|
В Кызыле объединились ребята, готовые сломать устоявшийся порядок вещей и запустить процесс, который в конечном итоге поменяет реальность. Они открыли образовательный центр — но не просто для того, чтобы зарабатывать на нём деньги. Свою жизнь они решили посвятить важной миссии: подготовке поколения осознанных, грамотных, талантливых технарей.
Хватит уже кормить юридические да экономические факультеты, считают эти ребята. Есть столько других, не менее интересных профессий, которые динамично развиваются. Пора убедительнее рассказать о них школьникам. Рассказать не ради галочки, а так, чтобы вдохновить, мотивировать подростков выбрать эти профессии. Пока у нас не будет собственных высококлассных специалистов, нечего ждать и развития в тех сферах, которые должны создавать эти люди. Так считают ребята. И одна из них — Роланда Ооржак; сегодня она будет отдуваться за всех.
* * *
Роланда — выпускница одной из лучших школ республики — гимназии № 15. Закончила профильный социально-экономический класс, хотя ещё в девятом учитель физики настаивал, что у неё выраженные способности к его предмету. Девочка тогда к наблюдению педагога отнеслась легкомысленно. Интересы, простиравшиеся вокруг алгебры, информатики и экономики, определили и выбор будущей профессии. Роланда отыскала специальность инженера-программиста и сдала нужные экзамены.
Однако — не тут-то было. Туда, куда собиралась, выпускница не прошла. Ни в Питере, ни в Красноярске поступить ей не удалось: проходные баллы неожиданно подскочили — видимо, спрос на специальность выдался очень высок.
Сама Роланда в тот момент находилась в Новосибирске, на который у неё оставалась последняя надежда. Но и в СибГУТИ она не прошла. Что делать?
И тут один новый знакомый, местный, новосибирский, студент, посоветовал: а сходи-ка ты в НГТУ — там, говорят, недобор.
Так она и оказалась на физико-техническом факультете Новосибирского государственного технического университета. Место для нежной восточной девушки, признаться, не самое подходящее. Позже, однако, выяснилось, что из Тувы здесь уже учатся несколько ребят.
Сначала думала: главное — поступить, чтобы не терять время. Факультет немного подавлял её своей направленностью. Вот радиотехнический, казалось ей, куда понятнее и, должно быть, проще. Решила через год перевестись.
А потом началась учёба. И тут Роланда очень остро почувствовала, как не хватает ей знаний по физике. Впрочем, несмотря на это, первый семестр она закрыла хорошо, преподаватели даже хвалили её, старательную девочку из Тувы, и ставили в пример новосибирцам. Дальше материал усложнялся, и учиться становилось всё тяжелее.
На радиотехнический через год студентка не перевелась: надо было сдавать огромную разницу. Даже пробовать не стала.
Трудно сказать, чего стоили Роланде четыре года бакалавриата НГТУ. Выплакано было море слёз, получено много двоек, которые поначалу ошеломляли, а потом даже вошли в привычку: получила — исправила. Все так учились. Был и академический отпуск по состоянию здоровья.
В итоге из группы в двадцать человек через четыре года закончил бакалавриат только один. Большинство бросили, не справившись с нагрузкой. «Второгодников», то есть тех, кто прерывался на академ, диплом получили двое. И одна из них — наша доблестная Роланда.
С точными науками, поняла она, в российских школах сегодня ситуация безрадостная. В технический вуз абитуриенты приходят с очень слабой базой, настолько, что не выдерживают потом нагрузки высшей школы. Размышляя об этом, Роланда взгрустнула: физику как предмет она любила и уважала, поэтому сдаваться так просто не собиралась.
НГТУ — один из сильнейших университетов России, там готовят специалистов, которые двигают потом науку. Экспериментаторов. Студенты практикуются в Институте ядерной физики имени Будкера СО РАН. Занимаются серьёзными научными исследованиями. Идентичными экспериментами занимаются учёные в крупных европейских институтах и лабораториях.
Сокурсник Роланды, тот самый единственный выпускник, не сошедший с пробега и выдержавший его без пауз, после диплома остался в Институте ядерной физики. Когда Роланда заканчивала бакалавриат, он работал в области нейтронозахватной терапии — это метод лечения рака с использованием реакций, возникающих между радиочувствительными медикаментами и нейтронами. Терапия на основе бора, разработанная учёными этого института, применяется сегодня в онкологических клиниках.
И Роланде предлагали остаться работать в институте — исследования, которыми занималась она, тоже были актуальны и перспективны. Но тогда она не решилась.
В академическом отпуске, чтобы дать своему организму возможность отдохнуть от цифр и формул, так сказать, перезагрузиться, она взяла и… выучилась на флориста. Ей казалось, что для хрупкой девушки нет более прекрасного занятия, чем составление цветочных композиций.
И, получив диплом, она ушла работать в… цветочный магазин.
После четырёх лет в ядерной физике это казалось чем-то райским.
Впрочем — не так долго.
Скоро выяснилось, что флорист не только складывает цветы в букеты, он выполняет ещё массу тяжёлой и грязной работы. Спустя полгода Роланда поняла, что устала и не готова больше тратить на это своё время.
После флористики было ещё рекламное агентство — здесь, в Кызыле, и опять же совсем недолго.
И только потом она насмелилась, наконец, прийти в ТИКОПР.
В институте её приняли.
Погрузившись в знакомую терминологию, в аналитику Роланда вдруг поняла, как соскучилась по умственной работе. По любимой науке. По сложной, многострадальной физике.
Спустя некоторое время она поступила в магистратуру в Улан-Удэ: одного бакалавриата для научного сотрудника оказалось мало, Роланда сама почувствовала, что ей недостаёт кое-каких знаний, она не умеет работать со специальными программами. Всему этому надо было учиться.
Ну а в Бурятии обстоятельства сложились так, что девушка вдруг взялась за репетиторство. Эта деятельность ей неожиданно очень понравилась, и в голове её начала отчётливо вырисовываться картина будущего. С несколькими друзьями, тоже закончившими статусные новосибирские и томские вузы, Роланда решила открыть в Кызыле свой репетиторский центр.
В августе прошлого года она вернулась в Кызыл, а в сентябре энергичная команда уже набирала первых воспитанников.
— Сейчас я применяю те знания, которые получила в вузе, — говорит Роланда. — Когда появится возможность, мы начнём проводить эксперименты, исследования. Цель нашей команды — готовить сильных технарей.
Сейчас, в век высоких технологий, технические специальности в мире очень востребованы. А ребят, интересующихся ими, как показывает практика, крайне мало. В вузы на них невысокий конкурс — а такого не должно быть в принципе. Отчасти это происходит из-за того, что в школе подготовка слабая. И не только в Туве. Дети считают эти предметы и профессии сложными, возможно — неинтересными. На самом же деле это далеко не так.
Мы на собственном опыте знаем, каково учиться в технических вузах, какие предстоят сложности. Имеем представление, как эти полученные знания потом можно применить в Кызыле. В ТИКОПРе я увидела, какое количество замечательных проектов можно реализовывать. Сейчас сотрудники института работают над строительными материалами, которые можно применять на стройках вместо привозных. То есть многое мы можем производить сами, здесь. Беда только в том, что у нас нет кадров. Так вот, наша мечта — чтобы такие кадры в Туве были. Свои.
— Для таких производств нужно открывать предприятия…
— Но прежде требуется подготовить людей. Поэтому и нужно стимулировать интерес детей к техническим специальностям, а значит, делать упор на качественное преподавание физики, математики. Понадобится им и география, биология. Медицина ведь тоже сегодня широко развивается — и именно с техническим уклоном. К примеру, нанобиология — это тоже невероятно интересно.
К сожалению, ребята всё ещё видят себя юристами и экономистами. Ко мне многие приходят потому только, что им нужна физика для подготовки к поступлению на МЧС. Тоже популярное направление у абитуриентов. Всё одно и то же. Почему такой узкий выбор?
— Дети выбирают то, что у них перед глазами.
— Нужно расширять их кругозор. Постоянно рассказывать, что есть другие специальности. Или, увидев в ребёнке какой-то определённый интерес, склонности, — поддержать их, правильно направить. Ребёнок, который потом найдёт свой путь, будет счастливым человеком.
* * *
В образовательном центре, который открыли ребята, сегодня работает дружная команда из семи молодых педагогов. Примкнули к технарям и гуманитарии — и всех их объединяет горячая любовь к своим предметам и делу, которым они занимаются. Роланда считает, что именно это — их главное преимущество перед другими аналогичными центрами. А их в Кызыле сегодня немало.
Ребята имеют чёткое представление о том, в каком направлении будут расти. В ближайшее время они запускают онлайн-школу для детей из районов, а также для очень занятых кызылских школьников, дни которых забиты с утра до вечера учёбой, факультативами, спортивными секциями и прочим.
Потом, когда центр окрепнет и накопит опыт Роланда мечтает открыть на его базе физмат-школу — нечто подобное тому, что действует в Новосибирске при НГУ. Девушка уже поделилась своими планами с новосибирскими коллегами: те их горячо одобрили и даже пообещали поделиться своими наработками.
… Достойно применить себя в Кызыле дипломированному физику-экспериментатору, кем вышла Роланда из НГТУ, довольно непросто. Возможностей работать по профессии у неё не так много, но одна из них, самая, на взгляд девушки, актуальная сегодня, это преподавание. Останься она в Институте ядерной физики, — могла бы наравне с другими молодыми учёными Сибири заниматься исследованиями на новейшем оборудовании. Двигать российскую науку. Но, видно, пока перед ней, хрупкой девушкой из Тувы, другая задача, которую она верно угадала. Работать в государственном учреждении ей тоже не хочется: очень много в её голове честолюбивых замыслов, для осуществления которых нужна свобода и самостоятельность. Ну… и команда единомышленников рядом, конечно.
А что? Быть может, у Роланды и её друзей всё же получится то, о чём они мечтают: своим искренним интересом они сумеют заразить мальчишек и девчонок, которые однажды заупрямятся быть как все, сломают стереотипы, зададут свой тон? А вдруг они с жадностью начнут изучать точные науки, выучатся физико-математическим специальностям? Научатся сами делать сложные расчёты, строить, изобретать… Интересно, как изменится тогда маленькая республика в центре Азии?
|
|