Дело Аллы Донгур-оол вновь было отложено, поскольку к началу второго заседания Кызылского городского суда ее так и не дождались.
Совсем недавно Алла Допчаевна была известна читателям как автор, скрывающийся под псевдонимом «Очень вредная тувинка». Числилась она за одной из оппозиционных газет, распространяемой на территории республики, а год назад она попробовала себя в новой роли: предложила тогдашнему председателю чеди-хольского хурала представителей Александру Максимову посреднические услуги.
Муниципальному чиновнику она сообщила о том, что газета «Риск» готовит компрометирующий материал, но за 20 тысяч рублей она договорится о том, чтобы «неудобную» статью не печатали.
В конце прошлого года в Чеди-Хольском районе проходили выборы в муниципальные органы власти, и Максимов хотел сохранить за собой должность председателя хурала. На первом заседании суда он объяснил, почему поддался на уговоры Аллы Донгур-оол: газету «Риск» в выборную пору раздавали бесплатно; после вздорного материала о Максимове у людей сложилось бы неверное представление, и за него никто бы не проголосовал. Да и личные мотивы здесь сыграли роль: сын учится за Саянами, деньги нужны для оплаты его университетского образования и съемной квартиры. Приличная заработная плата муниципального чиновника позволяла нести такие расходы. По делу «Очень вредной тувинки» Александр Максимов проходит теперь в качестве потерпевшего.
Посредницей в «афере века» выступила и родственница Аллы Донгур-оол Рада Лодай-оол, которая занимала в то время пост руководителя районной службы занятости. (Любопытно, что «вредная тувинка» точно по той же схеме выманила деньги и у нее.) За помощью к компетентным органам Александр Максимов обратился только тогда, когда, по его словам, понял: Алла Донгур-оол его обманула. В хурал представителей он не прошел, тем не менее «вредная тувинка» не отступала и все так же требовала денег за услуги.
Следственные материалы попали в передачу «Человек и закон», и зрители с удивлением узнали, что в деле фигурируют Сергей Конвиз и Василий Оюн, личности в республике известные. Сама Алла Донгур-оол находилась какое-то время под стражей.
Свои доводы обвинение строит на статье 159, части второй, Уголовного кодекса РФ. Речь идет о мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору или с причинением значительного ущерба. Максимальное наказание предполагает заключение на срок до шести лет.
Первое заседании суда состоялось 29 ноября. Разбирательство по делу было отложено, поскольку не пришли свидетели, не было на первом заседании и потерпевшей Рады Лодай-оол.
Очевидно, что Рада Лодай-оол знает обо всех «тайнах мадридского двора», тем более, что потерпевший Александр Максимов ничего особенного на суде и не сказал. Однако на первое разбирательство Лодай-оол не пришла. А на заседании суда 13 декабря она выступила с ходатайством: просила перенести разбирательство, поскольку нуждается в адвокате. Защитник, с которым Лодай-оол договаривалась, в последний момент отказался представлять ее интересы.
Судья Алексей Шыырап, который ведет дело, просьбу пострадавшей удовлетворил. Кроме того, он вынес постановление о том, чтобы Аллу Донгур-оол доставили на очередное заседание в принудительном порядке. Ей заменят и адвоката: Тоня Авыдаа, которая на первом заседании поддерживала защиту Донгур-оол, прислала телефонограмму: она поправляет свое здоровье, а потому долго еще пробудет на больничном. На следующем заседании суда сторону защиты будет представлять адвокат, услуги которого возместит государство.
Алла Донгур-оол прибыла спустя несколько минут после того, как судья огласил решение, и тут же, в коридоре суда, организовала импровизированный брифинг. По словам обвиняемой, на суд она опоздала из-за плохой работы общественного транспорта.
– Я покидаю на несколько дней республику, поскольку приглашена на экологический форум в Москве, – сообщила Донгур-оол, чем озадачила пишущую братию.
Дело в том, что по информации, помещенной в расписании судебных дел, с нее взята подписка о невыезде. Похоже, что для «известного человека» эти ограничения ничего не значат.
|