|
Ярослава
Шувалова получила диплом археолога
Санкт-Петербургского Университета, работает в библиотеке Института
истории материальной культуры — старейшей и единственной в нашей стране. На её счету нет выдающихся
научных открытий, зато она человек неординарных дарований, тонко и глубоко
чувствующий прошлое, культуру, людей. И это позволяет ей делать внутренние
открытия, значение которых не меньше научных.
- РАССКАЖИ, ЧЕМ
ТЕБЯ ПРИВЛЕКЛА АРХЕОЛОГИЯ?
- Археологом я решила стать ещё в детстве, когда мама
рассказывала мне о гробнице Тутанхамона. В детстве одной из самых любимых была
книжка "Что может и чего не может лопата археолога". Когда в 13 лет я
узнала, что при Ленинградском Дворце пионеров работает археологический кружок,
я записалась в него и оказалась в такой
атмосфере, среди таких людей, что это сразу определило всю мою дальнейшую
жизнь, мою профессию, круг самых близких и любимых людей. Так в 1983 году я
попала в Северо-западную археологическую экспедицию с короткой, но славной
историей, поскольку она наследует первому поколению кружка, САЭ - Сибирской
археологической экспедиции, созданной в 1970 году первым руководителем кружка
Алексеем Владимировичем Виноградовым, педагогом и археологом, который в
1970-1980 гг. ежегодно вывозил в Туву несколько поколений школьников. Многие
работающие сегодня в Туве и Хакасии именитые археологи — это выпускники кружка
Дворца пионеров, которые ещё школьниками набирались опыта под руководством
легендарного Александра Даниловича Грача, а потом посвятили археологии и Туве
всю свою жизнь.
А я с начала
1980-х годов ездила в экспедиции по Северо-Западу, в Новгородскую, Псковскую
области, на Карельский перешеек и др. Чтобы составить археологическую карту
Псковской области, мы ездили туда каждые выходные, прошли в этих районах леса,
поля, болота, дороги и тропы. Я тогда вжилась в эту землю. Мы ещё застали
коренных жителей дореволюционного
поколения, которые многое всякого пережили в советское время, сохранив какое-то
высокое достоинство и внутреннюю красоту. Все дома были открыты и всегда можно
было зайти в любой дом, обо всём расспросить; нас и кормили и оставляли
ночевать. Я тогда интересовалась этнографией, спрашивала как они отмечали
Масленицу, аграрные, престольные
праздники, но в результате разговоры получались гораздо более широкие и
интересные. Некоторые пели нам песни, городские романсы. А у нас тогда ничего
не было, никаких диктофонов. Только в сердце и в памяти записалось.
Я всю жизнь
работала на Северо-Западе. Но уже тогда, и сейчас особенно для меня мир кочевой
культуры отзывался чем-то очень глубинным, будто из родовой внутренней памяти.Я обнаружила это 25 лет назад, когда стала писать курсовые и диплом по хунну.
Каждый раз, когда речь шла о хунну, а речь шла ежедневно, у меня трепетало
сердце. Не знаю, что так влечет меня, может какая-то древняя память предков. Но
когда я наконец попала в Туву, я ощутила себя словно на своей земле, на своем
месте, я полюбила и сроднилась с ней всей душой. Вот сейчас начала писать роман
о хуннском времени в Саяно-Алтае, чтобы с этим разобраться.
- ТЫ ГОВОРИШЬ О
ПАМЯТИ ПРЕДКОВ. А ТВОИ ДЕДУШКИ И БАБУШКИ
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ КТО ОНИ, ОТКУДА ОНИ РОДОМ?
- В детстве моя мама многое рассказывала о семейной родословной
и записывала за своей тётей. Я тогда не столько слушала, сколько скорее
присутствовала при этих рассказах, как часто бывает, дети до какого-то времени
не способны этим сознательно интересоваться. Поэтому я помню только общий фон
этого интереса, но не помню конкретных вещей. Зато сейчас, когда я стала этим
заниматься, мне очень помогает тот мамин импульс. Мои предки по маминой линии
были прибалтийскими немцами, мой пра-пра-пра-прадедушка Фридрих Конрад Ген
приехал в Петербург из Вильно в 1805 году и был директором военно-сиротского
корпуса, учрежденного Павлом I. Надо сказать, Петербург настолько мой родной
город, что я буквально ощущаю кирпичи, из которых построены его дома, как свои
клетки. И это очень живой город: кирпичные стены, сложенные вручную его
строителями, дышат, они проницаемые, живые, наполнены вниманием, силой и
старанием тех людей, которые складывали их. И ещё город наполнен для меня
шагами и голосами его жителей, которые когда-то ходили здесь. Это и знаменитые
люди, конечно я понимаю, что именно здесь проходил Пушкин, Гумилёв, Вячеслав
Иванов. Но и другие, остальные его жители наполнили его собой. А сейчас, когда
я узнала ещё и адреса, где жили мои предки в конце 19-го века, когда я понимаю,
что именно через эту арку ходили жившие здесь сестры моего пра-пра-дедушки, а
здесь - двоюродный брат моего прадедушки, я чувствую связь и с этим местом,
домом и с этими людьми, слышу из шаги.
В какой-то момент
жизни начинаешь чувствовать, что ты часть огромного рода - целого организма,
все части которого связаны сильной живой связью. Вообще, они связаны любовью.
Прямо чувствуешь ее, такую горячую. И становится жутко интересно их изучать.
Когда вдруг находишь какие-то реальные истории, сведения о конкретных людях,
это рождает у меня внутри какой-то ни с чем не сравнимый резонанс, сердце
сжимается и внутри все трепещет.
- ЕСЛИ ТВОИ
ПРЕДКИ ПРИБАЛТИЙСКИЕ НЕМЦЫ, ТО ОТКУДА ТАКАЯ ВНУТРЕННЯЯ ТЯГА К КОЧЕВЫМ НАРОДАМ?
- Это действительно
сильные и глубокие чувствования, которые трудно осознать. Они звучат откуда-то
издалека, из глубины. Однажды у меня случилась потрясшая меня история, когда я
влюбилась в город Белозерск. Когда я приехала туда, я ничего не знала о том, что
мои предки здесь жили. И в первую минуту пребывания в этом городе меня накрыло
потрясающей волной влюбленности к нему, которая случается как "гром среди
ясного неба". Уже потом я узнала, что на главной улице есть "дом
Паниных", где жил мой пра-прадедушка Александр Васильевич Панин, который
был предводителем дворянства. Но при этом я слышу голоса, которые звучат во мне
откуда-то из ещё большей глубины.
Проехав по Вологодской области, я
почувствовала что-то гораздо более древнее. Пытаясь как-то разобраться, я стала
понимать, что эти мои белозерские дворяне XIX века связаны с ещё более древними
и, по моим ощущениям, финно-угорскими жителями тех мест. И тут это стало
смыкаться с тем, что я говорила про резонансы, связанные с хунну. Здесь мне уже
помогает археология. Всё смыкается где-то в тех временах, когда в тогда ещё
едином протомонгольско-прототюркско-протофинноугорском котле начали выделяться
эти древние народы. И тут в моем внутреннем ощущении становится яснее, почему
это так резонирует во мне. Сейчас я начала писать роман о хуннском времени в
Саяно-Алтае, в котором сами собой затрагиваются эти древние темы. Может быть,
благодаря ему я смогу с чем-нибудь разобраться.
- И ВОТ ТЫ
НАКОНЕЦ ОКАЗАЛАСЬ В ТУВИНСКИХ СТЕПЯХ
- Да, с 2019 года последние несколько лет я работаю
в составе Тувинской археологической экспедиции Института истории материальной
культуры под руководством Владимира Анатольевича Семёнова и Марины Евгеньевны
Килуновской. Экспедиция работает в Овюрском и Дзун-Хемчикском кожуунах. В этом
мы должны были раскопать 26 объектов по
обе стороны дороги Чадан — Хандагайты на
участке от 1046 до 1066 км. Главное открытие — уникальная каменная выкладка - бык, сложенный из вкопанных в землю камней
на поселении эпохи Бронзы. К сожалению, вторая половина выкладки была разрушена
дорогой. В составе нашей экспедиции было 5 отрядов, один из них доверили
возглавить мне.
- РАССКАЖИ ЧТО ПОМИМО
АРХЕОЛОГИИ ЗАПОМНИЛОСЬ В НЫНЕШНЕМ ПОЛЕВОМ СЕЗОНЕ?
- В составе
моего отряда были тувинские студенты: очень милые и приятные ребята,
математики, физики, была девушка из банковского колледжа. Я их полюбила, у нас
сложилась душевная и добрая атмосфера. Надёжным помощником у меня на раскопе
был студент исторического факультета ТГУ Ай-Херел Саргылар. В моем отряде
сложилось доброе братство. Ещё в моём отряде работали мои соратники по прежним
экспедициям. Нам помогал большой отряд волонтеров Санкт- Петербургского
Университета.
Для археологов
15 августа является знаковым днём - профессиональным праздником. А для экспедиций, работающих в Туве, этот
день ещё более значим, потому что совпадает с Днём Республики, - особенно в
этом году, когда отмечалось 100-летие ТНР. В этом году у нас получился какой-то
прекрасный День Археолога. По отзывам многих участников экспедиции, они никогда
такого дня археолога не видели. Конечно же было посвящение в археологи, для
которого заранее была разработана программа. Кстати одним из пунктов была фотосъемка с квадрокоптера огромного,
составленного из всех участников экспедиции геоглифа, или, скорее, уже
"антропоглифа", изображающего человека с большими пятипалыми руками!
В честь юбилея Тувы наши тувинские ребята устроили Хуреш
- национальную тувинскую борьбу. Я видела ее впервые и это было очень
интересно! Мы все активно болели за наших тувинских ребят. Турнир привлек ребят разных национальностей. В итоге первенствовал русский паренек 16 лет. Все участники - молодцы!
Потом начался концерт, часть номеров которого были подготовлены, а была и
импровизация. Начала концерт моя группа. Ещё на раскопе мы разучили с моими
ребятами-тувинцами классику нашего археологического экспедиционного фольклора.
Мы спели их большой компанией очень бодро и весело. Пели свои песни волонтеры,
тувинцы. Потом настало время классики. Надо сказать, что у нас в экспедиции
было пианино! И две сестры сыграли Шопена и Стравинского, а потом было
исполнение Тома Вэйтса. После этого концерт окончательно перешёл в свою
импровизационная, живую часть и тут случилось какое-то чудо - люди стали
выходить и читать стихи. Бродский, Гумилёв, Асадов, Рождественский. Потом ещё
пели, вспомнили Цоя, память которого также всегда приходится на 15 августа.
Было чудесно!
|
|