|
В год моего окончания средней школы в селе Хандагайты Овюрского района у нас (я жил в семье младшего брата матери Сюр-оола Донгаковича Шаравии) появился пожилой человек, очень похожий на меня, вернее я на него. Оказалось, что это был мой родной отец - Базыр-Сады Опаевич Монгуш. Погостив у нас, затем раза два тоже приезжал и в день окончания школы, подарил мне командирские часы. Так получилось, что, когда я был маленьким, мои родители разошлись, и я рос в новой маминой семье, таким же родным сыном, как и мои младшие братья и сестры.
Впоследствии отец познакомил меня со своими детьми от второго брака, наказал, чтобы наши отношения были братскими. Думаем, что наказ мы исполнили и исполняем с честью поддерживая до сих пор добрые отношения, сполна разделяя в этой жизни и радости и горести.
Впрочем, разговор сегодня не столько об отце, сколько о тех фактах, о которых сумел мне поведать он. Даже не так: поведал он, естественно, не без чарочки вина, свои легенды и были, которых знал бесчисленное множество, моему дяде Сюр-оолу, а я их невольно подслушивал.
Именно тогда, во время бесконечных споров и дискуссий моих близких людей я впервые услышал слово Урянхай. Конечно, были разговоры и по другим темам, иногда просто «солун чугаа», анекдот, значит, но когда речь заходила об истории, неизменно выскакивалась тема Урянхая.
В конце концов, спор об Урянхае упирался к двум противоположным мнениям. Дядя Сюр-оол говорил: «Написано (где написано – не уточнялось), что «урянх» значит «оборванец», следовательно, правильно сделали, что слово «Урянхай» заменили на слово «Тува». На что отец энергично возражал: «Слово «Урянхай» никаким боком не связан со словом «Оборванец». Это выдумки тех, кто хотел бы начисто искоренить саму память о великих сынах прошлого из Урянхайской земли: знаменитых на весь мир Субедее и Джебе, не очень знаменитых или почти забытых урянхайских батырах Бучи и Алтая, сделавших головокружительную карьеру, как сегодня сказали бы, при дворе джунгарских ханов Галдана Бошогту и Амурсаны».
(Здесь уместно заметить, что они - людей «со стертой памятью», не одиноки. Ведь, маньчжуро-китайские завоеватели за полтора века так изувечили людскую память, они забыли даже «золотое время Урянхая», когда скот расплодился настолько, что стало не хватать пастбищ и джунгарам часть людей пришлось переселять на Тянь-Шань).
О Субедее и Джебе написано и переписано много. Не буду повторяться. Скажу о Бучи и Алтае. Честно говоря, есть у меня сомнения в подлинности имен этих героев. Может быть отец, человек творческий (старшее поколение из села Ак-Туруг, наверняка, помнит его, активного внештатного автора и распространителя газеты «Шын» по прозвищу «Почтальон») взял эти имена из эпоса об Алтай-Буучу, сказочного героя. Не знаю. Но в подлинности существования подобных судеб в данный отрезок времени у меня нет сомненья. Постараюсь донести до читателя историю двух урянхайцев, рассказанную Монгушем Базыр-Сады, с некоторыми моими дополнениями исторических фактов, которые не могли быть известно рассказчику в то время и которые органично вписываются в данную историческую канву.
Итак, судьба распорядилась так, что в 1690-м году джунгарский хан Галдан Бошогту наголову разбил маньчжурские войска при реке Цаганголь (вероятно Ак-Хем, река, воспетая тувинцами-сенгельцами) намеривавшиеся завоевать Урянхай, тем самым, отодвинув почти на шестьдесят лет полную экспансию Урянхая маньчжурами. Но, Галдан с сильно ослабевшим после тяжелейшей битвы войском, не смог вернуться на свою ставку, поскольку, воспользовавшись моментом, власть в ставке захватил его племянник Цэвен-Рабдан.
По совету старейшин Урянхая Галдан разбил свою ставку на территории нынешней Тувы, в местечке Коп-Соок Бай-Тайгинского кожууна, наверное, учитывая и такой фактор, что на битве при Цаганголе отряды урянхайских воинов играли не последнюю роль. Нужно сказать, что территория Урянхая тогда была раза в два больше нынешней Тувы, включая владения вокруг озер Хубсугул и Убса-Нур на юге и северные территории Саянских гор. О численности населения Урянхая на тот период нет сведений. Но есть заслуживающие доверие сведения о численности населения Джунгарии и их потерь в результате экспансии маньчжуров. Сопоставляя эти цифры можно предположить, что в Урянхае могли проживать до 500 тысяч человек, а то и больше.
Урянхайские князья (нойоны) приезжали на поклон к великому хану Галдану, выражали свое почтенье. Галдан устраивал ханские пиры, игрища, так называемые Всеурянхайские Надомы. На этих игрищах и прославился простой арат Бучи, непревзойденный борец, ставший за короткое время самым приближенным урянхайцем джунгарского хана, удостоенным звания «Ханским хаа». Бучи, в составе ханской делегации, был отправлен в Джунгарию, в ставку хана Цэвена-Рабдана. Там он победил на борцовском турнире всей Западной Монголии. Дальнейшая судьба борца-урянхайца покрыта мраком. Скорее всего, его казнили за дерзость.
История знает еще одного борца-урянхайца по имени Алтай, внука Бучи. В 40-х годах 18 века Алтай трижды становится победителем на борцовских турнирах в самой Джунгарии. В конце концов, Алтай становится вначале телохранителем, затем другом и соратником знаменитого джунгарского хана Амурсаны. Вероятно, в том, что последний маршрут отступления Амурсаны от маньчжуров пролегал через Урянхай, есть доля участия Алтая. Известны слова Амурсаны своим соратникам: «Маньчжурам нужен я. Вы можете оставить меня, покориться им и сохранить свои жизни». Алтай не остался в Урянхае, среди своего народа, а последовал за своим ханом до самой его смерти в русском городе Тобольске.
Эти отцовские истории вспомнились мне 1 мая на стадионе «Хуреш» во время открытия борцовского турнира, когда Председатель Правительства нашей республики Шолбан Кара-оол высказал свое мнение о том, что нужно восстановить историческую справедливость, вернуть республике его исконное название, и чтобы не отбрасывать советское прошлое (это тоже наша история), назвать республику «Урянхай-Тува» или по-тувински «Ураанхай-Тыва».
Вспомнились и слова моего отца. Он говорил: «Помни, сынок. Урянхай – это имя историческое. Придет время, и слово Урянхай займет свое достойное место».
И вдруг, словно молния пронзила мысль мое сознание. Ведь уже давно слово Урянхай стало неотъемлемой частью тувинского менталитета. С того самого момента, когда великий урянхаец, наш современник Сергей Шойгу назвал свое детище, свой исторический семитомник именем «Урянхай – тыва дептер».
Саха-Якутия, Калмыкия-Хальмг-Тангч, Урянхай-Тува… Как не назвать этот ряд прекрасным. В пику последователям губернизации я могу сказать: «Сила России в ее разнообразии и только оно – разнообразие может обеспечить нам дальнейшее процветание».
|
|