|
«Отзвуки прошлого» - презентация восстановленного фортепиано прошла в Национальном музее республики. Но это была не просто презентация, здесь же – история любви, история пианино, история мастера, у которого, как все решили, «золотые руки» и «золотые уши». Это история, которая была, которая продолжается и у которой есть большое будущее.
К невесте езжайте на «фордзоне»
История любви Максима и Кара-Кыс Мунзуков имеет взрывной характер. Он уже был женат. Она – молодая девушка. А изменять как-то нехорошо. А Он и не изменял, просто – полюбил. Его жена была очень недовольна, ну и «пилила», разумеется. И Он понял, что так жить невозможно. Поехал в ближайший сельсовет, на чем? На тракторе, разумеется, время-то какое было! 1935 год. И сейчас не по всем дорогам можно на машине ездить. Как Он убеждал заведующего Загсом изменить документы, мы никогда не узнаем. Главное – Он вернулся на тарахтящем на все село «фордзоне» с бумагой, оформляющей развод, и с бумагой, которая регистрировала Его новый брак с Ней.
Он и Она не стали сразу жить вместе, хотя официально уже и были женаты. Официальная бумага о зарегистрированном браке не произвела впечатления на Ее родных, все были категорически против союза юной красавицы с человеком невзрачной должности и внешности, который, вдобавок, на восемь лет старше. И у них началась обычная история любви – встречи, свидания. По-настоящему мужем и женой они стали только через несколько лет. А история любви продолжалась всю жизнь, хотя часть ее, конечно, потратили на детей.
Кто-то удивился: как артист научился на тракторе ездить? Так он же на танкиста выучился в Москве! Просто в Туве танков не нашлось. Пришлось работать не совсем по специальности – для начала капельмейстером военного оркестра. А там уж – артистом, музыкантом, режиссером...
Стертые до дыр клавиши
Все это хорошо, но какое отношение история имеет к фортепиано? Самое прямое. Фортепиано принадлежало Мунзукам долгие годы. Его носили из театра в дом и обратно. Других инструментов просто не было.
История самого фортепиано тоже довольна интересна. Хотя, кто знает, какова она на самом деле. Но, поскольку других действительно в Туве не было, то можно предположить, что это то самое пианино, которое на плоту привез себе знаменитый Сафьянов. Екатерина Карелина считает, что надо еще посидеть в архивах поискать. Ну что ж, если найдет сведения о другом пианино, можно будет поразмышлять. А пока будем считать, что это то самое. Играли на нем много. Очень много. Очень-очень много.
Реставратор Буян Ховалыг, тот самый, что два года назад восстановил маленький белый рояль, говорил – клавиши были совсем стерты, буквально до дыр.
Работы было очень много – надо было искать детали, которых уже практически нет. Помогали знакомые, коллеги из разных городов. Сам процесс восстановления этого дива, которому больше ста лет, тоже был сложным. Чтобы не вдаваться в подробности, понятные только реставраторам музыкальных инструментов, достаточно сказать, что работал он над фортепиано больше года.
Звуки, которых уже нет
То есть, они уже есть. Они есть в новом (том, которое было старым) фортепиано. Музыканты говорят, что при игре на этом инструменте они уловили несколько новых звуков, которые как-то не слышатся, когда играют на новых пианино.
Концерты камерной музыки в Туве пока не прижились: нет удобного помещения – небольшого зала, нет традиций. Есть духовой оркестр, есть ансамбль «Саяны» и оркестр народных инструментов. На концертах часто выступают артисты и соло, и дуэтом. Но какой же камерный концерт в бывшей обшарпанной филармонии или в большом зале театра? Сейчас все изменилось. Старинное пианино, с подсвечниками, небольшое помещение в музее, которое носит название «конференц-зал», но которое действительно небольшое и уютное.
И те, кто пришел на презентацию отреставрированного инструмента, в полной мере насладились камерным концертом. Музыку подобрали разнообразную и со вкусом, мастерство артистов не подлежит сомнению. Чего еще желать?
Может быть, того, чтобы такие вечера стали более-менее регулярными? А вероятно, это так и будет. Пианино - уже музейный экспонат: и потому, что оно принадлежало семье знаменитых артистов, и потому, что оно само по себе редкое и старинное. Из музея его выносить не будут. Зал для камерных концертов тоже есть. Думаю, надо немного подождать, пока артисты поймут, что у них появилась и новая площадка для выступлений, и новое отреставрированное замечательное фортепиано.
|
|