Праздничный парад Победы, прошедший 9 мая в Кызыле, столице Тывы, стал единственным в России, в котором приняло участие подразделение кавалерии. Мимо праздничных трибун в парадном строю прошел конный взвод вьючно-транспортной роты 55-й отдельной мотострелковой горной бригады, сообщает блог BMPD.
В Российской Армии в настоящий момент всего две такие роты. Бойцов на лошадях монгольской породы по площади Кызыла вел командир взвода прапорщик Сергей Соян. Сообщается, что военнослужащие роты будут участвовать в армейских международных играх «АРАВТ» 3 августа 2019 года на территории Монгольской народной республики.
Это событие, помимо своей необычности, имеет немалое символическое значение для Республики Тыва, поскольку отсылает нас к подвигам тувинских кавалеристов-добровольцев на фронтах Великой Отечественной войны.
Напомним, что летом 1941 года Тува де-юре была самостоятельным государством (Тувинская Народная республика стала частью Советского Союза уже во время войны, 11 октября 1944 года), однако нападение гитлеровцев на СССР было воспринято ею, как агрессия против нее. Помимо огромной (по масштабам небольшой страны) материальной помощи, в РККА поступали добровольцами воины-тувинцы. Они храбро сражались в танковых войсках и артиллерии, но особую известность приобрели тувинские конские части, прославившиеся мужеством, отвагой и беспощадностью к захватчикам.
Так конники из Тувы в составе 8-й кавалерийской дивизии принимали участие в рейдах по тылам противника на западе Украины. После боя под Дуражно в январе 1944 года немцы стали называть тувинцев «Der Schwarze Tod» – «Черная Смерть».
Пленный немецкий офицер Г. Ремке во время допроса сказал, что вверенные ему солдаты «подсознательно восприняли этих варваров (тувинцев) как полчища Аттилы» и потеряли всякую боеспособность... Определенную роль тут сыграло и то обстоятельство, что тувинские бойцы в соответствии со своими воинскими традициями, в плен неприятеля не брали.
Тувинцы сражались храбро и очень стойко. Командование 8-й Гвардейской кавалерийской дивизии писало тувинскому правительству: «... при явном превосходстве противника, тувинцы стояли насмерть. Так в боях под деревней Сурмиче 10 пулеметчиков во главе с командиром отделения Сатом Бурзекеем и Донгур-Кызыл и расчет противотанковых ружей во главе с Дажы-Серен в этом бою погибли, но ни на шаг не отошли, сражаясь до последнего патрона. Свыше 100 вражеских трупов было насчитано перед горсткой храбрецов, павших смертью героев. Они погибли, но там, где стояли сыны вашей Родины, враг не прошел...».
Эскадрон тувинских добровольцев освободил 80 западноукраинских населенных пунктов. С боями, преследуя отступавших немцев, полк, в составе которого сражались тувинские добровольцы, пробился к Ровно. 1 февраля тувинцы заняли кирпичный завод и вырвались вперед, на значительное расстояние от остальных сил. Развивая наступление открытыми флангами, эскадрон во главе с капитаном Кечил-оолом вышел к железной дороге и, использовав благоприятный момент, атаковал вражеских солдат. Ворвавшись на железнодорожную станцию, на путях которой стояли эшелоны с военной техникой, они дождались оставшуюся часть полка и ворвались в Ровно. За мужество и героизм 17 тувинцев были награждены орденами Славы.
Из 80-тысячного населения Тувинской республики в Великой Отечественной войне приняли участие около 3500 выходцев из Тувы. То есть каждый двадцатый житель республики принял непосредственное участие в защите СССР и освобождении Европы от гитлеровских оккупантов.
Отметим, что до войны, в рядах тувинской армии насчитывалось всего 489 человек (4 эскадрона по 4 взвода, а также танковый взвод, взвод связи, пулеметный полуэскадрон, музыкальный взвод, интендантский взвод).
Около 20 бойцов и командиров стали кавалерами ордена Славы. Двум тувинцам было присвоено звание Героя Советского Союза – Хомушку Чургуй-оол и Тюлюш Кечил-оол.
И сегодня участие кавалеристов в параде Победы в Кызыле однозначно воспринимается не только как воплощенная память, но и как знак того, что славные воинские традиции народа Тувы живы.
|