Нужно добиться одинаково высоких
стандартов обучения, как в городских, так и в сельских школах. Соглашаться с
постоянным перетоком сельских школьников в поиске более качественного
образования в городские школы нельзя. Нужны стимулы и индивидуальные программы
развития сельских школ, в том числе малокомплектных, убежден Глава Тувы Шолбан
Кара-оол. Ведь школа на селе – это его сердце, эпицентр жизни.
«Мы недавно открыли лицей № 16,
тем самым немного разгрузив городские школы. А там сейчас из 1200 учащихся уже
143 ребенка приехали из кожуунов! – обратил внимание премьер. – И ведь детей
устраивают правдами и неправдами у дальних родственников, знакомых в Кызыле. А
каким может быть их воспитание без отца и матери?»
Речь о необходимых мерах по
повышению качества обучения, раскрытию потенциала детей, финансово-экономических
условиях управления образованием, новой системе оплаты труда и принципе нормативно-подушевого
финансирования шла на расширенном заседании Совета директоров
общеобразовательных организаций Республики Тыва, которое состоялось 10 октября
в конференц-зале лицея № 16 города Кызыла.
Глава региона констатировал, что
введение в республике нормативно-подушевого финансирования, которое сегодня последовательно
внедряется во всех регионах России, требует анализа последствий. Важно
утвердить на заседании правительства Тувы нормативы, согласовав с
муниципалитетами «дорожные карты» по поэтапному введению оптимизации. Данная
работа поручена первому вице-премьеру Органе Натсак.
В
ходе расширенного заседания Совета директоров школ поставлена задача перед
муниципальными властями принимать управленческие шаги, четко выработанные
позиции по защите интересов школ на своих территориях, разработать стратегию
развития образования на своих территориях, в том числе по обеспеченности
педагогическими кадрами.
Муниципальные
власти должны инициировать проекты по развитию своих школ, привлечению учителей
в села, используя, например, такие программы как строительство жилья для
молодых семей в рамках федеральной программы «Устойчивое развитие сельских
территорий».
«Нельзя мириться с ситуацией,когда в малокомплектной школе, где учатся 13-15 школьников, а количество
педагогического состава примерно такое же, по итогам государственной аттестации80% учащихся могут не получать аттестат! Это ЧП! Мы не должны допускать, чтобы
дорога в большую профессиональную жизнь для каких-то из наших детей была таким
образом закрыта!»
Качество преподавания в сельской
школе – это должно быть делом персональной ответственности председателей
районных администраций. «Если вы будете думать, что этим есть, кому заниматься,
кроме вас, не будете вникать, а в итоге – будут страдать дети! Я с этим
мириться не буду! Это ваше поле ответственности!»
Глава
Тувы Шолбан Кара-оол настаивает на том, что малокомплектные школы не должны
привязываться к нормативам по числу учеников, необходима индивидуальная
программа развития каждой малокомплектной школы и определение четких параметров
их работы.
«Необходимо
установить приоритет в работе Министерства образования и науки республики –
повышение качества обучения в сельских школах. Это первостепенная задача.
Необходимо сохранить и развивать сельские школы, сделать их
конкурентоспособными, так как именно школы являются «сердцем» села, одним из
основных условий его существования», - отметил Глава Тувы.
В
ходе обсуждения было отмечено, что снижение качества обучения в селах и
механическое следование принципу «деньги за учеником», который лежит в основе
нормативно-подушевого финансирования, может привести к нерегулируемой миграции
из села в город, к снижению уровня жизни людей, вынужденных отдавать своих
детей в городские школы.
«Обстоятельно
поговорили о том, что сегодня крайне волнует учителей – о возможных сокращениях
в их рядах. Разговор получился открытый, и на этот раз шел на Совете директоров
школ,- написал по итогам встречи с педагогами Глава Тувы Шолбан Кара-оол в
своем блоге. - Во-первых, никаких сокращений правительство республики не
планировало – это совершенно точно. Но сегодня в процессе дискуссии пришли к
тому, что судьбу каждой школы нужно рассматривать с точки зрения ее
оптимальности, способности достигать эффективного результата. Если в какой-либо
школе и будет что-то оптимизироваться, то только в пользу тех, кто дает
качественные знания. По справедливости. Именно с этой точки зрения можно
говорить об оптимизации – не сокращение, а направление средств в пользу
эффективных специалистов. По живому резать никто не будет – мы не дадим. Для
этого нужно провести глубокий анализ каждой школы, каждого детсада с точки
зрения эффективного использования бюджетных средств, местным властям четко
выработать позиции по защите интересов школ, разработать стратегии развития
образования на своих территориях, в том числе по обеспеченности педагогических
кадров. Со своей стороны я предложил утвердить специальную программу по
строительству жилья для молодых специалистов».
На
начало 2017-2018 учебного года в Туве функционируют 177 общеобразовательных
организаций, из них: 8 начальных школ, 8 основных (1-9 классы), 142 средних
школ (в том числе 3 гимназии, 5 лицеев, 1 кадетский корпус), 6 школ для детей с
ограниченными возможностями здоровья и три оздоровительных учреждения
санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Численность
обучающихся на сегодняшний день составляет 64 257 чел., а учителей 5 157,
исходя из соотношения «учитель – ученик» 1:10, в республике наблюдается
существенная нехватка педагогических кадров.
На
Совете директоров поднимали вопросы о миграции учеников из сел в города. К
примеру, Гимназия № 5 г. Кызыла признана школой с самым большим количеством
учеников в России.
Глава
республики акцентировал внимание руководителей на том, чтобы они приложили
максимум усилий для установления стабильности, посредством сохранения
контингента учащихся и обеспечения качественного образования на всей территории
республики.
С
докладом о тарификации заработных плат руководства и учителей средних
общеобразовательных организаций выступила Первый Заместитель Председателя Правительства
РТ Органа Натсак. Основное внимание было уделено школам, которые выдают
некачественное образование и неэффективное управление.
В
режиме открытого микрофона участники Совета обсудили, что районам необходимо
взять пример с Департамента по образованию г. Кызыла, а именно о заключении с
директорами школ «эффективного контракта».
На
Совете директоров были обсуждены многие аспекты по улучшению образовательной
сферы в Республике Тыва. В завершении министр образования и науки РТ Татьяна
Санчаа рассказала о вводе республики в число пилотных регионов, где
определенные школы войдут в ведомство Министерства образования. К примеру, в
Туве планируется ввести малокомплектные школы на республиканский уровень, это
обеспечит более качественное образование для учащихся.
|