превращать трудоспособный народ в бюджетного иждивенца, надо дать людям "удочку" — возможность зарабатывать самим, максимально помочь им в организации своего дела. Проводником такой политики стала серия успешных губернаторских проектов, реализованных в Туве. Так, только благодаря одному из них — "Кыштаг для молодой семьи" — за три года в республике появилось несколько сот новых фермерских хозяйств, во владении которых — более 62 000 овец и более 1300 коров. И таких примеров решения конкретных вопросов на местах — очень много.
По инициативе главы республики в марте состоялось историческое событие — впервые Правительство РФ под руководством премьер-министра провело отдельное заседание, посвященное конкретному региону, по инициативе самого региона. За мартовским совещанием последовали "правительственные десанты" в Туву. Последний по времени состоялся в августе. В Кызыле прошло выездное совещание, цель которого — согласовать с правительством республики уникальный документ — окончательный вариант индивидуальной программы ускоренного социально-экономического развития Тувы до 2025 года перед тем, как она будет представлена на рассмотрение Главе Правительства России Дмитрию Медведеву. Приехали ключевые федеральные министры — главы Министерства финансов России Антон Силуанов и Минэкономразвития РФ Максим Орешкин. Вместе с ними прибыл гендиректор "РЖД" Олег Белозеров. То есть, в Кызыле собрались люди, которые отвечают в России за три важнейших направления: финансы, экономическое развитие и железные дороги. Одно это говорит о том, что индивидуальная программа стала исторически свершившимся фактом. Тува вышла на стартовую отметку для мощного экономического рывка, который уже в ближайшие годы позволит раскрыть богатейший потенциал республики, приумножить благосостояние ее населения.
Детище Кара-оола — программа ускоренного развития Тувы — превращается в главный документ развития региона на грядущие шесть лет. Прописано 347 мероприятий (большинство — инвестиционные проекты) на 1,4 трлн. рублей из средств федерального, республиканского бюджетов и внебюджетных источников. Получается в среднем более 200 млрд. рублей в год или около 10 сегодняшних бюджетов республики. Такой мощной поддержки республика не получала даже в советские времена. В результате реализации программы реальная заработная плата в республике должна вырасти к 2025 году на 30 %, настолько же — инвестиции в экономику. Инструменты достижения этих целей — крупные инвестиционные проекты в сфере транспортной инфраструктуры и промышленного производства. Также программа предусматривает меры массированной поддержки малого и среднего предпринимательства, особенно в области АПК. Наряду с задачами экономического характера будет предпринято масштабное обновление объектов социальной сферы, инженерной и коммунальной инфраструктуры.
Сейчас индивидуальная программа ускоренного развития Тувы вышла на завершающий этап. В течение месяца ее рассмотрит премьер России, а затем — утвердит правительство. Стержень программы — строительство первой в истории Тувы железной дороги по маршруту Кызыл — Курагино, которое началось уже в этом году.
О реальности намеченных планов говорит и тот факт, что за время правительственных десантов в Туве прямо на месте принимались решения по важнейшим для региона вопросам. От придания аэропорту Кызыла международного статуса — до пособий на третьего ребенка и последующих детей. Ежемесячно почти по 12 тыс. рублей! Для Тувы это настоящий прорыв в борьбе с бедностью в многодетных семьях. За три года республика из федерального бюджета на эти цели получит более 1,5 млрд рублей.
Нынешний уровень взаимоотношений с центральной властью не снился ни одному из предшественников Кара-оола. Ему удалось выстроить рабочие отношения с федеральным центром таким образом, что отдаленный, дотационный регион перестает восприниматься Москвой в роли просителя из "медвежьего угла". Благосклонное отношение высшего руководства страны, чуть ли не ежегодные "президентские каникулы" Владимира Путина в Туве. Прямая поддержка со стороны самого влиятельного лоббиста интересов республики, министра обороны РФ Сергея Шойгу. Тесные деловые отношения с главой правительства РФ Дмитрием Медведевым, ключевыми министрами и руководителями федеральных ведомств. Все это сработало и является бесспорной заслугой Кара-оола, фигуру которого в жесткой системе вертикали власти можно оценить на уровне национального достояния.
На этом фоне невольно возникает простой вопрос: на что могла рассчитывать оппозиция?
За перемены, обратно в 90-е?
В отличии от "Единой России", малочисленная "оппозиция" показала, насколько политическая сила может быть несостоятельной и несамостоятельной. "Оппозиция" не просто ушла под "крышу" ЛДПР (Жириновский с его имперскими заявлениями не в чести в национальных регионах), она — перебежала на чужую территорию, под "крышу" ЛДПР из другого региона.
Провальная стратегия, заключалась в постоянной критики любых действий властей, даже очевидно полезных, работающих на благо республики. Попытка представить родной регион исключительно в виде "токсичной территории", сосредоточием негатива, беспросветного настоящего и отсутствия каких-либо перспектив на будущее, если только "не поменять власть". Опытные политтехнологи на практике хорошо знают, что подобного рода "темы и смыслы" не повышают рейтинг их авторов.
Неудачной оказалась позиция и лидера "тувинского ЛДПР" Андриана Ооржака. Стоило ему переходить на конкретику, заявлять, что при нынешней власти "это загубили, то распродали", как в ответ оппозиция получала крепкие щелчки по носу. Ей напоминали, что поголовье скота в годы правления Шериг-оола Ооржака, отца Андриана, сократилось более чем в 3 раза. Производство мяса и молока упало в 1,7 раз, яиц — в 17 раз, шерсти — в 3 раза, зерна — в 2,4 раза, молочной продукции — в 15,5 раз.
Оппозиция закричала о стоимости угля и развале экономики, но люди напомнили: при Ооржаке старшем — двукратное сокращение объемов добычи угля. Асбеста стали добывать более чем в 100 раз меньше. В конце концов, рухнули производства, составлявшие гордость республики — Туваасбест и Тувакобальт. В наследство будущим поколениям остались только ядовитые хвостохранилища и зияющие проемы разбитых производственных помещений. Производство кирпича рухнуло в 30 раз, железобетонных изделий — в 18,7 раз, ввод жилья сократился в 5 раз, объем грузоперевозок — в 14,8 раз. И т.д., и т.п. Апофеозом "блестящего" управления экономикой Тувы в 90-е — начале 2000-х стало снижение доли собственных доходов в бюджете республики с 30% до 6 %.
По ходу кампании образ Андриана раздваивался и даже расстраивался. Лидер оппозиции превращался то в своего отца Шериг-оола, фигура которого постоянно маячила на этих выборах как тень из недоброго прошлого, то, неожиданно, образ приобретал черты истинного хозяина ЛДПР — бритого господина из соседнего региона, который потратил немало средств на организацию предвыборной бузы в Туве. В итоге Андриан так и не смог попасть в политический фокус.
В позитивном плане "оппозиция" не предлагала ровным счетом ничего, кроме общих слов "за все хорошее, против всего плохого". При этом — ноль реальных дел на благо избирателей. Тактика не нова для малочисленной, но всегда чрезмерно активной оппозиции во всех уголках страны. Под фейковым лозунгом "За перемены!" Туву попытались столкнуть на путь назад, в 90-е.
Технологией, призванной разрушить процесс выборов в республиканский парламент, стал завоз "проплаченных наблюдателей" (другие не поедут) с опытом создания невыносимой атмосферы на избирательных участках в день голосования. В отличие от регионов, которые сталкивались на практике с последствиями применения этой "технологии", в Туве ее удалось укоротить. Было немного странно читать в СМИ про автобус с "наблюдателями" из Красноярского края, где описывалась масса деталей инцидента, но не встречался ответ на очевидный вопрос: что понадобилось на выборах в Верховный Хурал десяткам заточенных на провокации жителям из других регионов?
В день выборов "пришельцы" из автобусов объявились на избирательных участках. Всего, по данным республиканского избиркома, общее количество наблюдателей составило 1728 человек, что стало рекордом за всю историю Тувы. Даже за выборами Президента РФ в 2018 году наблюдало 774 общественников.
И пошло-поехало! В итоге было подано около 1000 жалоб на заезжих наблюдателей и отдельных членов ЛДПР. Скандал докатился до Москвы. Представитель избиркома Тувы сообщил председателю ЦИК Элле Памфиловой, что наблюдатели от ЛДПР мешают подсчитывать голоса, и что они прибыли из Красноярска. В ответ Памфилова не только поручила разобраться в ситуации, но и дала совет: "Жестко привлекайте правоохранительные органы, чтобы неповадно было. Нужно обеспечивать права избирателей, а не мешать избирательному процессу".
Вместо послесловия
Говорят, если история повторяется дважды, то во второй раз — в виде фарса. Сейчас Ооржак & Со пытаются оспорить результаты, в социальных сетях грозят карами "нарушителям выборного законодательства". "Мы не принимаем итогов выборов, которые нам хотят представить", — говорит Андриан.
Красноречивым подтверждением того, что избиратели Тувы выбирали между прошлым и будущим, между позитивом и негативом, является и тот факт, что парламентская КПРФ и СР не смогли преодолеть 5% барьер и оказались в роли невольных статистов. Тува делала выбор не исходя из политических предпочтений, а, скорее, рационально голосовала за путь развития, против политического и экономического банкротства из 90-ых, так называемой "эпохи перемен".
Такова драматургия этих выборов. Выбор сделан. Регион готовится двигаться вперед, по пути развития.