|
Что общего между классиком монументальной
деревянной скульптуры, академиком, народным художником СССР, Героем Социалистического
Труда, лауреатом Ленинской и Сталинской премий Сергеем Тимофеевичем Коненковым и
рождённым в Туве выпускником лицея № 15 города Кызыла Евгением Евгеньевичем Антуфьевым?То, что в Москве на Тверском бульваре в мемориальном музее «Творческая
мастерская С.Т. Коненкова», филиале Российской академии художеств, 8 ноября
2018 года открылась выставка Евгения Антуфьева «Когда искусство становится
частью ландшафта. Часть II». И будет действовать до 3 февраля 2019 года.
Сколько выставок сына – и в России, и за
рубежом – я уже пропустила, но на этот раз повезло: совпало с торжеством в
Москве в честь столетия Союза журналистов России, в котором участвовала и наша
делегация Союза журналистов Тувы. Так что прямо из Центрального Дома
журналистов 13 ноября и отправилась в музей, всего-то двадцать минут неспешного
хода по прямой. Лет шесть назад сын приводил меня сюда: его увлекало творчество
мэтра деревянной скульптуры, и вот они – вместе. Убеждаюсь в очередной раз: нет
ничего невозможного.
В четырех залах уютного музея живет
сказка. И с произведениями хозяина перемешаны работы его гостя. Найди и пойми
внутренней смысл – почему так, а не иначе, отличи без пояснительных табличек
Коненкова от Антуфьева, разгадай загадки, которые Евгений постоянно загадывал
мне и в жизни, и в творчестве. Я справилась. И даже с загадкой-шуткой: где
ботинки Сергея Тимофеевича, а где Евгения Евгеньевича.
Вот только количество его работ посчитать
не смогла, сбилась. Здесь и деревянные скульптуры – от миниатюрных до
монументальных в человеческий рост, и керамика, и бронза, с малахитом и без. Мифические
фигуры, птицы, звери, вазы, шкатулки, маски. И все носят одно название – «Без
названия». Вот тут потерпела полный провал: так и не удалось мне убедить сына,
что надо каждому произведению давать своё уникальное имя. Это у него ещё с
первой персональной выставки в 2008 году пошло, с площадки «Старт» московского
Центра современного искусства «Винзавод». «Без названия» – и точка. Только
годом создания и отличаются. И с каждым годом – новые сюрпризы. Порадовало, что
на этой выставке появились и его совместные произведения с супругой Любовью
Налогиной, любимой мною невесткой. Так здорово, что и она, и он – творческие
люди.
В каждом его создании вижу что-то из
детства и юности, когда дома в Туве искал себя: вышивал, выпиливал, рисовал,
шил, вываривал на кухне черепа, строгал, усеивая стружками полы, часами бродил
по тувинской степи, дарящей особенные находки и вдохновение. Писал заметки в
газету «Центр Азии», публиковал в ней интервью с людьми Тувы, затем вошедшие в
тома книг «Люди Центра Азии». И читал, читал.
А вот что увидела в его творчестве
куратор выставки «Когда искусство становится частью ландшафта. Часть II»Светлана Марич: «Евгений Антуфьев предлагает универсальный язык архетипов,
который, как древняя пиктограмма, рассказывает историю наших упований, страхов,
веры в трансцендентальное. Интересно, что пластика работ Антуфьева настолько
созвучна произведениям дохристианских культур, что, будь она найдена через
тысячу лет, возможно, оказалась бы с ними в одном музейном зале».
Коненковская выставка – вторая часть
проекта Евгения Антуфьева «Когда искусство становится частью ландшафта». Первая
часть была представлена в нынешнем году в Палермо в Археологическом музее
Антонио Салиноса. В Италии с творчеством Евгения хорошо знакомы, ещё с 2013 года – с выставки
«Двенадцать, дерево, дельфин, нож, чаша, маска, кристалл, кость и мрамор —
слияние. Исследование материалов», проходившей в горoде Реджо-Эмилия в галерее
Марамотти (Collezione Maramotti). Вот там-то, на совершенно фантастическом
открытии, мне выпало счастье быть.
Третья часть планируется в декабре в
московском Мультимедиа Арт Музее, возглавляемом Ольгой Львовной Свибловой.
|
|