|
Власти всех уровней должны переориентироваться на поиск дополнительных источников дохода в бюджет. Глава Тувы обозначил эту задачу как приоритетную в условиях сокращающейся поддержки из федерального бюджета. Шолбан Кара-оол высказался на эту тему в рамках заседания Совета контрольно-счетных органов республики, состоявшегося 29 апреля в Кызыле.
Бюджет страны и так свёрстан предельно жёстко, но Госдума рассматривает возможности дальнейшего сокращения расходов в 2015 году. Так, расходы в здравоохранении снижаются на 8,4 %, в образовании – на 4,5 %, в ЖКХ – на 10,1 %. Не избежал секвестра на 5,15 % даже бюджет национальной обороны. На 10,1% урезаны трансферты регионам. Правда, при этом расходы на социальную политику сохраняются и даже увеличиваются на 5,1%. Вместе с тем, основные сокращения еще впереди. Так вкратце обрисовал обстановку Глава республики.
В этих условиях республике необходимо сосредоточиться на поиске внутренних резервов, считает Шолбан Кара-оол. Минфин Тувы уже подготовил правительству свои предложения по сокращению неэффективных расходов бюджета как минимум на 5%. К примеру, только на ревизии командировочных расходов, оплате услуг связи, на приобретении материалов и оборудования можно сэкономить до 100 млн. рублей. То же самое должны проделать и муниципалитеты.
«Только не надо сию минуту бросаться на освоение бюджета, - предупредил коллег районного звена Глава республики. – Никто не собирается отнимать у местных бюджетов то, что уже заложено. Пересмотр расходов не означает изъятия средств. Речь идет о перераспределении финансов со статей, которые могут подождать, на самые необходимые нужды, иначе говоря - об оптимизации».
Задачу контрольных органов Глава Тувы Шолбан Кара-оол видит в том, чтобы добиться безусловного исполнения данной установки на всех уровнях власти, но особенно в муниципалитетах, где расходуется 45% консолидированного бюджета Тувы, или 9,8 миллиарда рублей. Это огромные деньги, и их движение должно тщательно контролироваться. В свете этой миссии значение счетных палат местных хуралов представителей трудно переоценить.
Вместе с тем Глава Тувы предостерег аудиторов от крайностей в выполнении поставленной задачи. По его словам, такие случаи в практике есть. Одни берут на себя роль прокуроров и принимаются «кошмарить» всех подряд. Кто-то, наоборот, занимает позицию «доброго дяди» и закрывает глаза даже на явные финансовые нарушения, не желая портить личных отношений с руководством района и односельчанами.
«В действительности миссия контролёра - стимулировать власти к развитию, предугадывать ошибки, указывать на недочёты и добиваться максимальной эффективности в управлении деньгами», - убежден премьер.
Экономия бюджета – это одна сторона задачи. Другая, не менее важная и более сложная, - наращивание собственных доходов. Шолбан Кара-оол напомнил участникам совещания, что 20 процентов налога на доходы физических лиц остаются в муниципальной казне. Следовательно, муниципалитеты должны быть заинтересованы, чтобы работодатели – бизнесмены работали максимально прозрачно: заключали трудовые договора, платили наёмным работникам «белую» зарплату. Но на деле картина обратная – по НДФЛ идет большой недобор.
«К примеру, Улуг-Хемский район. У вас в прошлом году достаточно большая строительная программа была – 22 дома для детей-сирот, новый детский сад. Одних только разрешений на новое строительство и реконструкцию выдано 191, плюс к ним 40 разрешений на ввод объектов в эксплуатацию. Сдали в общей сложности 2514 квадратных метров жилья. А на сколько увеличилось поступление НДФЛ? Вы ведь даже до плана не дотянули, а он, я уверен, был к тому же и занижен», - обратился премьер к главе района с риторическим вопросом.
Кто строил все эти объекты? Насколько прозрачна их бухгалтерия? Как они платили налоги? Ответы на эти вопросы обязаны знать контрольные органы районных парламентов. Они должны держать под неусыпным наблюдением систему муниципального заказа и добиваться того, чтобы подряды получали организации с хорошей репутацией - те, что трудоустраивают людей, платят зарплату, не имеют долгов по налогам, обеспечивают качество строительства.
Под надзором контролёров должна находиться вся цепочка движения бюджетных денег – куда и на что идут собственные доходы муниципалитетов, считает Глава республики.
«Тоджинский район по итогам 2014 года получил 80 миллионов дохода. Но где эти миллионы, если на ремонт дизельных генераторов не нашлось 900 тысяч рублей? В результате произошла авария, из-за которой три села оставались без света, пока ситуацию не «разрулило» республиканское министерство», - привел свежий пример безнадзорности местных финансовых потоков Шолбан Кара-оол.
Бесконтрольность системы управления муниципальными финансами, похоже, стала в районах нормой. Депутаты хуралов словно забыли, для чего они избраны. В той же Тодже до недавних пор никто даже не задавался вопросом, насколько оправданны, например, огромные расходы на автономное энергоснабжение.
Между тем, проверка республиканского Минфина показала, что дизельные станции в значительной степени работают вхолостую. В 2013 году ими выработано сверх плана 578 кВт/часов электроэнергии, которые не были потреблены. Убыток составил 9 млн. рублей. Покрывать его пришлось республиканскому бюджету. По сути, это деньги, отобранные у других районов.
«Мне попытались возразить – мол, дизеля находятся в собственности республики, мы тут ни при чём. Извините, но на чьей земле машины стоят и кого обеспечивают светом – разве не тоджинцев? Тоджинцев. Тогда почему вопросы, напрямую завязанные на их социальное самочувствие, бытовой комфорт, безопасность жизнеобеспечения становятся заботами одного только правительства, а местным даргаларам, как говорится, все равно?» - высказал Глава Тувы возмущение пассивностью, а иногда и явным самоустранением местных властей, включая контрольные органы, от своих обязанностей.
Шолбан Кара-оол убежден, что резервы пополнения и местных, и республиканского бюджета далеко не исчерпаны теми объемами доходов, которые сложились на сегодня. Среди возможностей увеличения доходной базы он назвал, в частности, инвентаризацию земельных участков и имущества физических лиц, вовлечение их в налоговый оборот. В этой сфере, как свидетельствуют данные Минфина и налоговых органов, все еще не наведен порядок.
В примерно равных по экономическому развитию районах уровень собираемости налогов отличается в разы. Если в Чаа-Хольском районе в 2014 году сборы земельного налога с физлиц составили 134 %, то в Тес-Хемском - только 57,1 %. В Пий-Хемском районе объемы поступлений по тому же налогу – 102,3 %, а в Дзун-Хемчикском недобрали более половины до плана.
Разгадка этой разницы, между тем, оказалась проста, как без особого труда выяснили финансисты правительства. В случае с земельным налогом, например, оказалось, что земельные участки, выделенные под индивидуальное жилищное строительство, используются по иным назначениям - таким, как торговля, автосервис и прочие коммерческие услуги. Ставка налога на участки под ИЖС намного меньше, чем за землю по предпринимательство, поэтому люди не спешат регистрировать свой бизнес как положено. Разумеется, при попустительстве местных властей. И бюджет теряет реальные доходы. «Тайна для меня в другом – почему проблемами пополнения муниципальной казны приходится заниматься мне, а не главе района, не муниципальным аудиторам, не председателю администрации?» - не дождался ответа от коллег Глава республики.
Федеральная и региональная власть, считает Шолбан Кара-оол, в рамках своих полномочий сделали и делают достаточно для того, чтобы у органов самоуправления были реальные каналы и рычаги формирования своих бюджетов. Так, максимально упрощены процедуры создания гражданами собственного бизнеса.
Для этого республика несколько лет назад внедрила патенты на занятие предпринимательской деятельностью, в прошлом году введена дифференциация их по территориальному признаку, в результате чего они стали намного дешевле. Сейчас рассматривается возможность открытия новой формы – без регистрации ИП: просто купил патент и ты уже предприниматель. Однако чтобы эти механизмы заработали в полной мере на развитие поселений и республики в целом, нужна целенаправленная и слаженная работа всех ветвей и институтов власти, в структуре которых ревизоры местных хуралов – важнейшее звено.
|
|