В 1915 году «Енисейские епархиальные ведомости» опубликовали очерк священника В. А. Юневича «Церковная жизнь в Урянхайском крае». Журнал выходил два раза в месяц. Высокообразованный, грамотный священнослужитель Туранского прихода в 1929 году был расстрелян по ложному доносу сотрудниками Красноярского НКВД. Сегодня, в год 100-летия открытия Туранского прихода, учитывая малодоступность журнала, предлагаем отрывки из очерка В.А. Юневича читателям «Тувинской правды».
«До открытия Туранского прихода религиозные нужды еще немногочисленных в то время (лет 25 тому назад) православных жителей края удовлетворял причть Верхне-Усинской церкви, путем обьезда, который совершался 1–2 раза в год.
Но вот, зародившиеся лет 28 тому назад два поселка, Туран и Уюк, увеличились в своем населении, русские двинулись дальше: стали селиться по Малому Енисею, Элегесту, Шагонару, где образовались новые поселки.
В 1913 г. открывается Переселенческим Управлением Туранский приход. Этот приход и является пока церковной ячейкой Урянхайского края. Посещаемость богослужения — жители Турана (около 90 домов) и Уюка (около 65 домов). Остальные жители края находятся на расстоянии 50 — 400 верст от церкви, разбросанные среди гор, степей, тайги и рек Урянхая, и все религиозные нужды их причть Туранской церкви обслуживает путем периодических поездок. Туранский приход причислен к миссионерскому благочинию Минусинского и Агинского районов…
Деревня Туран возникла в 1886 г. на том месте, где некогда стояли заведения купцов Веселкова и Сафьянова…
В 1911 г. в Туране устроен храм. Теперь Туран представляет порядочное село с широкой, длинной и прямой главной улицей. Домов около 90, большинство — без крыш.
В этой почти девственной еще в настоящее время стране — в горных долинах и по степям беспредельного Енисея, по Абакану, по Тубе, по Уюку — тысячелетия тому назад жили мирные хлебопашцы неизвестного роду, племени. У них была своя письменность, они знали выплавку руды, обладали искусством изготовлять всякую утварь, украшения, что доказывают результаты раскопок: пашни их были размежеваны каменными знаками.
В прошлое лето, 1914 г., здесь немало перебывало и экскурсантов из Петрограда и других мест, в числе которых был писатель и археолог С. Р. Минцлов, а также известный путешественник генерал Грумм-Гржимайло.
Соседи наши — жители Минусинского уезда — называют край Усом, и о привольной жизни «на Усу» давно сложилось убеждение, нельзя сказать, чтобы правильное. Характерно, что мы, жители Урянхайского края, как крестьяне так и интеллигенты, называем всю остальную территорию государства «миром».
— Он едет в мир.
— А вот, человек приехал из мира.
— Что слышно в миру? — такие фразы можно слышать здесь на каждом шагу.
Основание считать себя как бы вне мира здешний житель унаследовал от старожилов, и оно покоится на полной оторванности и изолированности от всего остального мира. Только в последнее время через тайгу прошла дорога.
И вот в эту зиму торговцы и возчики двинулись санным путем по «времянке» т.е. временной дороге, проведенной возле строящейся шоссейной.
Могучий Енисей, закованный в ледяную броню, как бы обиделся, присмирел и на время затаил в себе обиду и ненависть: не прошлую ли зиму тянулась по его груди непрерывная цепь обозов? Тянулась даже тогда, когда он местами начинал просыпаться от зимнего сна, сверкая своими полыньями, ибо другого пути не было, и запоздалый путешественник рисковал остаться «в миру» на 2 — 3 месяца…
Туранский храм, являющийся пока в этой окраине единственным выразителем для сойот-язычников русской веры, крайне нуждается во внутреннем украшении. Необходимы иконостась, иконы для голых деревянных стен и обличения.
По моему ходатайству, бывший заведующий устройством русского населения в Урянхае В.К. Габаев обещал обратиться в Петроград к лицам, известным своею благотворительностью.
На отпущенные Переселенческим управлением 3 тысячи едва удовлетворены насущнейшие потребности: устроена в 1914 г. колокольня, церковная ограда, произведены необходимейший ремонт в доме священника (еще не оконченный).
Священник В. Юневич».
|