Один из главных исследователей тувинского горлового пения Зоя Кыргысовна Кыргыс награждена юбилейной медалью к 100-летию единения Тувы и России, образования г. Кызыла. Награду юбиляру вручил сегодня на торжественном чествования ученой Глава Тувы Шолбан Кара-оол. Он тепло поздравил Зою Кыргысовну с юбилеем и отметил ее значительный вклад в пропаганду культурного наследия народа – тувинского горлового пения. Именно с ее подачи в 90-х годах был создан ансамбль «Тыва».
Основой для репертуара нового для Тувы коллектива (горловики в основном выступали сольно, ансамблевого исполнения до этого не было) стали рукописные фонды ТНИИЯЛИ, собранные учеными в ходе полевых экспедиций, встреч в отдаленных кожуунах со сказителями, певцами, сохранившими наследие предков.
Концерты ансамбля «Тыва» произвели тогда культурный взрыв, пробудили интерес народа к своим корням, заинтересовали тувинским хоомеем исследователей из других регионов России, зарубежья.
Участники чествования, прошедшего в теплой, почти домашней обстановке в Кызылском колледже искусств, отмечали: «Зоя Кыргыс – это достояние тувинского народа!».
Почетную грамоту Хурала представителей г. Кызыла от имени депутатов города вручил Анатолий Серен.
Дочь баянкольского верблюдовода с детства была пытливым ребенком. С магнитофоном в руках она объездила всех «информаторов», как официально называют ученые хранителей культурного наследия. Ночевала в юртах, полевые экспедиции продолжались месяцами.
Зоя Кыргыс – основатель и бессменный руководитель Международного научного центра «Хоомей».
Этому вокальному феномену кочевников центра Азии посвящена и ее монография «Тувинское горловое пение», которая стала определенным итогом ее 25-летней работы, многочисленных полевых экспедиций, экспериментов в лабораториях Москвы, Санкт-Петербурга, Нью-Йорка. Автор в этой книге представляет структурную типологию горлового пения, ареалы распространения и впервые непосредственный процесс звукообразования при исполнении хоомея.
Именно в технике звукоизвлечения, по мнению ученой, и состоит принципиальное отличие тувинского хоомея от других видов горлового пения. Тувинские исполнители не ограничиваются использование ротовой полости и гортани, как это зачастую происходит в двухголосном пении других народов, а поют с опорой на грудь, их грудная клетка действует как звуковой резонатор, утверждает автор.
Это один из видов корпоромузыки, в котором тело фактически работает как музыкальный инструмент. Тувинский музыковед вводит в своей работе для обозначения тувинского горлового пения новый термин "хоректээр".
Как сегодня говорили в кулуарах ученые: «Когда-нибудь будут говорить, что мы жили во времена Зоя Кыргыс»
|