Cегодня доктор культурологии, один из главных исследователей уникального искусства горлового пения Зоя Кыргысовна Кыргыс принимает поздравления с днем рождения. Основатель и бессменный руководитель Международного научного центра «Хоомей», она большую часть своей жизни посвятила изучению тувинского горлового пения.
Этому вокальному феномену кочевников центра Азии посвящена и ее монография «Тувинское горловое пение», которая стала определенным итогом ее 25-летней работы, многочисленных полевых экспедиций, экспериментов в лабораториях Москвы, Санкт-Петербурга, Нью-Йорка. Автор в этой книге представляет структурную типологию горлового пения, ареалы распространения и впервые непосредственный процесс звукообразования при исполнении хоомея.
Именно в технике звукоизвлечения, по мнению ученой, и состоит принципиальное отличие тувинского хоомея от других видов горлового пения. Тувинские исполнители не ограничиваются использование ротовой полости и гортани, как это зачастую происходит в двухголосном пении других народов, а поют с опорой на грудь, их грудная клетка действует как звуковой резонатор, утверждает автор.
Это один из видов корпоромузыки, в котором тело фактически работает как музыкальный инструмент. Тувинский музыковед вводит в своей работе для обозначения тувинского горлового пения новый термин "хоректээр" (петь грудью - тув.), который не получил широкой поддержки.
Зоя Кыргыс является Заслуженным деятелем искусств Российской Федерации.
|