Малокомплектные школы располагаются в тех населенных пунктах, где нет достаточного количества детей, это школа без параллельных классов с небольшим числом учеников. В большинстве таких сельских школ в классах учится от одного до десяти человек. Основной структурный компонент малокомплектной школы — класс-комплект. Это класс, руководимый одним педагогом-классоводом. Комплект может состоять из двух, трех или даже четырех классов. Сложность работы учителя-классовода обусловливается тем, что ему ежедневно приходится готовить до 8 уроков, распределять внимание между двумя-тремя классами.
В успенской малокомплектной школе Тандинского кожууна в рамках субботних выездов министр образования и науки РТ Татьяна Санчаа провела встречу с учителями школы. Здесь по итогам 2016-2017 учебного года все четыре выпускника девятых и одиннадцатых классов, на экзаменах по обязательным предметам смогли преодолеть лишь минимальный порог, а одному учащемуся это удалось сделать только в дополнительный период сдачи ЕГЭ. Также существует практика не преодоления минимальных порогов даже по выборным дисциплинам.
Последствия получения ребенком некачественного образования влекут за собой невозможность преодоления государственной итоговой аттестации, встает вопрос о невыдаче аттестата об окончании школы и поступления в профессиональное образовательное учреждение.
Численность населения в Успенке 477 чел, из них 70 детей, которые обучаются в школе. Несмотря на малочисленность учеников, в школе есть классы с первого по одиннадцатый, также 19 педагогов по всем дисциплинам.
Коллектив школы во главе с директором Ольгой Чупаревой признал, что по итогам прошлого года не проводил итогового совещания по поступлению выпускников в профессиональные образовательные организации, также не принял меры по улучшению качества образования.
Министр образования республики отметила, что в успенской школе есть огромный потенциал, который не используется учителями и руководством школы. У малокомплектных школ есть определенные преимущества. Главное — небольшое число учеников в школе, малая наполняемость классов. Если правильно использовать это преимущество, то учитель будет иметь прекрасную возможность организовать личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика.
Малокомплектная школа — это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшими младших. Малочисленная школа напоминает большую семью. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиганства, других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают.
Глава Республики Шолбан Кара-оол на республиканском совете директоров акцентировал внимание общественности на том, что пока школа жива, село живет, поэтому муниципалитетам, управлениям образования, коллективам педагогов необходимо приложить все усилия для формирования качественного образования и сохранения малокомплектных школ
.
|