Такой шанс маленькому жителю провинциального города, мечтающему о большом будущем, наверное, выпадает раз в жизни. И грех им не воспользоваться. Чингис Соржу, одиннадцатиклассник школы №3 города Кызыла, давно уже мечтает стать профессиональным актёром. Даже приёмная комиссия, приезжавшая летом для проведения творческого конкурса в Щукинское училище, отметила: мальчик — талантливый. Будь он выпускником и имей на руках сданные ЕГЭ — возможно, уже был бы зачислен. Но придётся ждать ещё год: сначала надо окончить школу. Когда Чингис узнал, что в Кызыле начались съёмки художественного фильма, он ни секунды не колебался: во что бы то ни стало надо себя попробовать. Очередной кастинг назначили на съёмочный день. Место сбора — детская республиканская больница, где должны были состояться съёмки.
— Здравствуйте, здесь проходит кастинг?
Первой, кого увидел юноша в фойе медицинского учреждения, была Анна Арбатская — инициатор киношного проекта — собственной персоной. Автор рассказа «Там, где слёзы превращаются в алмазы», переложенного на сценарий фильма, режиссёр и главная героиня в одном лице. Она протянула мальчику текст рассказа: читай, выбирай, кого хочешь сыграть. Чингис послушно сел и погрузился в чтение…
Второй съёмочный день. Фильм предполагается короткометражный, минут на 20. В первый раз снимали в поликлинике № 3, теперь переместились в детскую республиканскую больницу. Отснять в один день нужно было все сцены, имеющие отношение к учреждению.
День выходной. Народу в медучреждении почти нет: редкий персонал да несколько стационарных больных. Съёмочная группа невелика. С аппаратурой подкатили ребята из компании «Новый век продакшн»: оператор-постановщик Денис Шалавин и оператор Лёва Маркарян. Весь фильм — на плечах троих людей. От слаженности их работы зависит, успеют ли к намеченному сроку — к ноябрю. Кажется, короткометражка, каких-то два десятка минут, двадцать сцен… Однако после двух часов работы чистого материалу, прикидывают ребята, минуты на три только и выйдет.
На месте уже почти все актёры, задействованные в сегодняшних съёмках. Это главная героиня Света, которую играет Арбатская, двое врачей — Екатерина Сургутанова, в жизни педагог-психолог в декрете, и Владимир Григорьевич Цыганков — настоящий врач-педиатр, работающий, кстати, в этой же больнице.
Основное место действия — на втором этаже, где можно снять палату с лежащими в кроватках младенцами. Там Свете предстоит повидать своего только что рождённого малыша, а потом, по сценарию, несколькими годами спустя, — узнать от врача страшный диагноз своего сына.
Медперсонал и стационарные больные с любопытством подтягиваются к суетящимся людям и выросшему в коридоре длинноногому софиту. В ординаторской развернулась гримёрка. Приглашённый спец — стилист Эрес Саая — превращает личико молоденькой Кати в лицо зрелой женщины. Перед ним — разноцветный грим, кисточкой жирно подводит ей глаза, рисует губы, наносит густой тон.
— Чем ярче макияж — тем старше выглядит женщина, — поясняет.
Раскраса требует и искусственное освещение, которое во время дублей корректирует Маркарян специальным приспособлением в виде отражающей окружности из фольги.
Анну надо преобразить так, чтобы она была похожа на только что родившую женщину. Эрес на мгновение задумывается — у себя в салоне ему работать приходится в основном с дамами, брачующимися и готовящимися к торжествам. А эту, напротив, надо искусственно «подурнить». Стилист бледнит девушку, чтобы придать лицу её измученный вид. Фактура у неё хорошая: глаза большие и выразительные, такие убедительно передадут любые эмоции.
— Аня меня удивила, — признается потом Эрес. — Умеет играть, даже заплакать смогла.
Действительно, в основе сюжета фильма — история трагическая, и плакать главной героине предстоит много. На этот раз получилось очень естественно. То ли способствовало тому доброжелательное отношение к событию обитателей больницы, то ли то, что Анна пережила и пропустила через себя уже все чувства своей героини, пока писала рассказ.
…Чингис, как тень, следит за тем, что творится в прицеле видеокамеры Шалавина. Глаза у мальчика блестят. Сценарий он уже прочитал и участливо наблюдает за процессом съёмки.
— Рассказ трогательный, стоящий, — подытоживает мальчик. — Заставил задуматься… В жизни не всё так гладко, как мы хотим. Мужского персонажа, которого бы захотелось сыграть, я не увидел, почти все девушки. Предложили поучаствовать в массовке. Пока только смотрю и жду. Вижу, что здесь хорошая аппаратура, люди знают своё дело… впереди много сложной работы, но думаю, что всё получится.
В коридоре в это время — ответственная встреча с врачом. Катя, с новым взрослым лицом, должна сообщить героине тяжёлое известие. На длинном медицинском термине она спотыкается, волнение лишает убедительности её интонацию. Анна подбадривает, и после нескольких дублей всё получается.
На ходу приходится искать замену исполнительнице роли медсестры: утверждённая на роль девушка прийти не смогла. Соглашается Ирина Тогуел, санитарка, женщина с добрым лицом. Слова у её персонажа суровые, поэтому она с опаской интересуется:
— А ваш фильм — он не про то, какие грубые врачи?
Нет, не про то, — убеждают. Фильм — он про жизнь. Ребёнок гибнет не по вине врачей — они сделали всё, что позволяло сделать их профессиональное мастерство и тот скромный лекарственный резерв, которым располагает рядовая больница. Губит ребёнка система, при которой в тяжёлых ситуациях выжить в состоянии лишь те, у кого больше связей и денег.
Самую «страшную» роль должен исполнить Владимир Цыганков. Он сообщает Свете, что сын её умер. Как профессионалу, имеющему за плечами четверть века врачебной практики, конечно, Владимиру Григорьевичу и в жизни приходилось попадать в подобные ситуации.
— У каждого врача за спиной есть своё кладбище. Так по-чёрному шутят, — подтверждает Цыганков. — Ситуация трагическая — сообщить такое известие трудно. Всегда возникает внутренняя дрожь. Всё зависит от родителей, как они отреагируют. Некоторые реагируют очень эмоционально, приходится даже успокоительные давать: валерианку, сердечные.
Владимир Григорьевич перед выходом «на камеру» испытывает волнение, это видно: у него дрожат пальцы. Но — не признаётся.
Героиня Света реагирует предсказуемо: слезами.
Десять минут — и эпизод снят. Аппаратура сворачивается, съёмочный день завершён.
…А что же наш Чингис?
Его звёздный час, малюсенькая ролька — в тот самый момент объяснения Светы с лечащим врачом сына. Чингис, в бахилах и зелёной больничной накидке, выходит в этот момент из дверей за спинами персонажей и промелькивает на заднем плане. Пара секунд.
Всё начинается с малого. Кто знает, а вдруг этот крошечный эпизод станет дебютным в будущей громкой актёрской карьере?
|