Железнодорожная линия
Кызыл — Курагино, которая свяжет Туву и Красноярский край, может быть продлена
до Китая, сообщил первый замглавы Министерства транспорта России Валентин
Иванов.
Проект 400-километровой железнодорожной ветки в Туве Кызыл—Курагино, не реализованный в рамках концессии, может стать частью
коридора Россия—Монголия—Китай. По планам властей стройка будет финансироваться
на возвратные средства, хотя банки пока не заявляют о готовности участвовать, а
эксперты и участники рынка видят в проекте заметные риски. Так, сбыт коксующегося угля с Элегеста может быть затруднен конкуренцией с углем из
Монголии и слабой развитостью промышленности в Западном Китае, сообщает asiarussia.ru.
Возрождать проект железной дороги Кызыл—Курагино с
продлением в Монголию и Китай предполагается на условиях возвратного
финансирования. «Прорабатывается вопрос продолжения этой линии через Тыву и
Монголию в направлении Китая,— сообщил во Владивостоке в кулуарах Восточного
экономического форума первый замглавы Минтранса Валентин Иванов.— Нужно оценить
стоимость капитальных вложений, техническую возможность реализации
строительства и возможность возврата средств». Источники финансирования
господин Иванов не уточнил.
По словам генерального директора Института экономики и
развития транспорта (ИЭРТ) Ирины Магнушевской, проект анализируется. «Сейчас на
нас вышла Республика Тыва, совместно с Минтрансом будем делать работу по
Кызыл—Курагино»,— сказала она на сессии ВЭФ. С учетом сложностей, проведения
изысканий проект может быть реализован к 2035 году. Она уточнила, что
рассматриваются различные трассировки.
В августе вслед за поручением по итогам совещания у первого
вице-премьера Дениса Мантурова у угольных компаний запрашивали информацию о
заинтересованности в поставках угля в Китай через Монголию по планируемой
железной дороге от станции Курагино. Из поручения следует, что рассматривается
два варианта: через Монголию до границы с КНР и только под грузовое движение и
в виде коридора от Кузбасса до китайской границы от Севморпути.
Отметим, что вопрос транспортного сообщения Тувы с другими
регионами поднимался тувинскими школьниками в ходе открытого урока «Разговоры о
важном», который провел Президент России Владимир Путин в Туве.
Ученица 9-го «б» лицея №15 г. Кызыла Арина Попкова
рассказала президенту, что любит путешествовать с родителями. Однако авиабилеты
становятся все дороже, на машине добираться до соседнего Красноярска более 10
часов, а железной дороги в регионе нет.
«У нас большие планы в развитии железных дорог, и, прежде
всего, Восточного полигона. Все, что связано с развитием транспорта, в том
числе железных дорог, в направлении азиатских рынков. Поэтому мы точно
совершенно будем это делать. Здесь определенные планы были по ветке
Кызыл-Курагино. К сожалению, там не развивается должным образом <...> Так
что планы такие есть. И, надеюсь, это все будет реализовываться», — ответил
Путин.
Первоначальное соглашение о строительстве дороги
Кызыл—Курагино протяженностью 410 км было подписано на ПМЭФ-2008 с
экс-сенатором, основателем Межпромбанка Сергеем Пугачевым. Дорога должна была присоединить
к железнодорожной сети Элегестское месторождение с запасами 855 млн тонн
коксующегося угля.
В 2018 году с владеющим лицензией на Элегест Русланом
Байсаровым было подписано концессионное соглашение сроком на 30 лет, стоимость
проекта оценивалась в 192,4 млрд руб. Но через три года из-за недостатка
средств со ссылкой на ковид проект концессию приостановили на срок до пяти лет
без штрафов для сторон.
Эту ситуацию с безосновательной 5-летней отсрочкой со стороны концессионера в реализации проекта Кызыл-Курагино поднимала на пленарном заседании Совета
Федерации сенатор от Тувы Дина Оюн.
В Минтрансе России уточняют, что необходимо оценить
стоимость и возможность реализации такого строительства.
|