|
13 августа 1921 года в местности Суг-Бажы (с. Кочетово)
собрался Всетувинский Учредительный Хурал представителей всех хошунов Тувы.
Хурал провозгласил создание самостоятельного государства – Республики
Танну-Тува Улус или Тувинской Народной Республики. До 100-летия со дня проведения исторического хурала осталось всего три года и Глава Тувы Шолбан Кара-оол объявил о начале подготовки к этой дате. Главный акцент - на краеведческой работе. Сайт Государственного архива Тувы разместил протокол исторического съезда с перечнем его участников и ходом обсуждения всех вынесенных на его рассмотрение вопросов.
1. Протокол первого Революционного Съезда представителей от
всех хошунов народов Танну Тува, происходившего в местности Суг-Бажы с 13
августа 1921 года.
На съезде присутствуют представители Танну Тува Улус
(Туземцев Урянхая) от следующих хошунов и сумо:
от Бээзи хошуна – 1. Чымба бээзи, 2. Ананды дузалакчы
(Хертек сумо), 3. Шагаачы мерэн (Кыргыз сумо), 4. Сонам - Байыр чайгырчы
(Кыргыс сумо), 5. Балган чайзан (Кыргыс сумо), 6. Сонам чайгырчы (Тулуш сумо),
7. Баазан-Хоо чалан (Тулуш сумо), 8. Сурунмей хаа (Тулуш сумо), 9. Борбак-оол
чайгырчы (Тумат сумо), 10. Байыр чайзан (Долаан сумо), 11. Каленшай демчи
(Долаан сумо), 12. Саая чайзан (Улуг - Тулуш сумо), 13. Тыккыр чалан (Улуг -
Тулуш сумо), 14. Езуту мерэн (Салчак сумо), 15. Дондуп чангы (Кужугет сумо),
16. Серен - Дондуп мерэн (Чааты Донгак сумо), 17. Дувендей чалан (Чааты Донгак
сумо), 18. Дондуп мерэн (Чааты Донгак сумо), 19. Балчыр чайзан (Сат сумо), 20.
Седенчап демчи (Куулар сумо),
от Даа хошуна – 1. Буян - Бадыргы гунь (Монгуш сумо), 2.
Бадыргы чайгырчы (Монгуш сумо), 3. Нарамандык чайгырчы (Ондар сумо), 4. Киже
чангы (Ондар сумо), 5. Назыты чайгырчы (Улуг - Ооржак сумо), 6. Байысылан
чайгырчы (Кара - Монгуш сумо), 7. Делгер чангы (Улуг - Ховалыг сумо), 8. Седен
чалан (Улуг - Ховалыг сумо), 9. Баян чангы (Биче - Ооржак сумо), 10. Байысылан
хунду (Саая сумо).
От Маады хошуна – 1. Лопсан Осур чайгырчы (Маады сумо), 2.
Сайын - Белек чайгырчы (Маады сумо), 3. Соскар - Барма хунду (Чооду сумо),
от Тоджи хошуна: 1. Лопсан мерэн (Кол сумо), 2. Туганчы
кеский (Ак -Чооду сумо).
От Шалык хошуна – 1. Чалсырай чайгырчы (Шалык сумо),
от Салчак хошуна – 1. Конга чайгырчы (Салчак сумо), 2. Даваа
чангы (Салчак сумо), 3. Пюрбю чалан (Салчак сумо), 4. Чамзы мерэн (Кыргыс сумо),
5. Топчуп мерэн (Кыргыс сумо), 6. Чанзан мерэн (Байгара сумо), 7. Баа мерэн
(Байгара сумо), 8. Калзан хунду (Байгара сумо), 9. Сюрюн чалан (Кол сумо),
от Оюннар хошуна: - 1. Ажыкай бээзи (Оюн сумо), 2. Дарыма
дузалакчы (Оюн сумо), 3. Демир чайгырчы (Оюн сумо), 4. Сундуй чайгырчы (Оюн
сумо), 5. Оруйгу чангы (Оюн сумо), 6. Чыргалан хелин (Оюн сумо), 7. Мунге хошун
чаланы (Оюн сумо), 8. Маныкай мерэн (Оюн сумо), 9. Баа-Хоо мерэн (Оюн сумо) 10.
Чапсырай хунду (Оюн сумо), 11. Майынды дарга (Оюн сумо), 12. Тангай-Хоо дарга
(Оюн сумо), 13. Натпит дарга (Оюн сумо), 14. Кара - Баштыг дарга (Оюн сумо),
15. Сарыг чайгырчы (Оюн сумо), 16. Шывак мерэн (Иргит сумо), 17. Тюмен - Назыты
чайгырчы (Чооду сумо).
От Советской России на съезде присутствует делегация в
следующем составе: представитель Сибревкома т. Ин. Г. Сафьянов, председатель
Крайревкома т. Стрелков, товарищ Председателя Крайревкома т. Сухорослов,
Военный комиссар Чугунов, командир партизанского отряда т. Кочетов, начальник
штаба партизанского отряда т. Квитных, заведующий дипломатическим отделом
Представительства Медведев, член Оргбюро Р.К.П. Терентьев, делегаты 12-го
Краевого съезда Советской колонии в Урянхае – Лидин, Сафьянова А.М., Старков,
Гурков, Завьялов, Макаров, Кирьянов, Власов и Сухомилинов, переводчик В.
Путинцев.
От Народно-Революционной Монголии на съезде присутствуют
члены монгольской миссии: Чогдыржап (член миссии) и представитель
Дальне-восточного секретариата Коминтерна тов. Цивенджапов и член миссии
Боровиков.
От группы корейцев, проживающих на территории Тану - Тува,
участвует т. Цой.
Президиум съезда избирается в количестве одиннадцати
человек: 1. Ананды дузалакчы, 2. Дарыма дузалакчы, 3. Саын - Белек чайгырчы, 4.
Назыты чайгырчы, 5. Лопсан мерэн, 6. Конга чайгырчы, 7. Буян - Бадыргы гунь, 8.
Чалсырай чайгырчы, 9. Ажыкай бээзи, 10. Чымба бээзи 11. Лопсан Осур.
Председателем съезда избирается Буян - Бадыргы гунь,
секретарем Дарыма дузалакчы.
Съезд открывается приветственным словом Представителя
Сибревкома Сафьянова, который указывает, что открывающийся первый революционный
съезд Танну - Тува улус (народа Урянхая) имеет для страны величайшее
историческое значение. Съезду, говорит т. Сафьянов, которого мы так долго
ждали, и на пути к которому было так много препятствий, предстоит серьезная
работа. Он должен установить новый порядок жизни, в котором ни для кого не было
бы несправедливости. Свободно избранное на этом съезде народно-революционное
правительство должно найти в себе силы, чтобы повести народ к свободе.
Делегатам съезда необходимо проникнуться всей серьезностью положения и провести
съезд так, чтобы народ Танну Тува был доволен тем, что установится после
съезда. В заключение т. Сафьянов от имени РСФСР горячо приветствует
общетувинский съезд, желает ему плодотворной работы и предлагает принять,
выработанный русской делегацией следующий порядок дня:
1. Информация о политическом положении во всем мире, России,
Монголии и Танну - Туве.
2. Самоопределение Танну - Тува улус (народа Урянхая).
3. О равноправии граждан Танну - Тува.
4. Народное образование.
5. Религия и права духовенства.
6. Медицина.
7. Экономическое возрождение Танну - Тува улус.
8. О правосудии.
9. О защите границ Урянхая.
10. Реорганизация власти в сумо, хошунах и во всей стране.
11. Выборы правительства Танну - Тува.
12. Выборы советов хошунов и сумо.
13. Выборы народного суда.
14. Об отдельных хошунах и сумо, не принявших участие на
съезде.
15. Об объединении Оюннарского и других хошунов.
16. Местопребывание правительства Танну - Тува улус.
17. Отношение Танну - Тува улус (народа Урянхая) к Монголии.
18. Отношение Танну - Тува улус (народа Урянхая) к Советской
России.
19. Взаимоотношение Танну - Тува с русской Советской
колонией в Урянхая.
20. О заселении Урянхая новыми русскими колонистами.
21. Концессии на ископаемые всех видов, на рыболовный,
звериный, лесной и другие промыслы.
22. О выселении из края колонистов.
23. О спорных Русско-Тувинских делах.
24. О торговле.
25. Земельный вопрос.
26. Текущие дела: а) о городьбе покосов и пашен; б) порядок
обследования потрав; в) меры борьбы с воровством, кроме судебного наказания; г)
запрещение частных сделок между Тува и русскими на землю и покосы; д) о праве
пребывания граждан Кореи на территории Танну - Тува и е) о всеобщем празднике в
честь самоопределения Танну - Тува улус.
Далее выступает с приветствием от крайревкома т. Стрелков.
Приветствие свое он обращает к народу Танну - Тува, который много терпел от
прежнего русского правительства и которому теперь предстоит новая жизнь в союзе
с народами России, образовавшими Советскую власть, которая борется за
самоопределение всех народностей. От Красной Армии Советской России выступает с
приветствием тов. Чугунов. Он указывает, что Красная армия всегда боролась с
империалистами за освобождение угнетенных народов. Защищая свою свободу она в
то же время старается быть орудием освобождения и для других народов.
От русских женщин выступает с приветствием тов. Сафьянова,
она приветствует первый революционный съезд Танну - Тува, сообщает об
освобождении русской женщины от оков векового рабства об уравнении её с
мужчиной и высказывает пожелание, чтобы на следующем съезде Танну - Тува
участвовали их женщины, которые и сейчас в хозяйственном быту так же
самостоятельны, как мужчины.
От Российской Коммунистической партии выступает тов.
Терентьев. Российская партия коммунистов, говорит тов. Терентьев, совершила
революцию в России, эта революция, освободив русский народ, несет в то же время
освобождение всем другим угнетенным народам. Лозунг Р.К.П. – мир должен
принадлежать только трудящимся, паразитам нет места на земле, должен быть
усвоен и народом Танну - Тува.
На Монгольском языке с приветствием выступает член
монгольской миссии Чогдырджап. Он говорит, что Советская республика является
союзницей народно-революционной Монголии. Обе эти страны вместе борются за
освобождение от ига империалистов и их наемников белобандитов.
Народно-революционная Монголия желает успеха первому революционному съезду
Урянхая.
Тов. Кочетов приветствует съезд от имени красных партизан,
которые всегда готовы пойти на защиту Танну - Тува от нападения угнетателей.
Тов. Гурков приветствует съезд от русского населения Урянхая и говорит, что
прежде белогвардейская рука натравляла русских на Тува и наоборот. Теперь
победив белобандитов, мы должны жить дружно, так как делить нам нечего, у нас
общие интересы – свободный труд на освобожденной земле. От русского населения
Тоджинского хошуна выступает с приветствием тов. Сухомлинов.
От корейцев, живущих на территории Танну - Тува, выступает с
приветствием тов. Цой. Отметив, что угнетенная Корея, стремящаяся к
освобождению не может не приветствовать с великой радостью первый свободный
съезд независимых представителей Танну - Тува. Тов. Цой указывает далее на то,
что корейский народ, раздавленный пятой японского империализма, расселился в
силу этого по всему миру, но не потерял веры в свою свободу.
В ответ на все эти приветствия от имени Танну - Тува
выступает председатель съезда Буян - Бадыргы. Он говорит, что до сего времени,
как русские белые, так и китайцы всячески притесняли Танну Тувинский народ. И
только теперь впервые в появлении в Урянхае нового Советского закона и приездом
представителя Сибревкома тов. Сафьянова, бесправному положению Танну - Тува
приходит конец. Те насилия и муки, которые нам несли в свое время старая
царская Россия, Китай и Монголия больше не будут иметь места и Танну - Тува
улус получает теперь возможность устраивать свою жизнь по новому, чтобы она
была свободной и радостной.
Представитель Мадынского1 хошуна Лопсан - Осур приветствует
справедливый Советский закон, о котором он слышал давно, и который теперь будет
применяться в жизни Танну – Тува. Кроме того он отмечает, что съезд должен
устранить ту сумятицу среди народа Танну-Тува, которая была вызвана в последние
годы анархией и насилиями. По окончании приветствий и ответов на них тов.
Медведев зачитывает список русских делегатов и представляет их всех съезду.
Далее он делает предложение съезду решить вопрос, какой голос должен быть дан
русским делегатам, решающий или совещательный. После обмена мнениями, съезд
предоставляет право решающего голоса и весь президиум русской делегации в
количестве пяти человек (председателя Сафьянова, секретаря Стрелкова, членов
Гуркова, Чугунова и Медведева) включает в состав своего президиума. Объявляется
перерыв на 10 минут.
После перерыва тов. Сафьянов предлагает перевести
заслушанный порядок дня на монгольский и тувинский языки, принять его в готовом
виде или же обсудив, отвергнуть, или заменить другим. Порядок дня переводится и
зачитывается съезду. После заслушивания его съездом, председатель Буян -
Бадыргы заявляет: ввиду того, что главным вопросом порядка дня является вопрос
о самоопределении Танну - Тува улус, от которого будут зависеть все остальные
вопросы, необходимо прежде обсудить и решить этот вопрос. Тов. Стрелков отмечает,
что помимо вопроса о самоопределении есть много других вопросов, которые также
необходимо разобрать для регулирования отношений между русскими и Танну - Тува.
Буян - Бадыргы возражает Стрелкову и указывает на то, что все будет зависеть от
того, как решится вопрос о самоопределении. Тов. Сафьянов обращает внимание
съезда, что на заседании присутствуют представители 35-ти сумо, т.е.
большинство двух третей всего населения Танну - Тува, почему он не видит
препятствий для того, чтобы прежде всяких вопросов поставить вопрос о
самоопределении Танну - Тува.
…] Заседание второе 14-го
августа 1921 г. Открывается в 10 часов утра.
Член Монгольской миссии Чогдырджап предъявляет президиуму свои мандаты от
Монгольского наррев правительства и наррев партии, которые и оглашаются съезду.
Затем слово по первой части первого пункта повестки - о международном положении
во всем мире - предоставляется тов. Стрелкову, который в своем докладе
обрисовывает развитие революционного движения во всем мире как результат
международной империалистической войны, которая обострила классовую борьбу и
толкнула трудящихся к решительным революционным действиям.
[…] Познакомившись с событиями во всем мире, в Советской России и Монголии, а
также и со всем, происходившим в Туве, съезд признает, что теперь народ Танну -
Тува должен стряхнуть с себя вековые цепи рабства и установить в своей стране
новый порядок и новую народную власть.
[…] После этого объявляется обеденный перерыв.
После перерыва обсуждается второй пункт порядка дня: о самоопределении Танну -
Тува улус (народа Урянхая) и вытекающий отсюда вопрос о русской или монгольской
ориентации во внешней политике нового правительства Танну - Тува.
Назыты чайгырчы от имени двух хемчикских хошунов заявляет, что их народ
категорически высказывается за независимость в своих внутренних делах и
управлении. От имени Тоджинского хошуна делает заявление Лопсан мерэн, что они
тоджинцы, хотели бы для себя и для других хошунов власти Монгольского Святого,
к которому поехал сейчас их найон. От Мадынского хошуна делает заявление Сайын
- Белек чайгырчы: «Наш хошун очень не велик, живем мы среди русских, нам
безразлично под чьим быть покровительством, мы присоединимся к большинству
съезда». Салчакский хошун и Шалык хошун высказываются, что они присоединяются к
большинству, т.е. к мнению хемчикских хошунов. В этом же смысле делают
заявления и представители Оюннарского хошуна. После обмена мнениями и
всестороннего обсуждения вопроса о самоопределении, съезд, принимая во
внимание, что хемчикские представители выражают мнение 27 сумо (обществ), т.е.
огромное большинство Танну - Тувинского народа, постановляет: Считать все
хошуны и сумоны, кроме Тоджинского присоединившимися к мнению хемчикских
хошунов. Тогда представитель Тоджинского хошуна снова берет слово и заявляет,
что, не желая раздробления Танну - Тува улус, они, тоджинцы отказываются от
своего первого заявления и присоединяются к решению большинства съезда.
Далее тов. Сафьянов и председатель съезда Буян - Бадыргы ставят на обсуждение
съезда вопрос об отношении Танну - Тува к Советской России и Народной
революционной Монголии, а также вопрос о том, как вообще, Танну - Тува улус
будет поступать в международных делах: самостоятельно или пойдет под
покровительством какого - либо государства.
Предлагается по этому вопросу, как и по предыдущему, дать сначала высказаться
представителям Танну - Тува, а затем уже брать слово русским делегатам и
Монгольской миссии. Когда предложение съезда оказывается принятым, то Чогдыржап
тогда заявляет, что все Танну – Тува – Монголы и потому должны подчиниться
Монголии, а затем все время своими репликами прерывает обсуждение вопроса Танну
- Тувинскими представителями. Буян - Бадыргы разъясняет, что решенный перед
этим вопрос об отдельном управлении Танну - Тува не разрешает еще вопроса о
том, какое покровительство нужно народу Тува в международных делах, ибо никто
из Тува не мыслит, что их страна может в международных отношениях выступать
самостоятельно. Два хемчикских хошуна в лице Ананды дузалакчы высказываются в
том смысле, что Танну - Тува улус, решившему в своих внутренних делах проводить
вполне самостоятельное управление, в международных делах лучше всего идти
вместе с Советской Россией.
Это решение сложилось у хемчикских хошунов еще до
съезда. Все присутствующие представители Оюннарского хошуна (каждый в
отдельности) высказываются за присоединение к мнению хемчикских хошунов.
Представители салчаков, тоджинцев, Шалка и Мадынского хошунов, также решительно
заявляют о своем присоединении к мнению хемчикских хошунов по вопросу о покровительстве
Советской России.
Кроме того, представитель Мадынского хошуна Сайын -Белек
высказывается, что их хошун еще в 1918 г. на общетувинском съезде решил, что
ничего лучшего для них, мадынцев, не может быть, как идти в международных делах
с Российской Республикой Советов. Ведь даже новая Революционная Монголия и та в
международных делах идет не самостоятельно, а действует под покровительством
Советской России. Это последнее мнение мадынцев встречает горячее сочувствие
съезда. Председатель обращается к съезду с вопросом, угодно ли делегатам еще
высказываться перед голосованием.
Съезд дружно заявляет, что вопрос ясен и
прений больше не нужно. Ввиду того, что никто не высказывался против решения
вопроса, как он предлагался хемчикскими хошунами, постановлено считать мнение
Хемчика принятым единогласно. Предложение голосуется в следующей редакции:
«Народная Республика Танну - Тува является свободным, ни от кого не зависящим в
своих внутренних делах государством свободного2 народа, в международных же
отношениях Республика Танну - Тува признает Покровительство РОССИЙСКОЙ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
Съезд принимает это единогласно.
Обсуждается третий и следующие пункты порядка дня, включающие проект
Конституции Танну - Тува улус. Пункт о равенстве перед законом вызывает прения.
Высказываются положения, что этот вопрос можно поручить разобрать новому
правительству, но некоторые представители предлагают рассмотреть это здесь, так
как этот съезд является самым авторитетным собранием для всего народа Танну -
Тува.
Председатель съезда Буян - Бадыргы говорит: Мне кажется, что, решив самый
главный для нас вопрос о самоопределении с помощью представителей Советской
России, в решении всех других вопросов необходимо представить полную
самостоятельность представителям Танну - Тува, так как они знают жизнь и обычаи
и, руководствуясь многолетним опытом, решат их более правильно. Далее отвечая
на заявление т. Сафьянова, что в каждом вопросе могут быть два решения –
принципиальное и практическое, Буян Бадыргы говорит: «Вот я и думаю, что права
каждого гражданина определяются его деятельностью, и тем положением, на которое
его выдвинула жизнь, выдвинул весь народ. Например, я не мог бы согласиться в
душе с тем, что данный съезд сравнял меня в правах с самым последним человеком
нашего хошуна. Такое решение было бы для меня приемлемо только в том случае,
если бы оно было вынесено тем хошуном, которым я управлял и перед которым я
показал бы свою несостоятельность».
Товарищ Сафьянов вносит предложение передать в письменном виде представителям
Танну - Тува проект Конституции, выработанный русской делегацией, для
предварительного ознакомления и обсуждения с тем, чтобы съезду завтра было
легче решить предлагаемые его вниманию вопросы о будущем устройстве республики
Танну - Тува улус.
Лопсан Осур представитель Мадынского хошуна, говорит, что он является давнишним
сторонником Советской России и от имени всего хошуна заявляет, что они
соглашаются принять Конституцию, проект которой предложен представителями
Советской России. Лопсан предлагает делегатам хошунов последовать их примеру и
принять Конституцию без обсуждения. Вместе с тем, он напоминает делегатам
съезда, что, пойдя по предлагаемому мадынцами пути, они нисколько не разойдутся
с Революционной Монголией, которая теперь устраивает свою жизнь также под
покровительством Советской России.
Буян - Бадыргы в своем возражении Лопсану указывает, что если Мадынский хошун
желает принять Конституцию без прений, то он это может сделать. Однако это не
лишает других хошунов возможности обсуждать и решать все вопросы, поставленные
в Конституции, самостоятельно и независимо от того, как они рассматриваются
мадынцами.
После этого ставится на голосование и принимается предложение тов. Сафьянова о
переводе Конституции на язык Танну - Тува и предварительном рассмотрении ее
танну - тувинскими делегатами.
Заседание объявляется закрытым до следующего дня.
|
|