|
В сложный для международного туризма период, когда границы многих стран закрыты, российские путешественники, которым близок познавательный туризм, начали осваивать непопулярные территории России, которые сформировались в результате пересечений многих культур и даже цивилизаций. Такой уникальной территорией является Тыва (Тува) – центр Азии.
О Туве заговорили в семидесятых годах прошлого века. Несколько объектов на территории республики потрясли археологический мир и перевернули представление о скифской культуре. О скифах Северного Причерноморья знали многие образованные люди. И золото скифов часто выставлялось в музеях. Но то, что формирование скифской культуры началось в Центральной и Передней Азии в 8 веке до нашей эры, создало много гипотез и споров в научном мире. Речь идет о раскопках знаменитых курганов Аржан-1 (Аржаан), Аржан-2 и Аржан-5 в Туве. И начался этот процесс в Центральной Азии значительно раньше, чем в Причерноморье. У истоков открытия стоял известный археолог, профессор Ленинградского Университета Михаил Петрович Грязнов, который возглавил полевые археологические работы и руководил раскопками первого кургана. В этом году исполнилось 50 лет с начала раскопок Аржана-1. Вместе с ленинградским ученым работал тувинский коллега Монгуш Хургул-оолович Маннай-оол.
Консультант туроператора «Кайлаш» и гид по Индии Марина Филиппова, которой посчастливилось быть в первых экспедициях М.П.Грязнова, вспоминает:
«Тема одного из августовских вечеров 2021 года - Тува, или Тыва, как сейчас называют эту территорию. Пытаюсь написать воспоминания об археологической экспедиции, в которой участвовала в ранней молодости. Летний полевой сезон под руководством М.П.Грязнова проходил в районах Минусинской котловины и Туве. До сих пор этот период жизни очень плотно сидит во мне. Он явился построением базы последующих действий и стремлений. Юность – эмоциональная, стремительная, летящая часть жизни. И в памяти остаются только сильные впечатления. И одно из главных таких впечатлений – профессор М.П.Грязнов.
- Ну что Бэби, нравится тебе археология? – обращался ко мне, таким образом, ведущий археолог России.
Мне в ту пору было всего лишь 16 лет. Но я уже 3 года «бредила» археологией. Моя любовь началась в 12 лет с книги «Дочь Монтесумы», и я увлеклась историей Мексики, культурой ацтеков и майя. Именно эту историю увлечения я поведала М.П.Грязнову.
- Интересная культура, молодец! Но здесь – еще интересней. Пока – это загадка, которую еще предстоит разгадать. Ты, Бэби, находишься сейчас у истоков открытия. Запомни и следуй за своей мечтой.
Мы сидели около недавно начавшихся раскопок кургана Аржан. Был август 1972 года. И я уже второй год работала летом в археологической экспедиции Ленинградского Университета. М.П.Грязнов – был первым учителем, наставником, который сыграл огромную роль в моей жизни».
Раскопки первого кургана Аржан-1 были началом новой волны исследования Центральной Азии. Первые курганы и захоронения в Туве начали изучать еще в 1916 году. Огромный вклад в исследования тувинских и хакасских народов внес профессор кафедры археологии МГУ Л.Р.Кызласов. Ученый родился в Хакасии и с ранних лет интересовался древней истории Южной Сибири. В одной из своих работ, написанной в 1977 году он писал:
«В настоящее время полностью раскопан курган Аржан, расположенный на левом берегу р. Уюк в совхозе «Уюк». Здесь в течение четырех сезонов (1971— 1974 гг.) вскрыто грандиозное сооружение, построенное ради погребения одного из самых ранних и особо высокопоставленных уюкских вождей. Раскопки этого кургана подтвердили правильность нашего обоснования особой роли долины Уюка в судьбах племенного союза скифского времени на территории Тувы и укрепили название целой эпохи в истории племен древней Тувы - уюкской эпохи».
Вместе с вождем в кургане Аржан-1 были похоронены его жена и знатные особы, а также скаковые лошади. Всего в кургане были обнаружены останки 15 человек и более 160 лошадей. Что же представляет курган Аржан-1, и какие находки сделали археологи в течение четырех лет работы? «По грандиозности своей это было единственное в Туве древнее погребальное сооружение», - пишет профессор Л.Р. Кызласов в статье «Уюкский курган Аржан и вопрос о происхождении сакской культуры». Здесь надо отметить, что огромное погребальное сооружение в форме круга было описано и обмерено археологом в конце 50-х годов 20 века, но средств на археологические работы в то время не было. Когда начались работы в 1971 году, курган уже изрядно пострадал. Бульдозером была срыта каменная «крыша» кургана и проложена шоссейная дорога через его середину. Местное население активно начало разбирать камни и дерево на свои хозяйственные нужды. Под насыпью были обнаружены огромные бревна, образующие над захоронением потолок. Могила царя или вождя, а также его жены находится в центральном срубе. Это захоронение пострадало больше всех. Оно было разграблено, а также повреждено при строительстве часовни и благоустройстве священного родника.
Вспоминает Марина Филиппова:
«Я попала на Аржан во второй год полевых работ. До этого в составе той же экспедиции наш отряд работал в Минусинской котловине. И я мечтала оказаться на таком огромном археологическом объекте. Мечта осуществилась. В этот год как раз обнаружили массовое захоронение коней. Несмотря на то, что оно сильно пострадало в результате раскопок грабителей, сохранилось конское снаряжение. Некоторые лошади, принадлежавшие вельможам, которые также были захоронены вместе с вождем, были богато украшены. Такой масштаб раскопок и находок вдохновлял всех и придавал силы. А трудиться приходилось много. Рабочими, которые вытаскивали камень, дерево, землю, были школьники старших классов из Кызыла, некоторые старшеклассники и студенты из Ленинграда (Санкт-Петербурга). К этой компании относилась и я, единственный представитель учащейся молодежи из Москвы. Тогда я закончила 9 класс и мой дальнейший путь, так мне казалось, был совершенно ясен. Мы работали весело под строгим контролем старших товарищей-археологов, которые также был воодушевлены и находились в счастливом расположении духа. Хорошо помню красивую женщину, реставратора Ольгу Пламеневскую. Она все время обыгрывала свою фамилию, когда появлялась новая находка. Надо отметить, что мы все находились в пламени этой археологической эпопеи. Уверена, что многие молодые люди, которые зарядились этим вдохновенным огнем открытий, пронесли его через дальнейшие испытания, и он не давал погасить стремления и надежды».
Четыре года раскопок дали хороший материал для дальнейшего исследования ранней скифской культуры. Здесь было обнаружены предметы прикладного искусства и оружие, остатки одежды, изделия из бронзы и наконечники стрел. Многие предметы были орнаментированы в традиционном скифском зверином стиле. Особенно интересны навершия, вставки с изображением зверей и бронзовая уздечная бляха в виде свернувшейся пантеры, которая считается самым ранним из известных образцов скифского звериного стиля. В 2018 году Тува приобрела исключительные права на символику бронзовой пантеры. В одном из документов о правах на пантеру сказано: «Статичная фигура, застывшая в вечном движении является символом силы и мощи, образа вечного движения, олицетворяющий вечный процесс перерождения бытия».
После раскопок кургана Аржан-1 в Туве, последовали и другие. Место, где находятся курганы, назвали «Долиной царей». В 2000 году начались раскопки кургана Аржан-2, который поразил своими не разграбленными сокровищами. Сейчас многие находки из курганов Аржан-1 и Аржан-2 находятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а часть сокровищ из Аржана-2 передана в Национальный музей республики в Кызыле. Золотом скифов и изящными предметами, выполненными в зверином стиле можно полюбоваться в Центральной Азии, а именно в столице Тывы.
На обширной территории России много интересных мест, которые с удовольствием посещают туристы. Некоторые направления пользуются особой популярностью – это и Золотое кольцо России, Алтай, Русский север, Иркутская область, Кавказ, Камчатка, побережье Черного и Азовского морей. Тыва – место особенное, потому как является местом пересечения многих культур и народов. Это – территория, где еще хранятся неразгаданные тайны переселения племен и народов, их соединения и взаимного обогащения.
|
|