Мои дети: какие они?
Мои дети уже взрослые: старшей дочке Айдысме тридцать один год, сыновьям Артышу двадцать семь лет, Айдыну двадцать четыре года. У каждого есть профессия: дочка – финансист, старший сын – инженер-эколог, младший – экономист-менеджер. Они востребованы и работают по специальности.
С детства они разные. Айдысмаа была спокойной и уравновешенной, Артыш показывал характер и добивался своего, Айдын был послушный: куда сажали, там и сидел, куда укладывали, там и лежал спокойно, никогда не капризничал.
В школе учились хорошо, хлопот не доставляли, были самостоятельные, потому что родители пропадали на работе. Одиннадцать лет в Бай-Тайгинской и семь лет в Барун-Хемчикской районных больницах я работал хирургом, а супруга Мария Амын-ооловна – в школе учителем, сначала – русского, потом – родного языков.
Работать хирургом в сельской местности непросто. Все время находился в больнице на плановых или экстренных операциях, на дежурстве или на вызовах. Но как только удавалась свободная минутка, общался с детьми, их учителями, читал профилактические лекции, организовывал соревнования. В старших классах рассказывал о работе и о том, где можно выучиться профессии врача.
Самым любимым праздником был Новый год. Мы шили костюмы, сыновей одевали клоунами, зайчиками, дочка была то Снегурочкой, то Снежинкой.
Сами тоже не пропускали бала-маскарада для взрослых в Доме культуры села Тээли. Всегда за костюм получал приз. Одевался Дедом Морозом, Змеей, а однажды в костюме Бабы Яги дети родные отца не узнали. Встречая 1988 год, оделся Волком. Долго придумывал костюм, нашел хвост, сделал когти. Волк оказался длинным, худым и жутковатым.
Сейчас на новогодний бал-маскарад городской поликлиники, где работаю, вожу уже внуков Ачылыга и Алдынай.
Дети – это только проблема или только радость?
И радость, и проблема. Когда родилась дочка, ухаживал за ней, делал массаж, с работы звонил супруге напомнить, чтобы погуляла с ней. Если даже шел дождь или снег, они укутывались и гуляли на веранде. Как вчерашний студент медицинского вуза старался все делать так, как было написано в книгах: вовремя гулять, поить, кормить каждые три часа.
А проблемы у всех родителей одни и те же: выучить детей за пределами Тувы, устроить после вуза на работу. Иногда приходилось все бросать и ехать к сыновьям-студентам в Москву или Улан-Удэ. Помогал, поддерживал, случалось, и лечил, когда они болели.
Идеал мужского воспитания: кого взял за образец.
Это мои родители, простые труженики села: Седип Дээкейевич и Чимит Магавартыевна. Мы держали свиней, кур, коров, коз. За лето не раз пропалывали картофель. Отец строго следил, чтобы не осталось ни одного сорняка.
Учились хорошо, сестры и братья работали по дому, присматривали за коровами, а я с книжкой уходил пасти коз. Пять копеек от мамы на кино было большой наградой.
Родители вырастили нас честными и трудолюбивыми людьми. Сестра Валентина Седиповна стала Заслуженным учителем РСФСР. Брат Кувискаалчы Седипович стал настоящим хлеборобом, как отец. Когда в девяностые годы сельское хозяйство пришло в упадок, в районе только у него был комбайн, и брат во время уборки урожая выручал всех. Сестра Олчеймаа Седиповна сорок лет проработала санитаркой в больнице. Все десять братьев и сестер состоялись в разных профессиях.
Мужские и женские обязанности: как они распределены в нашей семье.
Работу на женскую и мужскую не делим. Дети помогают во всем. Любят порядок и чистоту, потому что с малых лет приучены стирать свои носочки и трусики.
Хорошо готовят. Учились в детстве, когда мы звонили с работы и подсказывали, когда, что класть в суп, напоминали, что надо помешивать еду, чтобы не пригорела. Их блюда были далеки от совершенства, но дети обретали уверенность и в следующий раз придумывали что-то свое для улучшения вкуса.
Сейчас сыновья учат готовить племянника Ачылыга. Он угостил нас недавно своим супом, больше похожим на кашу. Но мы похвалили его творение и с удовольствием съели. Важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку.
Мое главное достижение в воспитании.
У моих детей ответственное отношение к работе. Пока не сделают, домой не пойдут. Они шутят, что такой фанатизм передался им по наследству от отца. До сих пор не могу уйти на обед, сказать: «Рабочий день кончился», если в очереди ждут больные.
Еще одна хорошая черта то, что дети, как и я, любят спорт. В молодости на стометровке занимал призовые места, бегал на лыжах, играл в волейбол, хоккей с мячом, баскетбол и футбол. И сегодня являюсь членом спортивного клуба «Ветеран».
Айдысмаа раньше в День защиты детей всегда занимала первые места в соревнованиях по бегу. Сейчас дочка увлекается волейболом и армрестлингом. Без нее корпоративные спартакиады и «Веселые старты» не проходят.
Сыновья играют в футбол, волейбол и баскетбол. В командах своих коллективов участвуют в чемпионате по минифутболу.
Моя главная отцовская ошибка, и как я ее исправил.
Пришел после дежурства вымотавшийся, а дома – беспорядок, и обед не приготовлен. Так рассердился, что накричал на сына. Он всегда видел во мне спокойного, понимающего папу, а тут такое. На следующий день сын высказал упрек, что я очень плохо поступил по отношению к нему.
Попросил прощения и стал с тех пор сдержаннее и внимательнее. Ведь душа у ребенка очень ранимая и беззащитная.
Вредные привычки: может ли мужчина их победить.
Все зависит от самого человека. Никто не заставляет другого силой пить и курить. Я начал курить, когда в один год друг за другом ушли из жизни мои родные. Постепенно втянулся и курил два года. Но однажды поспорил с другом, что с этого часа брошу курить, и сдержал слово.
Отношение к алкоголю – очень щепетильный вопрос. Если считать его зеленым змием, конечно, нельзя с ним дружить. А если это, как мы, тувинцы, считаем – белая пища, к этому надо относиться философски. Главное – знать меру. Тогда можно и с друзьями посидеть, как иногда получается.
Книги, которые читаю детям вслух и советую прочитать самим.
Советую тувинские сказки. Дети любили сказку «Алдын кушкаш» – «Золотая птица» больше, чем другие сказки и всегда спрашивали, что же случилось с птицей.
Наказание ребенка – это обязательно?
Нет. Мы не наказывали детей. Можно ведь где увещевать, а где и строго спросить. Приходилось слышать, как некоторые папы говорили, мол, так рассердились, что выгнали ребенка из дома. О чем можно думать после этого, не понимаю?
Главное, чему уже научил, а чему еще учу своих детей.
Айдысмаа умеет доить коров, делать топленое масло, заквашивать молоко. Сыновья умеют управляться со скотом, разделывать барана, присматривать за табуном, чистить кошару от навоза. Они научились, когда ездили на чабанскую стоянку в Аянгаты помогать бабушке.
В городе дети летом работают на даче, ухаживают за огородом, делают в квартире ремонт. Как-то отправили нас из дому, наказав целый день не возвращаться. Вечером мы не узнали своей квартиры из-за новых обоев. Такой они сделали сюрприз.
Самый трудный вопрос, который задал мне ребенок.
Айдын в четыре года спросил, правда, не меня, а маму: «А кем тебе приходится папа?» Не нашлись что ответить. Супруга пыталась сказать, что я и ей тоже прихожусь папой, но малыш не поверил.
Отцовский долг: в чем он для меня.
В моральной и материальной помощи детям. Мы помогли получить образование, устроиться на работу, сейчас надо помочь устроиться в жизни.
Наши дети понимают, что у родителей, кроме зарплаты врача и учителя, нет других доходов, и сами стараются обеспечивать свои семьи, решать вопрос с жильем. Старшие уже купили квартиры, младший Айдын и невестка Марианна собираются строиться.
Хотелось бы, чтобы мои дети были успешными, состоятельными и здоровыми.
|