|
Павел Андреевич Тихонов старше Кызыла на год. Столетний юбилей ветеран Великой Отечественной войны отметит 24 февраля. Уроженец села Астат Назаровского района Красноярского края приехал в Туву в 1918 году маленьким мальчиком. А сегодня он с гордостью называет себя кызылчанином. Именно в городе в Центре Азии он обрел свое счастье. Сейчас у Павла Тихонова двое детей, три внука и три правнука.
Павел Андреевич очень хорошо помнит даты, события, людей, с которыми ему довелось встречаться. Помнит, как отразилась на Сибири Великая Октябрьская революция, видел, как росла, развивалась, а потом распалась казавшаяся нерушимой огромная страна Советов, и к великому сожалению Павла Андреевича, так и не наступил коммунизм, где всё – по совести и справедливости. Время, как кинолента – шли годы, менялся государственный строй, страна и ее руководители, но в жизни Павла Андреевича неизменной оставалась его любимая профессия — водитель.
Он был одним из первых в Тувинской Народной Республике, кто сел за баранку «железного коня». В начале тридцатых годов прошлого века Павел Тихонов окончил водительские курсы. Поступил на работу в Совдортранс, предприятие раньше располагалось на территории современного кызылского пассажирского АТП. – Тогда в Кызыл прибыли иностранные автомашины – марки «Форд», – вспоминает Павел Андреевич. – Гнали их из Монголии. А после вхождения ТНР в состав СССР по дорогам начали колесить ГАЗы и ЗИСы. О машинах, их особенностях ветеран может рассказывать часами, отзывается о них как о людях и их характерах. На фронт Павел Тихонов ушел в 1942. По окончанию учебы в Ачинском училище юношу определили в 380 истребительный противотанковый полк. Летом 1942-го его полк прибыл в Ленинград и вошел в состав военного подразделения, защищавшего правый берег Невы, участок от Ладожского озера до местечка Красный бор. «Наследство» от январского прорыва блокады – контузия. Тревожит до сих пор. После ранения с передовой его убрали и командировали на Кавказ – в Орджоникидзе, на железной дороге перегонял технику союзников. – Американцы делали все, но не давали «живую силу», – говорит ветеран. – Поставляли продовольствие, технику, а солдат своих жалели. Перегоняли машины марок «Форд», «Рео» и «Студебеккер», тяжеловесы «Виллис», к которым можно было прицепить пушку. Есть и особые эпизоды в жизни ветерана. О них он хочет позабыть, да из прошлого не вычеркнуть – служба обязывала участвовать в депортации чеченцев и калмыков. Шоферу Тихонову нужно было доставлять людей до железнодорожной станции. Вроде бы не он. Приказ. А все равно заноза в сердце. Весть о победе в Великой Отечественной войне застала его в Москве – служил на автобазе НКВД. Домой в Кызыл вернулся в декабре 45-го. – Сегодня я считаю так. Чтобы быть хорошим солдатом, мало выполнять приказы, надо искренне любить Родину и соотечественников, – говорит ветеран Павел Андреевич Тихонов. – Только тогда солдат может с честью носить звание, которое спустя годы присваивает ему народ – герой Великой Отечественной войны.
|
|