|
Кызыл. Улица Декабристов, 8. Подвал. Именно здесь уже более двадцати лет находится маленькая гончарная мастерская, где рождается волшебство. Старинное ремесло возрождает и передает детям художник Юрий Ахпашев, который уже выпустил множество «гончаров». В канун Рождества Христова корреспондент еженедельника побывала в кружке, где юные мастера делают керамические игрушки-свистульки.
Детский смех слышится уже с порога мастерской. Поначалу кажется, что мальчишки и девчонки остались без присмотра преподавателя. Однако мастер гончарного дела Юрий Ахпашев находится со своими воспитанниками. Просто он не совсем похож на учителя, который громко руководит детьми. Он тихо и спокойно объясняет, как глину превратить в игрушку. А вы хоть раз задумывались, как рождаются глиняные подделки? Каждое лето художник едет на карьер, где собирает глину. Сушит, фасует по пакетам и привозит в свою мастерскую, чтобы дети могли создавать своими руками глиняное чудо в течение года.
Лепка в четыре руки
- Юрий, а все дети, которые к вам приходят, способны лепить игрушки из глины? И сколько времени уходит, чтобы обучить ребенка этому мастерству?
- Я работаю с детьми больше двадцати лет. И уже знаю, как можно найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Когда ко мне приходят мальчишки и девчонки, то сначала их знакомлю с основами техники: как заточить карандаш, как развести краски, как их наносить. Обязательно выделяем время для рисования. Вначале они постигают рисунок, затем я учу их видеть этот набросок в объёме. А потом уже постепенно начинаю знакомить с глиной. Конечно, у меня существует определенная методика, чтобы обучить лепке. Работаем, как говорится, в четыре руки, это как игра на фортепиано. Показываю руками и словами объясняю, как все это делается. Знакомимся с традиционными дымковскими игрушками. Новички учатся по образцам. Могу сказать точно, исходя из моей практики, что ребенок начинает свободно лепить из глины через несколько лет обучения. Хотя я сам до сих пор учусь и учусь. Каждый раз, когда выезжаем на различные этно-фестивали, я стараюсь увидеть что-то новое у своих коллег за Саянами. А потом, конечно же, приобретённые знания я передаю своим детям.
А были ли дети «самородки»?
- Конечно, каждый ребенок уникален по-своему. Просто у некоторых талант раскрывается не сразу. Но есть и такие, способности которых видно сразу. Сейчас у меня обучается 11-летний Оттукай Оюн. Его ко мне привела мама еще дошкольником. Воспитательница в детском саду посоветовала родителям отдать мальчика ко мне. Дело в том, что ребенок с двух лет начал рисовать. И это были не кружки и квадратики, которые рисуют в его возрасте, а пауки и динозавры. Причем Оттукай их рисовал реалистично. Вырисовывал каждую деталь, каждый волосок. Когда мама его привела, она принесла альбомы, которые хранит до сих пор. В этих рисунках я увидел будущего мастера. Из ста детей один ребенок рождается с таким талантом. Оттукай все схватывает на лету. Сейчас моя задача - подготовить его к следующему шагу, чтобы он получил базовые знания для дальнейшего профессионального обучения. Ведь он может стать керамистом или дизайнером. Причем мальчик талантлив не только в живописи, он хорошо учится в школе. Особенно ему дается математика. Как говорится, талантливые люди талантливы во всем.
Гончарный круг
В творческой лаборатории, как называет ее сам мастер, есть гончарный круг. Преподаватель его приобрел несколько лет назад. Дети на занятиях к станку выстраиваются в очередь. Как рассказывает Ахпашев, даже самые непоседливые мальчишки и девчонки за работой становятся более спокойными. А когда в руках из куска глины появляется ваза, то у детворы радости нет предела. После того, как сосуд уже создан, его помещают в печь. От этого цвет становится ярче, а после покрытия глазурью получается нужный эффект. Расписывают двумя способами: кистью и фляндровкой – это древняя техника росписи. Изделие ставится на круг – турнетку, вращается, и на кувшине или горшочке появляются тонкие, плавные линии. Потом добавляются капли краски, и художник процарапывает нужный рисунок. Симпатичные горшки, чашки, плошки, тарелки ребятишки сразу же забирают домой.
Песочная анимация
Юрий Ахпашев совсем недавно начал изучать песочную анимацию и, конечно же, это искусство начал передавать детям. Это - живое выступление художника, когда рисуют песком на специальном световом столе. Его руки рождают различные образы, связанные в единый «песочный фильм» идейно, сюжетно и композиционно: на глазах каждый кадр трансформируется в последующий. Весь процесс можно увидеть на экране. Воспитанники Ахпашева пробуют себя во всем. Нет определенного направления. Как признаются мальчишки и девчонки, творчество помогает им в школе. У старшеклассников по черчению и изо почти одни пятерки и четверки. Конечно, некоторые дети уходят, но в основном, кто хоть раз попал в творческую лабораторию мастера, возвращается сюда вновь, потому что, соприкоснувшись с глиняным волшебством, его невозможно забыть.
Анжелика Ришко, 14 лет:
«Меня сюда привела мама еще в детстве, потом я бросила, но вернулась. Особенно мне нравится лепить глиняные игрушки. Юрий Макарович объясняет очень доходчиво, даже если у меня что-то не получается, он всегда мне спокойно объясняет».
Кристина Бельник, 14 лет:
«Я сюда пришла с подругой Анжеликой, мы с ней одноклассницы. Она мне очень много рассказывала, что есть такой кружок. Я вообще никогда не умела рисовать. Сейчас я свободно могу нарисовать любую картину. И кстати, у меня не возникает проблем, когда я иду к кому-нибудь на день рождения. Дарю глиняные игрушки».
Влада Тас-оол, 11 лет:
«В школе учителя нам рассказали, что есть гончарный кружок. Я сначала думала, что здесь будет неинтересно. Пришла, записалась. Юрий Макарович сразу же разрешил посидеть за гончарным кругом. Думаю, что к Новому году я сама сделаю кувшин, который подарю своей маме».
Кстати, научиться гончарному делу могут не только дети, но и родители. В рождественские праздники каждый желающий мог прийти сюда на мастер-классы.
|
|