Власти Кызыла намерены определить тему
Пассажироперевозок ключевой в 2018 году. О низком качестве обслуживания на
маршрутах городского общественного транспорта, отсутствии культуры вождения,
грязи в салонах, неуважительном отношении кондукторов к пассажирам, гонках на
дорогах – говорили в своих многочисленных обращениях на имя руководства города кызылчане.
«Нас везут как скот. Газели находятся в ужасном состоянии, в салоне грязь,
кресла шатаются! – эмоционально апеллировал к Главе города Дине Оюн на встрече
с избирателями микрорайона «Спутник» 9 октября Геннадий Кашпык-оол. – Остановки
не объявляются. Водители гонят. Переживаем за жизнь детей! Нужны
экстраординарные меры со стороны власти»
Другая жительница этого микрорайона Алена
Ондар обратила внимание и на собственную культуру пассажиров, их разбалованность. «Газели
останавливаются каждые пять метров, каждый пассажир требует этого, не хочет
пройти лишние 10-15 метров. Я считаю, что маршруты должны останавливаться
только на остановках, а не там, где захочет пассажир!» - убеждена кызылчанка.
Движение должно быть двусторонним, или
даже трехсторонним, навстречу друг другу – со стороны перевозчиков, самих пассажиров, и власти,
регулирующей эту жизненно важную сферу, считают депутаты, вынесшие 12 октября вопрос
по качеству пассажироперевозок в городе на рассмотрение 47-й сессии Хурала
представителей в рамках «Муниципального часа».
Сегодня в городе ежедневно на 27 городских
маршрутов выходят 374 пассажирских автобуса, из них 341 «Газель», 33 автобуса
марки «ПАЗ», сообщил депутатам руководитель Департамента городского хозяйстваНиколай Алдачи.
Мэрией заключено 423 договора на осуществление
перевозок. Необходимость договорных отношений с органом местного самоуправления
теперь заложена федеральным законодательством.
При этом налоговые органы отмечают, что
только 48 из пассажироперевозчиков зарегистрированы в налоговых органах.
Лицензию на право осуществления
пассажироперевозок имеют 297, отмечают в транспортной инспекции.
По информации Департамента городского
хозяйства, в Кызыле имеются 146 остановочных пунктов, из них 92 с павильонами.Однако, они не оборудованы информационными табличками. Нет на остановках ни
маршрутных схем, ни графика движения автобусов.
Был приобретен программный продукт и информация
по всем пассажироперевозчикам может отображаться на мониторе диспетчеров (в
настоящее время – в Единой дежурно-диспетчерской службе Мэрии), однако, при
разработке маршрутной сети и объявлении конкурсов на маршруты мэрия закрепила в
2015 году уже имеющуюся практику, когда один пассажироперевозчик попеременно
может выходить на разные маршруты (один
день – на «рентабельном» маршруте, другой – убыточном).
В этой связи отследить, кто нарушает, кто,
где находится, когда вышел на линию, сошел с нее – не представляется возможным.
Необходима отдельная муниципальная
программа по пассажироперевозкам, тем более, что все муниципальные программы
завершаются в 2017 году и нуждаются в разработке, отметили депутаты.
На то, что нужны экстраординарные мере в
этой социально напряженной сфере города обратил внимание городских властей на
прошедшем 23 октября Аппаратном совещании Глава Тувы Шолбан Кара-оол. «Вам
нужно более внимательно прислушиваться и координировать свои действия с
запросами людей, - обратился премьер к руководству Кызыла. – Решать этот
вопрос нужно было до начала учебного года. И это не только вопрос – дать денег,
чтобы приобрести новые единицы автотранспорта для муниципального предприятия,
но и стимулирования малого и среднего бизнеса в этой сфере к обновлению их
автопарка, организационные меры. Тем более, если законодательные рычаги
федерацией обеспечены»
В развитие этого поручения и решений 47-й
сессии в Хурале представителей были проведены совещания со всеми надзорными
структурами в этой сфере. Мэрия провела консультации с пассажироперевозчиками.
Отмечалось, что в новую муниципальную программу по опыту других городов необходимо
включить механизмы стимулирования обновления парка автобусов, в том числе
замены на более вместимые, оформление остановок, конечных пунктов, разработка
более удобных маршрутов, ремонт улично-дорожной сети. "Бардак" сегодня на многих стихийно образованных самими перевозчиками конечных остановках. Это заплеванные, загаженные островки, от которых страдают жители близлежащих домов.
Нужна воспитательная
работа с работающими на маршрутах водителями и кондукторами, совместная
отработка с ГИБДД, Транспортной инспекцией по обеспечению нового приказа
Минтранса России о порядке прохождения осмотра.
220 федеральный закон
запрещает «ночевку» транспортного средства во дворах частных домах,
предусматривает их нахождение ночью только на оборудованных стоянках или в
гаражах, где утром должен быть обеспечен предрейсовый технический и медицинский
осмотр. Эта норма закона не выполняется.
Также до настоящего
времени Роспотребнадзор самоустранился от осмотра пассажирских автобусов, хотя
это тоже сфера оказания услуг и их качество должно быть соответствующим.
ГИБДД предпочитает
проводить рейды в часы пик, когда все люди торопятся либо на работу, обед, с
работы. Это отмечают пассажироперевозчики.
Кызылчане отмечают, что
проверяющие структуры могли бы просто быть пассажирами этих рейсов и свои
надзорные действия проводить на конечных остановках после ознакомления с тем,
как организован рейс данного автотранспорта.
В прошлом году в течение двух месяцев с февраля по апрель проходил городской конкурс на лучшую культуру пассажироперевозок, в течение которого было организовано исследование студентами ТувГУ пассажиропотока на маршрутах города, пассажирам раздавались флаеры, рассказывающие об обязанностях и пассажиров, и перевозчиков. Многие отмечали, что никогда не стиранные занавески, сиденья были промыты, отстираны, кондукторы начали объявлять остановки, но после завершения конкурса все вскоре вернулось на круги своя.
Мэр города Владислав
Ховалыг считает ключевым условием качественного изменения ситуации в
пассажироперевозках – приобретение новых единиц автотранспорта, в том числе и
на условиях софинансирования с частными пассажироперевозчиками.
Напомним, что в апреле
2017 года на Публичных слушаниях по исполнению бюджета города за 2016 год, его
участники, подняв тему отвратительного качества пассажироперевозок – после дискуссий
согласились на необходимости концентрации муниципальных средств на данном
направлении и при этом придется «подтянуть» пояса по другим насущным вопросам
городской жизни.
Мэрия намерена также
обратиться в Правительство за помощью в этом социально важном вопросе.
На общую культуру
пассажироперевозок должно также повлиять закрепленное в законе обязательство
перевозчиков на видном месте указывать, кто является собственником данного
автобуса.
К сожалению, как отмечает
руководитель Транспортной инспекции Альберт Анчы, сегодня это написано мелким
шрифтом. А в том же договоре мэрии с пассажироперевозчиком может быть оговорено имя собственника крупным видимым шрифтом на транспортном средстве, как это, например, сделано в
Элисте (Калмыкия), отметила Дина Оюн. Его фамилия или
название предприятия – крупно у входной двери.
В автобусах во
взаимодействии с Роспотребнадзором, отвечающем за открытость данных о тех, кто
оказывает услуги, необходимо установить размещение стандарта информации (Уголка
Потребителя) в салоне: кто владелец (фио), кто водитель (фио, категория, стаж),
кондуктор (фио), контакты вышестоящих организаций, в которые можно обратиться
по ненадлежащему качеству пассажироперевозок.
Муниципальное предприятие «Кызылгортранс»должно задавать высокий стандарт обслуживания, подтягивая таким образом и
частных пассажироперевозчиков. Поэтому возможность полной информатизации
салонов автобусов предприятия, в том числе автоматизированного объявления остановок, нужно рассматривать в первую очередь. Для всех
кызылчан, а особенно льготных категорий граждан, нужны карты пассажиров, на
которые будут перечисляться субсидии.
Отмечалась на совещании и низкая активность
Минсоцтруда Тувы по защите средств на субсидирование поездок для льготных категории
населения.
По информации Николая Алдачи, озвученной
на сессии, в конце ноября – начале декабря в Кызыл должны будут поступить дополнительные18 единиц автобусов, которые приобретаются за счет городского бюджета по
программе лизинга.
Из всех предлагаемых вариантов мэрии остановилась
на услугах компании «Досавто» и у них более приемлемые предложения,
первоначальный взнос составляет 10%. Другие предлагали 30% и сроком на 5 лет.
Первоначальный взнос составляет 155 тыс. рублей от стоимости автобуса (1 550
тыс. рублей)
Вместе с уже имеющимися в распоряжении
Кызылгортранса 15 автобусами – автопарк городского предприятия составит 33
единицы.
Работу по наращиванию парка городских
автобусов большой вместимости нужно будет особенно активно провести в 2018
году. И на муниципальную программу заложить надлежащие средства.
|