Тува в первом рейтинге социально-политической устойчивости регионов России, составленном Фондом «Петербургская политика», занимает вместе с Мурманской и Курганской областями 60-62-е место. Решение о издании рейтинга принято в связи с очевидной нехваткой интегральных оценок социально-политического климата в российских регионах, сообщает ИА РЕГНУМ. Большинство выходящих рейтинговых исследований, как правило, ограничиваются оценкой потенциала действующих губернаторов или содержат исключительно экономические оценки (например, в части присвоения кредитных рейтингов), слабо сопряженные с социальными и политическими рисками.
Присвоение оценок (по 10-балльной шкале) дается с учетом как долгосрочных и среднесрочных факторов (конкурентоспособность экономики, наличие источников саморазвития, наличие системы урегулирования социально-политических разногласий), так и текущих событий.
К числу текущих событий, способствующих повышению рейтинга, относятся, в частности:
• Успехи при взаимодействии с федеральными органами власти
• Принятие решений, нацеленных на улучшение экономической ситуации
• Успешные для власти политические события (в том числе итоги избирательных кампаний)
• Высокие оценки регионов по итогам различных исследований и рейтингов
• Эффективное урегулирование конфликтных ситуаций.
В числе событий, понижающих социально-политическую устойчивость, могут быть названы:
• Рост напряженности в отношениях с федеральным Центром
• Активное вовлечение силовых структур в социально-политические события (включая проведение разного рода спецопераций)
• Эксцессы и инциденты, ставшие заметными событиями и способные повлиять на общественное самочувствие
• События, указывающие на ухудшение экономической конъюнктуры
• Внутриэлитные и межрегиональные конфликты.
Необходимо учитывать, что критерии устойчивости различаются для отдельных регионов с учетом неодинаковости привычных стандартов, существующих в каждом из субъектов (например, трудно говорить о сопоставимости существующих социальных и политических стандартов Калининградской области и Тувы). Поэтому места в рейтинге отражают не "передовой" или "отстающий" характер сложившихся социально-политических систем, а их устойчивость с учетом внутренних и внешних рисков.
Кратко анализируя события текущего рейтинга за сентябрь – октябрь 2012 года, можно отметить некоторый рост общей социально-политической устойчивости регионов. Выборы 14 октября не привели к серьезной политической дестабилизации. В некоторых регионах (Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Мурманская область, Владимирская область, Хабаровский край, Забайкальский край) они принесли сюрпризы, однако в целом не дали особого импульса для политизации избирателей и прошли в комфортной для власти среде. Прогнозы о высокой вероятности осеннего всплеска социальных протестов также не нашли подтверждения: локальные забастовки и акции почти не имели резонанса за пределами населенных пунктов их проведения. Традиционно конфликтный процесс формирования федерального бюджета тоже почти не сопровождался публичными разногласиями.
В первой тройке рейтинга Республика Мордовия (9,1), Амурская область (9,0), Белгородская область (8,8). Замыкают его Республика Чечня (3,8), Ингушетия (3,0), Дагестан (2,4)
|