Мои дети: какие они?
Старшему сыну Александру тридцать два года, он женат, его супруге Виктории двадцать два года. Полтора года назад у них родилась дочь, моя внучка Анита.
Саша выучился на телемастера, но по специальности не работает – он автоэлектрик, жестянщик. Он очень хорошо разбирается в автоэлектрике, такие дорогие машины, как «Mersedes», «BMW», ремонтирует легко.
Помню, Саша в детстве очень любил рисовать. От карандаша и бумаги его было не оторвать. Он даже стены дома изрисовывал. В пять лет он уже свободно читал. Воспитатель в садике давала ему книжку, и Саша читал ее всей группе.
По характеру старший сын жалостливый, мягкий. Это у него в маму – Нину Даниловну, ей сейчас пятьдесят восемь лет.
У младшего сына Евгения характер жестче, чем у старшего. Ему 24 года, он женат, с супругой Валентиной они одногодки. Младший сын в школе учился с переменным успехом. Зато после ее окончания, очень быстро повзрослел, окреп, почувствовал свою силу.
С детства Женя любит фотографировать, пошел по моим стопам. Дал ему первые уроки, и сын начал сам обучаться нелегкому делу фотомастера. Сейчас он – фотограф и оператор в государственной телерадиокомпании «Тыва». А у меня сейчас фотостудия в Центре тувинской культуры и ремесел, занимаюсь там любимой фотографией.
Дочери Марине – двадцать шесть лет. В садике она любила воображать, что играет на пианино, и воспитательница посоветовала мне отдать ее в музыкальную школу. После окончания школы дочь поступила в Кызылское училище искусств, но потом неожиданно потеряла интерес к музыке и ушла. Зато Марина начала помогать мне в работе – она обрабатывала в фотошопе мои фотографии.
Сейчас дочь работает дизайнером по изготовлению корпусной мебели. Марина замужем, супруга зовут Алексей, ему 33 года. У них двое детей. Старшему Неераджу – семь лет, младшему – Славе – пять.
Дети – это только проблема или только радость?
Проблем нет, только хлопоты, и то незначительные, потому что с детства учил детей быть самостоятельными.
Идеал мужского воспитания: кого взял за образец.
Для меня нет такого человека, о котором бы я сказал, что он – мой идеал, что с него беру пример в отцовском воспитании. Отец меня, пацана, бил плеткой за малейшую провинность – за то, что воду вовремя не принес, печку не успел растопить. Эту плетку я в четырнадцать лет сжег и твердо решил для себя: когда вырасту, своих детей пальцем не трону.
Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.
Обязанности мужчины, отца – контроль за всем в семье, будь это строительство дома или финансовое обеспечение, работа в огороде или планирование будущего.
Я никогда не стирал, не готовил, не мыл полы. В семье моей обязанностью было благоустройство хозяйства: провести холодную и горячую воду, обеспечить всей необходимой бытовой техникой. Моей заботой было облегчить женский труд и, конечно, заработать деньги.
Мое главное достижение в воспитании.
Доволен, что дети мои нашли себя в жизни. Марина занимается любимым делом – дизайном. Саша спит и видит машины. Женя реализует себя как фотограф и оператор. Думаю, у меня получилось их воспитать так, как и хотел.
Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.
Признаюсь, чуть было не сделал главную ошибку в 1999 году, когда неожиданно для себя оказался в разводе, инициатором которого стала Нина Даниловна. Сейчас я ее не виню, это был ее выбор. Но тогда так обиделся а, что решил совсем уехать из Кызыла. А потом подумал: а как же дочка и сыновья? Как они будут без меня, а я – без них? Штамп в паспорте о разводе не значит, что ты перестаешь быть отцом. И вернулся в семью, с женой помирились – ради детей, и жили ради них.
Меня и сейчас очень угнетает, когда вижу, что ребенка воспитывает только матери, без отцов, особенно – сыновей. Ничего нет хорошего, когда вырастают маменькины сынки.
Дети мои стали взрослыми, и только совсем недавно – накануне нового 2013 года – изменил свою личную жизнь: ушел к женщине, которую полюбил. С детьми состоялся сложный разговор, но они уже взрослые и все поняли, а самое главное то, что я всегда был и буду их отцом.
Еще одна ошибка: отправил детей учиться туда, куда им не следовало идти. В итоге они все получили не ту профессию, которая им нужна сейчас. И старший сын мне уже об этом говорил. Если бы угадали с профессиями изначально, детям было бы сегодня намного легче жить и работать.
Вредные привычки: может ли мужчина их победить.
Конечно. Мне удалось победить алкоголь. Стакан водки в руках не держал уже лет двадцать. Курить бросил в 1999 году. Тогда я работал старателем в золотодобывающей артели и начальник нам поставил ультиматум: если не будет хороших результатов по добыче золота, к семьям не уедете. От таких переживаний у нашего геолога открылась язва, после чего он бросил курить. Подумал: «Он смог, а почему я не могу?» Бросил, и до сих пор не курю. Правда, уже восемь лет как пристрастился нюхать табак.
Книги, которые читаю детям вслух и советую прочитать самим.
Читал детям Библию – Ветхий и Новый Заветы. Пока читал, они засыпали. Больше никакие книги сыновьям и дочери не читал и не помню, чтобы что-то советовал прочесть. Этим у нас в семье занималась их мама.
Наказание ребенка – это обязательно?
Не обязательно. Прежде чем наказать, детям нужно объяснить: за что их наказывают. Если ребенок не понял, за что он понес наказание – это большая ошибка родителей. Ребенок может озлобиться.
Физическое наказание применил всего один раз: выпорол Сашу ремнем за то, что стащил у тестя пять рублей на конфеты и раздал приятелям. Сын этот урок запомнил и вырос очень честным человеком.
Как-то застал старшего сына и его друга со спичками и сигаретами. Заставил их выкопать яму – метр на метр. Когда закончили, сказал, чтобы бросили туда сигареты со спичками, потом заставил закапать. После этого у сына и его друга отбило все желание курить. Я их больше за этим делом не заставал.
Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.
Самостоятельности. Всегда детям, особенно сыновьям, говорил и говорю: «Решайте свои проблемы сами и надейтесь только на себя!» Рад, что они такими и стали. Правда, Марина как-то попросила меня заготовить для ее семьи дрова и уголь. Я отказал, объяснив, что у нее есть муж, есть машина, и запастись углем и дровами они прекрасно могут сами.
Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.
Когда в девяностых годах люди начали получать зарплату в миллионах, дети спросили: «Почему ты получаешь зарплату в миллионах, а жить мы стали хуже?» Так и не сумел объяснить, почему это произошло, что случилось в стране.
Отцовский долг: в чем он для меня.
Дети выросли. Теперь моя задача – помогать в воспитании внуков, давать отцовские советы. Быть примером самостоятельности во всем. А в остальном они сами всего добьются.
|