Практическая часть симпозиума проходила на территории центра. Здесь девять мастеров из Тувы и Хакасии трудились над деревянными скульптурами. Согласно условиям конкурса, за десять дней работы участники должны были вырезать из кедровых заготовок малые архитектурные формы, связанные с образами из народных сказаний, сказок, легенд народов Центральной Азии.
Точно в срок, к утру 24 июля во дворе центра публике и жюри были представлены девять деревянных скульптур, отражавших идеи своих создателей:
«Дух старого охотника» - Салчак Экер-оол Сергеевич;
«Будущий воин» - Чертыков Василий Иванович;
«Хамнын кайгызы» («Зов шамана») – Саая Мерген Владимирович;
«Бюст Донгака Окаанчыка» - Баранмаа Александр Насович;
«Субедей-Маадыр» - Ооржак Юрий Дажыевич;
«Укротитель»- Ендан Шораан Чедер-оолович;
«Хоомейжи» - Хомушку Арбак Валерьевич;
«Адазынын оглу» («Сын своего отца») - Дупчур Александр Сергеевич;
«Чер пагазы» («Черепаха») - Монгуш Артыш Борбак-оолович.
Все скульптуры отличаются небольшими размерами – участникам изначально предоставили одинаковые деревянные отрезки из подсушенного кедра. Однако все воплощенные идеи, несмотря на то, что участники много дней работали бок о бок, совершенно разные.
«Адазынын оглу» Александра Дупчура – образ лукавого малыша, горделиво позирующего в одежде своего отца-борца. Как рассказал Александр, эту идею он уже воплощал ранее в графическом рисунке – по заказу борца-хурешиста, который попросил мастера нарисовать его маленького сынишку в своей одежде. Рисунком заказчик остался доволен, а мастер захотел воплотить удачный образ в дереве, с которым, кстати, работал впервые. Дебют вышел успешным – скульптору удалось передать живость и эмоции маленького мальчика, который, играя, примеряет образ своего любимого отца.
В отличие от Дупчура, у другого участника, Артыша Монгуша большой опыт работы с деревом. С 2016 года Артыш Борбак-оолович возглавляет республиканский Союз мастеров и реставраторов музыкальных инструментов, в течение многих лет работает в Национальном оркестре мастером-реставратором музыкальных инструментов. Образ самого любимого из них – игила, Монгуш вырезал в образе «Чер пагазы» («Черепаха»). В этой композиции игил в центре цветка лотоса венчает спину огромной сказочной черепахи.
Как объяснил мастер, в конкурсной скульптуре по его замыслу воплощен образ долголетия, идею которого навеяли народные сказания. С кедром Артыш Монгуш работал уже не раз, для него это «легкое дерево», однако на симпозиуме он с большим интересом наблюдал за работой других участников и перенимал новое, к примеру, тонкости работы по окраске дерева. Самому мастеру больше других понравилась работа хакасского мастера Василия Чертыкова «Будущий воин», выполненная в непривычной для наших мастеров технике.
Как и некоторые другие участники, подобную работу свободный художник Василий Чертыков выполнял впервые. Его скульптура - мальчик, которого обнимает за плечи мать - образ, взятый из легенд его народа, который сам Чертыков назвал енисейскими татарами:
«Мать-земля родила воина, который объединит тюркские племена и поведет их за собой. С незапамятных времен, согласно легенде, в народе ждут рождения этого воина-ребенка, когда в земном мальчике проснется могучий Саян».
В своей работе Чертыков старался придерживаться исторической точности – Мать-земля предстает в образе женщины, одетой в национальное платье, а прическа мальчика, по словам мастера, копия стрижки древних тюркских воинов и носит название «Наконечник стрелы». Прежде чем приступить к конкурсной работе, хакасский художник, по его признанию, провел обряд – попросил разрешения у духов местности работать на территории Тувы и их поддержки.
Приглашение к участию в симпозиуме мастеру из Хакасии отправил председатель Союза художников Тувы Александр Баранмаа. Чертыков с большим уважением отозвался о других участниках, отметив непривычную для него дружескую атмосферу на конкурсе, когда мастера без всякой мысли о конкуренции помогали друг другу, подсказывая, давая советы и делясь опытом. За время участия в симпозиуме Василий Иванович успел познакомиться с техникой резьбы тувинских мастеров по дереву и камню.
Среди конкурсных работ наибольшее восхищение у него самого вызвала работа Мергена Саая «Хамнын кайгызы» («Зов шамана»), стиль работы Саая Чертыков сравнил со стилем Даши Намдакова – по словам хакасского мастера, они оба отходят от общепринятых канонов, установленных художественной школой в России.
Работа Мергена Саая – символическое изображение процесса камлания шамана, также первый его опыт вырезания скульптуры из дерева. Мерген Владимирович – преподаватель Детской художественной школы села Тээли Бай-Тайгинского кожууна, до сих пор, по сложившейся в Бай-Тайге традиции работал с агальматолитом. По его признанию, дерево по своей природной структуре – сучки, волокна, трещины, оказалось более сложным материалом, чем мягкий однородный чонар-даш. Какие-то инструменты пришлось брать у товарищей по симпозиуму. Однако все же за время, отведенное конкурсом, Саая успел воплотить задуманный образ – камлающего на фоне огня, тянущего руки к небу, шамана, зову которого отзывается дух.
Жюри конкурса, изучив эти и другие работы, подвели итоги конкурса, определив победителей в номинациях «Студенты и преподаватели» («Молодежь») и «Народные мастера и профессионалы». Лучшими стали:
«Студенты и преподаватели» («Молодежь)»:
Мерген Владимирович Саая, «Хамнын кайгызы» («Зов шамана») - III место, премия 5000 рублей;
Шораан Чедер-оолович Ендан, «Укротитель» - II место, премия 10000 рублей;
Артыш Борбак-оолович Монгуш, «Чер пагазы» («Черепаха») – I место, премия 20000 рублей.
«Народные мастера и профессионалы»:
Александр Насович Баранмаа, «Бюст Донгака Окаанчыка» - III место, премия 10000 рублей;
Александр Сергеевич Дупчур, «Адазынын оглу» («Сын своего отца») – II место, премия 20000 рублей;
Василий Иванович Чертыков, «Будущий воин» - I место, премия 30000 рублей.
В церемонии награждения приняли участие многочисленные потомки и родственники тувинского народного мастера-камнереза Донгака Окаанчика, которые выразили глубокую благодарность участникам и организаторам симпозиума за мероприятие, посвященное памяти их знаменитого родича, самобытного мастера, представившего тувинское мастерство резьбы по дереву Туве на всесоюзном уровне. В знак признательности от них всем участникам конкурса были вручены благодарственные письма, а также экземпляры роскошно изданного фотоальбома с работами Донгака Окаанчика.
|