Четверг, 28 марта 2024 г. 23:01 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » » О некоторых астральных аспектах Шагаа
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Январь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

О некоторых астральных аспектах Шагаа

О некоторых астральных аспектах ШагааШагаа в ходе своей эволюции претерпел немало изменений, в том числе и кардинального характера, связанного, прежде всего с такой мировой религией как буддизм.
Одной из традиций, связанной с буддизмом, является стремление людей не ложиться спать, поскольку полагали, что в новогоднюю ночь свои владения будет объезжать Защитница буддийской веры, тибетское название которой Палден Лхамо, и примет спящего человека за мертвого. М.Б. Кенин-Лопсан уточняет, что не должны спать люди старше 13 лет. По словам информанта Б.К-Х. Сояна из Самагалтая, тувинское название божества – Ламы Бурган или Балдан Лхамо. В устном разговоре в 1988 году он сообщил, что к приходу Балдан Лхамо хозяева тщательно готовились. Для этого расставляли различные богатые подношения на буддийском алтаре, включая множество лампад, молочной и растительной пищи. Эти подношения должны были порадовать Божество. У монголов также предполагался приход Балдан Лхамо, монгольское название которой – Банданлхам. Ее прихода дожидались так: на верхней части юрты оставляли три куска льда для мула Божества, который за один миг (секунду) объезжал три космические сферы и начинал испытывать жажду.
Мотив новогодней ночи, когда ожидается приход того или иного божества отмечен и в статье М.В. Монгуш «Свет далеких звезд», напечатанной 24 ноября 1990г. в «Тувинской правде». Здесь эти мотивы даны в контексте, связанном с культом небесных светил, в частности с Большой Медведицей. Так, автор пишет, что накануне Нового года, хозяева: «… у порога или над дверью юрты с внешней стороны клали три комочка снега величиной с кулак, чтобы ими напоил своего коня бог Долаан, который в то время три раза обходил все аалы». Созвездие Большой Медведицы здесь, как видно, названо богом (божеством). Можно полагать, что буддийский культ имел в данном случае местную интерпретацию, поскольку, по словам фольклориста З.Б. Самдан, в тувинском фольклоре не выявлен мотив или сюжет, в котором Долаан Бурган ездил бы на коне. Таким образом, культ Балдан Лхамо некоторыми тувинцами был перенесен на небесный объект.
Помимо защитников, в новогоднюю ночь призываются и Божества богатства, например, Намзырай, культ которого был широко распространен среди тибетцев, тувинцев, монголов, бурят и калмыков. Сторона обитания Божества богатства Намзырая – север, поэтому Он может проявиться с северной стороны. По этим причинам, как и все 10 сторон света, где обитают Божества, северо-восток и север также являются святыми сторонами.
Еще одной традицией, которая показывает, что Шагаа впитал в себя элементы буддийской религии, в частности, тибетские традиции, является термин саң, под которым тувинцы понимают «воскурение можжевельника». По словам, Д.М. Уванчаа, тибетский термин саң обозначает «очищение», «благовоние». Тайным содержанием данного обряда также является приветствие божеств самого разного уровня, начиная с Будды, Защитников Учения и заканчивая местными божествами, для чего им и подносятся символы чистоты – благовония и «белые подношения» - молочный чай, топленое масло и пр.
Но познания более высокого уровня оставались прерогативой буддийских служителей культа. До простого народа доходили отрывочные сведения, связанные с практической, обрядовой стороной праздника, чем они непременно старались воспользоваться. И хотя философские аспекты религии не были доступны простым людям, основное содержание праздника, такое как очищение помыслов и поступков, ожидание Божеств того или иного ранга ими были восприняты. Основное содержание праздника – желание иметь в новом году удачу, здоровье и благополучие было подкреплено и буддийскими знаниями более сакрального уровня.
Источник: С. Ч. Донгак// Некоторые исторические и астральные аспекты Шагаа. Шагаа: истоки и традиции. Материалы круглого стола, посвященного празднику Шагаа. Кызыл, 2015. – 95 с.

Центр тувинской культуры, фото сайта ЦТК
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) 31.03.2024: 9 лет Федеральному агентству по делам национальностей

2) 02.04.2024: День единения народов России и Беларуси

3) 02.04.2024: Международный день детской книги

4) 05.04.2024: День рождения Айланмаа Хомушкуевны Кан-оол, Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола (Кызыл, Тува)

5) 14.04.2024: 110 лет (1914-2005) со дня рождения Марии Давыдовны Черноусовой-Сарыг-оол, супруги, верного друга и помощника народного писателя Тувы Степана Сарыг-оола (Тува)

6) 15.04.2024: 100 лет (1924-1995) со дня рождения Салима Сазыговича Сюрюн-оола, народного писателя Тувы (Тува)

7) 19.04.2024: МАСШТАБНЫЙ КОНЦЕРТ КОЛЛЕКТИВОВ КЫЗЫЛСКОГО КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ "МЫ - ДЕТИ ЧЫРГАЛ-ООЛА" В МОСКВЕ! Начало в 19 ч (Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных, Малый Ржевский пер., 1, Москва тел.: 8983594605 kki.tuva.muzkult.ru)

8) 06.05.2024: 117 лет со дня рождения героя Великой Отечественной войны, военного летчика Николая Францевича Гастелло (1907-1941), чье имя носит Национальный парк Тувы (Кызыл, Тува)

9) 07.05.2024: День Связи

10) 07.05.2024: 55-летний юбилей Хомушку Андрея Айрандивиевича, преподавателя специальности "хореографические дисциплины" Кызылского колледжа искусств им. А.Чырга-оола (Кызыл, Тува)

все даты



© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования