|
В Чагытай запустили 2,5 миллиона мальков пеляди. ООО «Компас», подрядчик строительства в республике ряда объектов, взяла на себя все расходы по их приобретению и транспортировке к самому популярному у местных рыбаков озеру.
— Мы часто выезжаем сюда рыбачить, поэтому не могли не заметить резкого сокращения численности пеляди. Вот и решили откликнуться на инициативу правительства Тувы и принять участие в исправлении ситуации, — так объяснил «меценатство» своей компании в непрофильном для нее проекте директор ООО «Компас» Иван Михалев.
Компания затратила более миллиона рублей, оплатив из собственных средств, как приобретение мальков на одном из рыбных заводов красноярского края, так и их доставку в Туву, которая тоже оказалось удовольствием не из дешевых. К озеру пучеглазые головастики ехали в мешках, наполненных водой в рефрижераторе, в котором поддерживалась постоянная температура. Термоконтроль, как считают ихтиологи, в таких операциях крайне важен, поскольку резкие колебания температур легко могут погубить рыбок.
Поэтому прежде, чем мальков выпустили на свободу, специалист рыбзавода, прибывший вместе со своими «подопечными» в Туву, сначала измерил температуру воды в мешке, а потом и в озере. По его словам, разница в показаниях ртутного столбика не должна превышать двух градусов.
Сам запуск красноярских мальков в их новый «дом» был примечателен и тем, что в нем непосредственное участие принял глава региона Шолбан Кара-оол. В рыбацких сапогах, забравшись в воду, он, орудуя ножом, разрезал пакеты, выпуская новую жизнь в озеро.
— Давайте, помогайте, все-таки доброе дело делаем, — обратился он к стоящим на берегу чиновникам, когда большая часть «живой посылки» была уже распакована.
— Сегодня многие у нас горят желанием заняться промышленной переработкой рыбы, — заметил премьер, выбравшись из воды. — Но, согласитесь, для этого нужно иметь, что перерабатывать. Поэтому, главное для нас — восстановить баланс, нарушенный варварским отловом рыбы в наших озерах, а уж потом думать о ее переработке.
Премьер раскритиковал работу федеральных надзорных органов. В том, что браконьерство в регионе цветет «махровым цветом», он усматривает именно их недоработки.
— Думается, решить эти проблемы удастся лишь тогда, когда у озер республики появятся эффективные собственники, которые будут кровно заинтересованы в соблюдении норм пользования водоемами.
К слову, как уведомил журналистов ихтиолог комитета по охоте и рыболовству Тувы Антон Ондар, работа в этом направлении властями региона уже началась.
— В прошлом году мы провели разграничение рыбопромысловых участков, — информировал он. — Сегодня, например, здесь, на Чагытае, определены два участка: один — для промышленного рыболовства, второй — для любительской рыбалки.
Причем участки, выделенные под промысловую рыбалку, будут выставляться на аукционы. Собственник, заплативший за них деньги, найдет способ защитить свои владения от браконьеров да и о воспроизводстве рыбного стада будет думать денно и нощно.
Вмешательство человека в дела матушки-природы редко обходится без последствий, причем негативных. «Избежать рисков у нас нет возможности. Их можно лишь минимизировать», — заметила как-то начальник управления Роснедра Елена Шабалинская, правда, говорила она тогда об освоении минеральных ресурсов региона. Но, будь то уголь или ресурсы живой природы, все одно — мы жнем лишь то, что сеем. Когда-то сеяли разруху: варварский подход, как в любительской, так и в промысловой рыбалке, истощил Чагытай и многие другие, когда-то кишевшие рыбой, озера. Наверное, поэтому руководство республики в последнее время вопрос зарыбления озер Тувы ставит ребром.
— Я очень благодарен ребятам из «Компаса» за то, что они откликнулись на нашу инициативу, — резюмировал итоги операции Кара-оол. — Это показатель того, с какими настроениями эта компания зашла в регион. Думается, сегодняшнее новоселье — первая ласточка активного зарыбления наших водоемов. И хорошо, что оно началось именно с Чагытая, ведь для нас это озеро всегда было особым.
|
|