Героизм бывает разный. Кто-то проявляет его, взявшись за оружие, кто-то — за спортивный инвентарь. Есть такая удивительная вещь — лук: он сочетает в себе признаки и того, и другого.
Три года назад на всю Туву прогремело имя Михаила Оюна. Впрочем, и сейчас время от времени оно погромыхивает. А тогда, в сентябре 2012 года, спортсмена-лучника мы встречали как национального героя. Титул чемпиона и бронзового призёра Паралимпийских игр по стрельбе из лука — достаточно весомый повод для волны народного восхищения.
Михаил — по-настоящему сильный и целеустремлённый человек. В свои 35 лет он имеет звание заслуженного мастера спорта и мастера спорта международного класса. Сами понимаете, сколько сил нужно вложить, чтобы добиться таких результатов. Но не только труд делает чемпиона, также важны любовь к избранному виду спорта и упорство. Иначе не выстоишь, не выдержишь на соревнованиях. Да даже на тренировках.
СПОРТИВНАЯ АРИФМЕТИКА
Нас, лучников, в спорте почему-то считают аристократами. Мы не против, хотя…
Давайте подсчитаем. В летнее время на соревнованиях стрелок выпускает по шесть стрел в каждой серии, таких серий — 24, то есть всего совершается 144 выстрела. Думаете, немного?
Сила натяжения классического лука может превышать 20 килограммов.
Ну, каково?
На тренировках число совершённых серий стремится к бесконечности. Нужно закрепить технику, отточить каждое движение до автоматизма и исправить ошибки. Бывает, что если ты вытянул шею, не так уперся ладонью в рукоятку, стрелы полетят совсем не туда или собьётся прицел. Этого в процессе обучения не избежать: маловероятно, что получится добиться одинаковости каждого движения с первого раза. Так что от мозолей на руках «аристократам» избавиться сложно, если вообще возможно.
Пожалуй, именно это — необходимость анализа, сосредоточенности и терпения — выбивает из колеи 70 процентов начинающих лучников. Оставшиеся, преодолев страх и лень, добиваются определённых успехов. А игра стоит свеч. На кону — выезды на всероссийские соревнования, получение званий и разрядов, перспектива попасть в сборную страны.
Помимо всего прочего, выезжая на соревнования, спортсмены расширяют свои горизонты. И не только спортивные. Во многие города мы приезжаем, как к себе домой: за многочисленные выезды успеваем изучить их и хорошо ориентируемся. Новые знакомства. Нередко я была свидетельницей и даже участницей таких, к примеру, сцен: девчонки весело несутся навстречу друг другу и, повизгивая от радости, обнимаются. Они — лучшие подруги, и совсем не важно, что живут в разных краях России.
Самое ценное, конечно же, опыт. Благодаря ему со временем перестают трястись коленки и заглушается страх. Ты объективно оцениваешь, прогрессируешь ли или отстаешь от своего прошлого результата. Появляется желание расти и больше узнавать о стрельбе.
ТРУДНОСТИ ВОЗРАСТА
Во время моего спортивного взросления главную трудность для меня представляла... школа. Любой юный спортсмен вам скажет, что договориться с учителями не всегда просто, особенно когда на носу экзамены.
Михаил Оюн поведал мне, что в молодёжную сборную России он попал в 1997 году, то есть ему было всего 17. А Дан-Хая, его дочь, давно разъезжает по стране со сборной нашей республики и показывает неплохие результаты. В принципе, ничего страшного не случилось — год закончен успешно, без троек. Сам Михаил — выпускник училища олимпийского резерва — связал свою жизнь со спортом.
— После училища поступил в Кызылский филиал Современной гуманитарной академии, окончил ее в 2003 году, специальность — юриспруденция. Работать по ней не стал, получилось так, — рассказывает Михаил.
— Будут ли ваши дети стрелять дальше?
— От них зависит. Никого не заставляю, но если возьмутся, — конечно, буду поддерживать.
Сыну Михаила исполнилось пять лет, и он периодически появляется на стрельбище. Пока это самый маленький лучник республики.
ПАХАТЬ И ПАХАТЬ
Настоящий лучник — это воплощение гармонии духа и физической формы. В идеале спортсмен обладает железными нервами и хорошим чувством юмора.
Если вы поговорите с Михаилом, то наверняка заметите, что он часто посмеивается и шутит. Однако при этом глаза его смотрят на вас так серьёзно, словно он уже вышел на стрелковый рубеж.
Шутить на тренировках и соревнованиях не возбраняется. Без хорошего настроения зачастую просто никак, особенно, когда результат вышел не ахти какой.
У меня бывало, что соревнования проигрывались начисто, так, что хотелось плакать. Елена Евгеньевна (Достай) за неудачу никогда не ругала, но всегда вычисляла ошибки и давала подробные наставления. Михаил, с которым мы часто ездили на соревнования, советовал следить за собой и больше работать.
Так, благодаря тренерам, у нас не оставалось времени на грусть и жалость к себе, мы все понимали: чтобы добиваться успехов, надо «пахать». С годами это вошло в привычку и дало свои результаты.
Глядя на Михаила, даже не сомневаешься, что такого человека ничто не сломит. Правильно сказал Шолбан Кара-оол: «Он не только преодолел себя, он доказал, что нет ограниченных возможностей».
БАБУШКА И ДЕДУШКА ТУТАТЧИКОВЫ
Остаётся всего месяц до начала нового набора на секцию стрельбы. Берут ребят с 10-ти лет. В кызылском спортзале «Автомобилист» с наступлением осени очень людно. Там до сих пор работают Елена Достай и Раиса Сергеевна Тутатчикова. Буквально неделю назад Раиса Сергеевна объявила о своём уходе на пенсию. Несколько лет назад она тоже собиралась оставить спорт, но намерение своё тогда не осуществила и, честно говоря, к лучшему. Если бы она ушла, для многих ребят это была бы невосполнимая утрата. Кстати, именно под руководством Раисы Сергеевны и её мужа — Евгения Викторовича — занимался Михаил Оюн.
Вот и сейчас, когда он приезжает в город, часто с Евгением Викторовичем, с тренировочного полигона доносится голос первого тренера, отчитывающего Михаила. Поначалу нам это казалось немного странным. Как же это — Михаил Кара-оолович сам воспитывает юных спортсменов, побывал на стольких соревнованиях…
Но потом приходит понимание. Тутатчиковы — это наши общие дедушка и бабушка, своими тренерами их может считать каждый лучник в республике. Вот и Михаил внимательно вслушивается в советы своего наставника, изредка кивая головой и переспрашивая.
Когда я спросила, нравится ли ему быть тренером, Михаил ответил коротко:
— Да.
Вот так, твёрдое и уверенное «да». У него своя группа — около пятнадцати ребят. Многие имеют разряды, уже даже не юношеские.
Чем не пример для подражания Михаил Оюн? Молодой, целеустремлённый спортсмен. Его жизнь — череда побед с вкраплением проигрышей (как же без них). Учиться у него и на него равняться — значит, стать настоящим лучником. А там и настоящим человеком.
|