|
Доктор наук, многолетний исследователь тувинского горлового пения, профессор в колледже Дартмаут (США) Теодор Крейг Левин (Theodore Craig Levin), открывший миру музыку ансамбля «Хун-Хурту», удостоен медали «За доблестный труд». Высокую награду республики члену жюри Шестого Международного симпозиума «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии» вручил глава Тувы Шолбан Кара-оол. Он отметил огромный вклад американского этномузыковеда в изучение и пропаганду хоомея как одного из важнейших достояний самобытной культуры тувинского народа.
Вот, что пишет в предисловии к русскому изданию книги Теодора Левина "Музыка новых номадов. Горловое пение в Туве и за ее пределами" (в английском варианте «Там, где поют реки и горы – Where rivers and mountains sing, Indiana University, 2006) музыкальный критик Нина Карпинская. «В истории музыки найдется немного явлений, имевших столь ошеломляющий и повсеместный успех. Негромкое, хрипловатое пение тувинских горловиков едва не самая резонансная сенсация современной world music. И у этой сенсации есть крестный отец — Тед Левин, американский музыковед и продюсер, стоящий у истоков взрывоподобной славы тувинского горлового пения на Западе. Во многом именно благодаря ему маленькая республика, затерявшаяся в самом центре огромного азиатского континента, стала известна сегодня любителям музыкальной экзотики далеко за пределами России.
Тед Левин, основатель Гармонического хора, совершил в 1987 году поездку по Туве с целью записать на пленку пение хоомей. Феномен хоомея Левин рассматривает с чисто научной точки зрения, но с большим интересом. Вот что пишет он в примечаниях к созданному им музыкальному альбому «Тува — голоса из сердца Азии» (Ted Levin. Tuva — voices from the Center of Asia):
«Эти стили, вероятнее всего, представляют собой остаточные элементы протомузыкальной звуковой системы, в которой человек путем подражания стремился наладить контакт с наиболее значимыми для него силами и существами. В случае тувинцев речь идет о домашних животных, окружающем ландшафте — горах и пастбищах, стихиях — ветре, воде, свете.
В традиционной звуковой системе Тувы наших дней горловое пение по-прежнему тесно связано с природой... Очевидно, горловое пение издревле служило средством выражения восторга, экзальтации, порожденной красотами окружающего мира. Шагая в одиночестве через луга, пастухи затягивали свои напевы не в расчете на слушателей, а лишь для самих себя, для гор и бескрайней степи».
|
|