|
Овюрский район уже сам по себе является одним из самых отдаленных в нашей республике, поэтому увидеть школьную музейную экспозицию из села Чаа-Суура уже в этом районе было и удивительно, и очень знаменательно.
Первой собирательницей экспонатов для школьного музея была Анфиса Чаш-ооловна Тюлюш. В 1991 году, когда открылись двери школьного музея, экспонатов там было уже достаточно. Практически в каждом доме и юрте Овюра можно и сегодня увидеть изделия домашнего хозяйственного обихода, сработанные еще дедушкой или прадедушкой хозяев, вышитые бисером подушки, войлочные коврики или вязаные накидки (память о мастерицах по женской линии рода). И не только в этом селе. Во время праздничных дней, посвященных Наадыму-2014, в юрте Тере-Хольского района мне показали, например, медный таз, которым пользуются (несмотря, что называется, на возраст) с 1889 года.
Часто эти домашние предметы-экспонаты их владельцами и не замечались вовсе, но меткий глаз Анфисы Чаш-ооловны усматривал все… По правде говоря, владельцы раритетов в этом небольшом сумоне не скупились и в девяностые годы, и до сих пор продолжают приносить в родную школу предметы старины глубокой. К сегодняшнему дню в списке музейных экспонатов уже более тысячи предметов. Среди них много очень редких и ценных, о которых говорят так: « Память предков». В числе экспонатов, которые чаасуурцы привезли показать в Кызыл в те праздничные дни, оказалась коллекция монет и бумажных банкнот времен ТНР и выпуска 1943 года. В том числе и старинных монгольских.
Старинный утюг, который гладил благодаря горячим углям, заправленным в него (я помню такой способ глажки, который производился и в доме моих родителей в селе Медведевка Каа-Хемского района. И почему не сохранили…), старая деревянная бочка и деревянная палка-бышкы для взбивания кумыса в этой бочке, дореволюционная швейная ручная машинка, аппарат для выгонки араги. В этом ряду выделялись старинные кованые изделия — совки и щипцы для печек и очагов, навесные замки. Ольга Кара-ооловна Доспан, сменившая маму на посту хранителя и собирателя школьного музея, рассказала о том, что традиции кузнечного дела живы. Не перевелись кузнецы в их селе! Практически весь музейный кузнечный ряд отлично воспроизводит местный кудесник Илья Захарович Кара-Сал. Увидев, с каким восторгом я рассматривала старинные навесные замки, Ольга Кара-ооловна неожиданно сделала предложение приехать в соседнее с их Чаа-Сууром село Солчур: «Нравится? Приезжайте. Илья Захарович сделает точно такие же…».
…Во время очередной экспедиции «по местам этнографической славы», т.е. попросту по юртам и домам родного района, в местечке Чайлаг-Хем буквально на месте уже разрушенного временем дома школьные следопыты обнаружили на свалке совершенно удивительную игрушку. Это была машинка, которую заботливый отец смастерил когда-то для своего сынишки. Детали машинки были вырезаны из листа железа и самым чудесным способом крепко-накрепко подогнаны друг к другу. Чудесным, потому что как я не старалась, но обнаружить сварочные швы не смогла. Может быть, мастер знал секрет клея, которым можно было бы склеивать железо?.. Впрочем, секрет этот, если даже он и существовал, уже ушел в небытие вместе с мастером. Но имя этого мастера школьным следопытам узнать удалось. Оказалось, что машинку изготовил в 1943 году Манай-Дары Шарипович. Родственники мастера, живущие в тех же краях, даже подарили для музея кинжал в ножнах, который тоже изготовил когда-то Манай-Дары. Вот такие подарки преподносит иногда нам жизнь. Спасибо ей за них и за энтузиастов, которые стараются сохранить эту память для нас.
|
|