|
Музейщики – люди не суеверные, и сентябрьская пятница 13-го не стала помехой для сотрудников двух музеев открыть уникальную выставку «Национальные мотивы в искусстве Тувы и Хакасии» на тувинской земле. Это совместный проект двух музеев – Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва и Хакасского национального краеведческого музея имени Леонида Кызласова, осуществленный в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России. (2012 – 2018 годы)».
Директор Национального музея Тувы Виктор Чигжит, поприветствовав собравшихся, представил гостей из Абакана – директора Хакасского краеведческого музея имени Леонида Кызласова Андрея Готлиба и сотрудников музея. Не без гордости он заявил, что межрегиональная выставочная работа у тувинского музея очень активная: «Наша выставка «Традиционная культура и быт тувинцев» открылась в декабре в Москве, в апреле эта же выставка была организована в Мытищинском музее Московской области. Мы регулярно сотрудничаем с нашими соседями. Так наши выставки были организованы в Минусинске, Абакане, Шушенском, Курагино. Эту выставку мы три месяца назад открывали в Абакане и сегодня рады представить и у нас».
Директор хакасского национального музея рассказал, в чем уникальность этой выставки: «Никогда раньше не выставлялось традиционное искусство Хакасии и Тувы вместе на одной площадке. Этот проект впервые был открыт 26 июня 2013 года в рамках III Международного форума «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития», проходившего на территории Хакасии. Для гостей форума, прибывших из различных регионов России и зарубежья, эта выставка была настоящим откровением – они увидели все богатство и разнообразие культуры народов проживающих в Южной Сибири. В этом плане имеет колоссальное воспитательное и познавательное значение, потому что здесь представленные подлинные предметы, которые показывают развитие традиционного искусства». При первом беглом взгляде на выставку невозможно различить две разные культуры – настолько все казалось гармоничным и близким по духу. И только при более внимательном осмотре становилось понятно, что выставочный зал зрительно был разделен на две части: слева были расставлены предметы хакасской этнографии, справа – тувинской. Выставка призывала совершить интересное и увлекательное путешествие в старину, сравнить национальные мотивы в искусстве двух братских тюркоязычных народов – хакасского и тувинского и ответить на вопрос «В чем сходство и различие двух искусств?».
У входа в зал с двух сторон костюмы шаманов, что говорит о том, что, так же как и у тувинцев, у хакасов с древних времен исповедуется шаманизм как форма видения и познания мира, рассматривающая человека как часть Космоса. Костюмы почти одинаковые – шапка шамана, кафтан или тон, бубен, колотушка (орба). Различие лишь в некоторых деталях.
Притягивали взгляд национальная одежда хакасов, в корне отличающаяся от тувинской: причудливой формы меховые шапки, широкие тоны (халаты), украшенные вышивкой. Хакасскую традиционную одежду представляли выставленные костюмы свахи и невесты. Хакасы носили в основном одежду прямого покроя с широким подолом, максимально приспособленного к верховой езде. А то, как выглядели костюмы свахи и невесты в жизни можно увидеть на старинных фотографиях С. Д. Майнагашева. Тувинский музей выставил женский и мужской костюмы, реально принадлежавшие тувинским чиновникам. О том, что перед нами подлинные образцы свидетельствуют следы затертостей на костюмах, что вызывает особый трепет.
Так же на выставке можно ознакомиться с предметами декоративно-прикладного искусства и музыкальными инструментами. У хакасов такие же инструменты, как и у тувинцев. По названиям экспонатов можно понять, настолько схожи тувинский и хакасский языки. Так, например, если у тувинцев чадаган (многострунный щипково-ударный инструмент), то у хакасов – чатхан, хамнын боргу (шапка шамана) – хамдых порiк, хамнын тону (халат шамана) – хамдых тон.
Особой похвалы требует тонкая ювелирная работа старых мастеров. Нельзя не восторгаться, глядя на женские украшения, табакерки, огниво и курительные трубки. То же касается и конского снаряжения, где каждый предмет убранства является шедевром. С тувинской стороны были выставлены еще и работы камнерезов, чего не было у хакасов. Зато они это отсутствие с лихвой компенсировали образцами изумительной красоты хакасской вышивки, представленных на кисетах и костюмах.
В традиционном жилище кочевников – юрте – выставленной в центре выставочного зала так же видны большие расхождения. Если тувинская юрта представляет собой круг, то хакасская – скорее многоугольник. Но принцип построения одинаковый – обе юрты каркасные и основу их составляют раздвижные решетки с дверной рамой и куполом.
Посетительница выставки, доктор культурологии Айлана Кужугет поделилась своими впечатлениями: «Я очень рада тому, что два братских тюркских народа встретились здесь, в одном зале. Мы можем друг у друга учиться. Например, хакасы сохранили культуру орнамента, которую мы практически забыли. У современных хакасов очень серьезное отношение к своему традиционному костюму. Они восстанавливают эту культуру. Мы пока ищем не свои, тувинские традиции в костюме, а смотрим, как монголы одеваются. У нас, к сожалению, очень много монголизированного, но, тем не менее, внутри-то мы тюрки. Вообще люди забыли, что «тюрк» переводится на русский как «сильный» и мы можем быть сильнее, когда тюркские народы будут объединяться и учиться друг у друга».
Действительно, выставка «Национальные мотивы в искусстве Тувы и Хакасии», которая продлится до декабря в Национальном музее имени Алдан-Маадыр, заставляет задуматься об общих корнях и способствует тому, чтобы узнать о своей родной культуре и культуре братских народов больше.
|
|