Все началось с того, что Михаил Тешуков написал письмо президенту России Владимиру Путину. Обычное такое письмо, в котором он рассказал, что знает, где похоронен Чингисхан, и может показать это место.
Семья Тешуковых
Впрочем, надо сделать некоторое отступление. Тува – волшебное место. Здесь практически все, независимо от возраста, пола и национальности, рано или поздно начинают интересоваться историей, здесь прорастают мифы, они развиваются и разветвляются. И те, кто услышал зов Тувы, никогда не уедут отсюда. Они включаются в структуру ее истории, живут по ее законам.
И началось не с письма президенту России. Началось с того, что сам Михаил Юрьевич – личность довольно незаурядная. Но, как и полагается в Туве, сначала - о предках.
А прадед Михаила, Иван Иванович Тешуков, служил ротным у Кочетова. Больше того, он был ему родней – шурином. Они были женаты на сестрах. До этого он прошел германскую войну, за отвагу был награжден тремя Георгиевскими крестами.
Но выбросил их, когда казаки запороли насмерть Атаманова, основателя Атамановки. Он закрыл глаза, повернулся несколько раз и забросил кресты подальше. Потом еще несколько раз повернулся, чтобы точно направления уже даже не узнать.
А когда начались репрессии, тогда он отказался от всего вообще. И карьера не нужна, если надо было арестовывать друзей. Он несколько дней пил, потом опохмелился и пришел на хурал сказать, что неграмотный и не может занимать никакие должности. Так и проработал до конца жизни водовозом.
Фамилия Тешуковых еще не раз появится на страницах истории Тувы. Капиталина Королева - ветеран войны. Она писала с фронта письма. И среди прочего упомянула, что Фая Тешукова заняла первое место среди стрелков гарнизона.
Тешуковы в родстве не только с Кочетовыми, но и с Саламатовыми. Братья Саламатовы помогали красным. Повезли обоз к партизанам, но наткнулись на белых. Отстреливались, сколько могли, а когда патроны кончились, взялись за шашки. Их приказали взять живыми, но когда они «покрошили» 25 человек, то речи о плене уже не было – их зарубили.
Неуемный характер Михаила Тешукова – от предков. После третьего «побега» из детского сада воспитатели от него отказались, и он сидел дома, рассматривал альбомы старых фотографий, слушал истории родственников.
«Чингисхана нет ни в каких курганах»
А в 1981 году, еще до армии, увидел нечто. Сейчас трудно вот так понять, что же это было. Он с товарищами рыбачил на Енисее – чуть дальше Ээрбека по правому берегу. Рассказ звучит очень правдоподобно: как увидели ондатру, поплыли в ту сторону, как сорвался с лески «таймешок», о котором решено было не говорить товарищам. А потом увидели четыре горящих свечи. В пустынном месте – четыре больших свечи стояли квадратом. Свечи высокие – около метра, и толщиной сантиметров пятнадцать.
По народному поверью, в таких местах может быть клад. И если не прочитать специальную молитву, клад уйдет ниже. Но это так, к слову.
Потому что главным были не свечи, а камень в затоне. Большой камень, который появлялся над поверхностью, когда вода была низкой. На камне, по словам Михаила Тешукова, были изображены жаба, змеи, облака. Он даже на дороге попытался нарисовать эту картинку. И вот это странно. В Туве до сих пор не было найдено петроглифов с изображениями жаб и змей. Да и ближайшие жабы на скалах: на восток - около Онеги, на юг – только в Индии.
Потом Михаил ушел в армию, а когда вернулся, пытался привлечь внимание к своей находке. Он писал заказное письмо в журнал «Искатель», ходил в музей, где, очевидно, встречался с Монгушем Кенин-Лопсаном. Монгуш Борахович направил его к какому-то ученому, он уже не помнит имени. Но ученый не заинтересовался открытием.
А Михаил Тешуков твердо уверен, что «Потрясателя Вселенной» нет ни в каких курганах, его могилу нужно искать только в реке, и именно в Туве.
Похоже или не похоже?
Теория Михаила проста. И нисколько не расходится с официальной версией. Да, реку отводили. А когда реку отводить проще? Не в чистом же поле копать новое русло? Но вот когда у реки несколько проток, перекрыть одну из них достаточно просто. И помощники хана – китайцы – были непростым народом. Они определили место так, что если начнешь здесь что-то делать – то засыплет камнями с ближайшей горы.
Но вот тут есть еще одна закавыка. Дорогу строили новую. Место перед строительством исследовала археологическая экспедиция, под управлением Семенова. Но они исследовали землю. А камень был в воде. Вполне вероятно, что, когда шли исследования, его не было видно. А потом этот участок просто засыпали камнями.
То есть, если обратиться опять-таки к народным поверьям, клад опустился ниже. Ну, или, по крайней мере, слой земли над ним стал толще.
С изображениями на камне, думаю, еще проще. Это могло быть руническое письмо, или санскрит. Некоторые значки похожи на разных животных, и в них легко увидеть округлых жаб, или длинные ленточки – змей. Камень этот тоже находится уже глубоко под землей. И понятно, никакими металлоискателями стелу с рисунками не обнаружить.
В общем, интересная теория. И многое похоже на правду. Или не похоже? В любом случае, территория для дороги была исследована и раскапывать ее сейчас никто не будет.
Мораль
А мораль проста. Камень Михаил Юрьевич видел в 1981 году. С тех пор прошло больше тридцати лет. Вероятно, это была бы очень интересная находка. Но, увы, - уже только была бы. Сейчас исследовать его уже не удастся.
Тешуков писал письма в журнал и лично президенту России. Что случилось с письмом в редакцию, мы вряд ли узнаем. С другим письмом проще: из администрации президента оно пришло в правительство Тувы. Там – может, поверили, а может, и нет, но реагировать надо – передали письмо в Службу по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Тыва.
Лариса Чадамба - сотрудник Службы с археологом Умаром Ховалыгом поехали осмотреть место, выяснить, можно ли что-то сделать. Сделать уже ничего нельзя. Поздно.
Уважаемые читатели! Если вы найдете «нечто», не нужно ждать тридцать лет. И не нужно писать президенту России. И главе правительства Тувы тоже не надо. Обращайтесь сразу в Службу охраны памятников.
И еще – каменные изваяния и стелы в степи сейчас все больше служат объектами для поклонения. Вряд ли это можно считать обоснованным, но это полбеды. А беда в том, что некоторые упорно пытаются «присвоить» объекты для поклонения. Недалеко от села Бажын-Алаак были две стелы. Сейчас – только одна.
Давайте искать клады и могилы Чингисхана, давайте изучать историю и создавать мифы. И давайте сохраним все исторические объекты, чтобы не пропало очарование Тувы, чтобы оставить сакральные места, как достояние, следующим поколениям.
|