|
Что волнует наших подростков, чего такого не хватает в
окружающей действительности, чтобы жилось им интереснее, какие проблемы
задерживаются в фокусе их внимания и какими способами они бы предложили их
решать? На эти вопросы, хотя они и не прозвучали, ребята дружно искали ответы,
включившись в творческий процесс разработки социальных проектов. Состоялся же
этот массированный мозговой штурм — а в одном помещении, актовом зале школы №14,
собралось сразу более сотни только учащихся, не считая организаторов, педагогов
и просто зевак — в день рождения в Туве региональной армии Российского движения
школьников.
В ряды новой общественной организации в этот день официально
были приняты 110 человек. Десять школ выбрали в качестве пилотных — это особо
активные образовательные учреждения республики, такие, например, как сосновская
школа, где уже многие годы живёт и здравствует известный на всю Туву клуб
интернациональной дружбы. Кроме сосновской, к РДШ примкнули школы Хову-Аксы,
Чаа-Холя и туранская школа №1. Кызыл представлен школами №№ 1, 2, 4, 5, 9 и 14.
По собственному желанию, узнав о готовящемся событии, на посвящение приехали
ещё тесхемцы. От каждого учреждения — делегация в десять человек.
Каждый на этой встрече получил мощный эмоциональный заряд и
ощутил себя частичкой огромного целого. Каждому прицепили на грудь значок с
эмблемой организации. Под звуки гимна новой организации инициация состоялась.
Впрочем, посвящали в этот день только ядро из самых активных. Плохо это или
хорошо, но работать под флагом РДШ будут все учащиеся пилотных школ.
Торжественными речами, гимном и вручением знаков отличия
решили не ограничиваться. Координатор движения Эртине Куулар, который
занимается одновременно тувинским Союзом молодёжи, а с недавнего времени ещё и
представляет региональные студенческие отряды, собственно и курирующие РДШ,
предложил воспользоваться тем, что столько подростков собралось под одной
крышей, чтобы их, так сказать, прозондировать. Узнать, чего они хотят и что им
интересно. Так и созрела вторая, конкурсная, часть мероприятия.
Чтобы структурировать мысли, ребятам предложили направить их
по четырём направлениям. Участников намеренно перемешали, сформировали десять
разномастных команд. Каждая получила на стол по листу ватмана, который
расчертили на четыре клетки. По клетке — на проект. Направления мыслей —
военно-патриотическое, информационно-медийное, гражданская активность и
личностное развитие. В итоге должно было родиться сорок социальных инициатив,
по десять — на каждую тематику.
Надо сказать, что юношество не разочаровало: ребята нашли
что сказать по каждому направлению. Даже там, где не совсем чётко понимали, о
чём речь.
Итак, рассуждая о гражданской активности, ребята предложили
обществу больше внимания уделять тем, кто нуждается в помощи. Оказалось, что
они сами готовы оказывать поддержку детям с ограниченными возможностями
здоровья, хоть завтра подключиться к созданию приюта для бездомных животных,
даром отдать ставшие ненужными учебники в семьи, где нет денег на их покупку.
Дети считают, что давно пора открыть библиотеку для нуждающихся, куда
выпускники могли бы приносить свои школьные книжки. По аналогии с библиотекой
предложили организовать такое место в городе, куда все желающие могли бы
сбывать любые свои ненужные вещи, будь то одежда, посуда, макулатура или даже
мебель. Два условия. Это не сезонная акция, а постоянно работающий пункт. И —
всё оставляется там безвозмездно. И безвозмездно же отдаётся нуждающимся.
Направление военно-патриотическое вдохновило школьников
вспомнить о традиционной «Зарнице», в которую они, оказывается, не прочь играть
ежемесячно. Вспомнили и про возрождающуюся систему ГТО, которая тоже,
оказывается, подросткам интересна. Находят увлекательными ребята военно-спортивные
сборы и учения, не прочь поучаствовать в хорошо организованных мероприятиях «по
поднятию патриотического духа» и всегда рады по первому зову помочь ветеранам,
а если те захотят — то и послушать их истории.
Организаторам же больше всего приглянулось предложение одной
из команд разыгрывать время от времени в Кызыле какие-нибудь исторические
сражения.
— Действительно, — согласился Эртине Куулар, — а почему бы
не проводить такие масштабные игры, воссоздающие исторические битвы, где-нибудь
в нашем Национальном парке? По-моему, идея отличная. И историю лучше знать
будут, и поиграют на славу.
Больше всего оторвалась молодёжь, размышляя о личностном
развитии. Подростки заявили, что для личностного роста уж очень не хватает им
свободы в выборе одежды (долой школьную форму!) и бесплатных обедов в школе.
Без обиняков высказались: необходимы бесплатные — повторили в несколько голосов
— творческие кружки, а лучше — целый дворец творчества для детей. Выпускники
поделились насущным: взрослые, придумайте, как помочь нам определиться с
выбором будущей профессии. Мы, предложили, будем не против какого-нибудь
регулярного фестиваля профессий. Гуманитарии выступили за проведение книжных
вечеров и открытие в городе интеллектуальных заведений — антикафе, в которых
невозможно выйти в Интернет. А это уже звоночек: и они, подростки, сами не рады
собственной Интернет- и гаджетозависимости.
Ну а информационно-медийная тема неожиданно вскрыла
проблему. Несмотря на то, что в большинстве наших школ многие годы существуют
свои местные газетки, команды в один голос заявили о необходимости создания
новых. То ли не доходят до ребят существующие самодеятельные СМИ, то ли назрела
их тотальная перезагрузка? В общем, сотня собравшихся в 14-й школе активистов
обнаружила недовольство существующей информационной ситуацией в школе. И
вообще, локальной школьной газеты — мало, продекларировали ребята. Нужна ещё
газета междушкольная, где можно будет прочитать новости, слухи и сплетни обо
всех школах республики. Дальше. Каждому общеобразовательному заведению, считают
ребята, сегодня жизненно необходима хорошо укомплектованная страничка в
социальной сети, на которой ежедневно могло бы зависать всё местное население.
Плюс к этому, желательно — простые и понятные виртуальные каналы общения со
всеми другими школами республики и даже других регионов — такая крупная
межшкольная сеть. Нуждаются подростки в детской радиостанции — предпочтительно
в Интернете, мечтают о канале на «Ютьюбе». Из насущного — об электронном
приложении со всеми школьными учебниками, чтобы не таскать на себе гору книг. А
к нему бы ещё, размечтались ребятишки, и бесплатный Wi-Fi в каждой школе… А
самые суровые обмолвились: и ко всему этому бы — да количество часов русского
языка и литературы увеличить…
Ребята, конечно, разошлись в своих фантазиях. Но чем чёрт не
шутит? Ведь вступая в ряды новой общественной организации, они услышали из уст
своих кураторов, что их предложения теперь — конечно, самые лучшие — не
разлетятся мыльными пузырями по ветру, а будут записаны на бумагу и доведены до
сведения руководителей Министерства образования. Так что голоса школьников,
быть может, наконец-то услышат, и с их мнением посчитаются.
|
|