Контроль
за использованием бюджетных средств всегда являлся одной из главных задач
государства. Так, в цивилизованном обществе принято, чтобы граждане знали, на
что и как государство расходует средства, которые они зарабатывают и отдают в
распоряжение властей для использования на общественные нужды. Соответственно,создание оптимальной системы органов, выполняющих контрольно-надзорные функции
при осуществлении расходования бюджетных средств, необходимо для выполнения
данной задачи.
Первый
контрольно-ревизионный орган в его наиболее современном понимании появился 95
лет назад – в первые годы советской эпохи, т.е. 23 октября 1923 г., когда в
составе Народного комиссариата финансов СССР было создано
Финансово-контрольное управление. Эта дата и считается днем рождения
контрольно-ревизионных органов финансового ведомства.
На
Финансово-контрольное управление возлагались функции по документальной проверке
доходов и расходов бюджета, оборотных денежных средств, а в необходимых случаях
и материальных ценностей в подотчетных кассах и учреждениях.
16
ноября 1926 г. Постановлением Совнаркома СССР
вместо Финансово-контрольного управления Народного комиссариата финансов СССР
образуется Главное управление Госфинконтроля. В его составе при наркомфинах
союзных республик и местных финансовых органов создаются территориальные
управления и отделы. Однако самостоятельно Госфинконтроль просуществовал
недолго, в 1930 г. решением ЦИК и СНК СССР он был реорганизован, а его функции перешли
органам Рабоче-крестьянской инспекции.
Тем
не менее уже в 1937 г. в составе Народного комиссариата финансов СССР (далее –
Минфин СССР) было образовано знаменитое Контрольно-ревизионное управление,
имеющее свои территориальные отделения и работающее по годовым и квартальным
планам проведения ревизии. Объектом ревизии могли быть в соответствии с
компетенцией контрольного органа бюджет в целом (республики, области, района,
города, сельсовета), наркомат, его главное управление, отдел исполкома,
бюджетное учреждение, хозрасчетное предприятие, отделение Госбанка (в отношении
кассового исполнения бюджета) и спецбанка и некоторые другие объекты.
Структура
органов финансово-бюджетного надзора, центральным из которых было
Контрольно-ревизионное управление Минфина СССР, после распада СССР легла в
основу органов внутреннего финансового (бюджетного) контроля исполнительной
власти в Российской Федерации. В августе 1998 г. на основе указанных учреждений
был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита
Министерства финансов РФ и контрольно-ревизионные управления Министерства
финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.
В
Туве контрольно-ревизионная служба была создана в ноябре 1944 года вскоре после
вхождения Тувинской Народной Республики в состав СССР. В образованном решением
сессии областного Совета депутатов трудящихся Тувинской автономной области в
Тувинском областном финансовом отделе создано контрольно-ревизионное
управление, штат которого составляли пять контроллеров-ревизоров.
До
1944 года контроль за учетом и расходом государственных денежных средств и
материальных ценностей осуществляла Комиссия Государственного контроля при
Совете Министров Тувинской Народной Республики, в составе которой была
утверждена должность главного контролера, а для производства ревизий и проверок
привлекались общественные контролеры.
В
1956 году в связи с расширением прав союзных республик контрольно-ревизионные
управления были созданы также в Министерствах финансов всех союзных республик.
Таким образом, аппарат Главного контролера-ревизора КРУ Министерства финансов
СССР по Тувинской АССР со штатной численностью 6 единиц выполнял большой объем
работы. Один раз в два года проводились ревизии исполнения каждого из 15
районов и г. Кызыла с обязательным проведением ревизии общего отдела исполкома
районного Совета и отдельно бюджета сельского Совета.
Постепенно
должности контролеров-ревизоров КРУ вводятся в наиболее крупных районах и г.
Кызыле, увеличивается и штат центрального аппарата КРУ Министерства финансов
СССР по Тувинской АССР.
К
1976 г. численность аппарата главного контролера-ревизора Минфина РСФСР по
Тувинской АССР составляла 13 единиц. Проведение ревизий осуществлялось строго
по квартальным планам, которые составлялись и согласовывались с контрольно-ревизионными
отделами министерств, ведомств и ОБХСС Тувинской АССР, а затем утверждались
Комитетом народного контроля Тувинской АССР, управляющими Госбанком и
Стройбанком. Комплексные ревизии районов проводились совместно с ведомственными
ревизорами и специалистами Минфина Тувинской АССР. Материалы комплексных
ревизий представлялись исполкомам районных Советов народных депутатов и
рассматривались на расширенных заседаниях исполкомов районных Советов, виновные
привлекались к материальной ответственности, включая освобождение от занимаемой
должности. Виновные в хищении государственных средств приговаривались к
конкретным срокам лишения свободы с конфискацией имущества, предприятия
лишались звания «Предприятия коммунистического труда», а руководители и
работники исключались из рядов Коммунистической партии.
В
1998 году КРУ Минфина России было преобразовано в Департамент государственного
финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации,
аналогичная реорганизация прошла и с его территориальными органами. В
результате, Аппарат КРУ Минфина России в Республике Тыва выделился в
самостоятельное управление со статусом юридического лица и получил наименование
– Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в
Республике Тыва.
Контрольно-ревизионная
работа в то время осуществлялось Контрольно-ревизионным управлением
Министерства финансов Российской Федерации по соглашению с Правительством
Республики Тыва.
Упорядоченность
законов помогла разработать и провести в Российской Федерации в 2004 году
административную реформу, в ходе которой были реорганизованы многие
министерства. Так, часть ранее существовавших департаментов Минфина России были
выделены в самостоятельные федеральные службы. Одной из таких служб стало
бывшее КРУ, получившее название Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
(Росфиннадзор). На территории нашей республики Росфиннадзор осуществлял
деятельность через своего территориального органа – Территориального управления
Росфиннадзора в Республике Тыва.
02
февраля 2016 г. Указом Президента Российской Федерации в целях
совершенствования контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации
структуры федеральных органов исполнительной власти Росфиннадзор был упразднён,
его функции по осуществлению контроля в финансово-бюджетной сфере были переданы
Федеральному казначейству, при этом было поручено обеспечить непрерывность
контроля и сохранение кадрового потенциала упразднённого органа.
В
настоящее время государственный финансовый контроль Федеральным казначейством
осуществляется по новому, при этом сохранено все лучшее, что было создано за
девяносто с лишним лет и дополнено это возможностями и технологиями
Федерального казначейства.
Федеральным казначейством за достаточно
короткий срок был принят целый ряд документов, регламентирующих этапы
планирования, организации и проведения контрольных мероприятий, а также
подготовки отчетности.
Кроме того, разработаны Стандарты внутренней
организации контрольного мероприятия и классификатор нарушений, выявляемых в
ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере. Это позволило унифицировать подходы к осуществлению
внутреннего государственного финансового контроля, а также поэтапно реализовать
ряд важных мероприятий по автоматизации внутренних процессов организации
деятельности ревизоров.
Сегодня
в арсенале ревизора имеются широкая линейка программных продуктов, оператором
которых является Федеральное казначейство. Ревизоры имеют прямой доступ к
информации о финансировании объекта контроля, оплате заключенных контрактов и
т.д. Это позволяет ревизорам не только проводить предварительный анализ и
осуществлять подготовку к проверкам, но и устанавливать некоторые нарушения, не
назначая при этом контрольные мероприятия.
Создана
автоматизированная система внутреннего
государственного финансового контроля, которая включает весь цикл контрольной
деятельности от планирования до формирования отчетности, в том числе и внешней отчетности, представляемой в Минфин России и
Федеральную службу государственной статистики.
Если
раньше контрольно-ревизионные органы в своей деятельности могли полагаться на
две важнейшие точки опоры, закон и многолетний опыт, накопленный предшествующими
поколениями ревизоров, то сегодня могут также полагаться на информационные
технологии.
С
уверенностью можно сказать, что в Федеральном казначействе контрольно-ревизионная
деятельность находится на интереснейшем отрезке своего развития,
фактически обобщая, обновляя и перерабатывая опыт и наработки, накопленные
контрольно-ревизионными органами за всю историю их деятельности, тем самым
раздвигая границы возможностей.
История
контрольно-ревизионных органов России – это девяносто пять лет работы по
последовательной борьбе с коррупцией, выявление огромного объема незаконно либо
неэффективно использованных средств, возврат государству сотни миллиардов
рублей.
Несмотря
на то, что перед контрольно-ревизионными органами России сегодня стоят уже новые
задачи, но все также актуальными остались слова Наркома финансов СССР А.Г.
Зверева: «Финансовая система обязана заботиться о том, чтобы каждый рубль
государственных денег был затрачен с максимальной пользой».
В
этом году отмечается 95-летие со дня образования контрольно-ревизионных органов
России. В связи с этим праздничным событием выражаю глубокую благодарность контролерам
и ветеранам за самоотверженный труд, профессионализм и бесценный опыт. Желаю крепкого
здоровья, счастья, благополучия и достижения намеченных целей.
|