|
В эти дни вся Тува отмечала 30-летие прославленного фольклорного коллектива Тувы - группу "Хун-Хурту". Музыканты ансамбля стали амбассадорами тувинской народной музыки во всем мире. Сформировалась армия поклонников коллектива, следующая за ними, посещающая каждый их концерт.
Интересно, как воспринимается творчество музыкантов "Хун-Хурту" экспертами.
Вот как отзывается о Кайгал-ооле Ким-ооловиче Ховалыге Теодор Левин, один из первых исследователей тувинского горлового пения.
«Крайне редко можно встретить музыканта, который способен изменить мировоззрение человека, его отношение к жизни, и для меня Кайгал-оол Ховалыг является одним из них. Он принадлежит к тому элитному кругу музыкантов, который воплощает идеи культурных традиций в самом высоком его значении: стремление развивать и восхвалять достижения искусства, культуры своего народа, как и знание, и поиск духовной истины и путей его самореализации. Творчество Кайгал-оола Ховалыга одновременно универсально и специфично: через тончайшие знания, свойства звука и тишины он способен соединить звуковое окружение и пространство Тувы с внутренними переживаниями людей. Его родное место — г. Чадан, окутанный природными звуками степей и гор, что соответственно и отражено в его игре на игиле, в песнях и хоомее. Благодаря его музыкальному мастерству, воображению, а также умению четко передать их слушателю, эти образы трансформируются в мощные чувства и эмоции, которые трогают сердца его аудитории со всего мира.
Не все великие исполнители могут быть учителями, но Кайгал-оол доказал обратное своим стремлением передавать свои музыкальные знания и опыт следующему поколению. Несмотря на плотный график, он проводит мастер-классы, открывает творческие мастерские, обучает иностранцев, считая это своим долгом.
За время гастролей с творческим составом группы «Хун-Хурту» (я являлся их менеджером тура) мы общались ежедневно, несмотря на время суток и дорогу. Проезжая по пустынным хайвеям (скоростным дорогам), проводя изнурительное время ожидания в аэропортах, забегая в ночные кафетерии и шутя над парадоксами, а иногда и абсурдными реалиями американской жизни, Кайгал-оол и я поняли, что у нас схожее чувство юмора и ирония, а также чувствительность к моментам благодати, которые дают людям возможность заглянуть в более глубокую реальность. Таким образом, между нами установилась тесная связь.
Одна из наиболее выделяющихся особенностей характера Кайгал-оола — лаконизм. В его молчаливости я увидел его предпочтение к краткости, которое обеспечивает удивительную остроту его слуха и тонкость музыкального вкуса.
Несмотря на свои творческие достижения, Кайгал-оол легко носит «бремя» знаменитости, скрывая свою музыкальную славу. Часто он робок (стеснителен), взволнован, и это не из-за шума и хаоса повседневной жизни, а это связано с мелодией, ритмом и тембром более свободного и спокойного мира воображения, где в зеркале Вечности отражаются бесконечные звуки природы и космоса».
Теодор Крейг Левин (1951 г.р.) — этномузыковед, этнограф, профессор Принстонского университета (США), доктор философских наук, исследователь тувинского хоомея — близкий друг, наставник Кайгал-оола Ховалыга (из личной переписки автора по электронной почте, 2006 г.).
|
|