Среда, 4 августа 2021 г. 00:16 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Олча Донгак – хранительница музея-юрты в Кызыле: Наши предки жили до 100 лет
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Октябрь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Олча Донгак – хранительница музея-юрты в Кызыле: Наши предки жили до 100 лет

Олча Донгак – хранительница музея-юрты в Кызыле: Наши предки жили до 100 летМузей-юрта расположен неподалёку от Национального музея в Кызыле, он дополняет культурную сокровищницу своеобразной экспозицией, непосредственно погружающей посетителей в быт тувинцев. 

— В чём состоит основное отличие юрты от других жилищ?

О.Д.: Юрта – это, прежде всего, типично кочевническое жилище. Поэтому она легко разбирается на части и перевозится, вновь собирается, максимум, за два часа, это зависит от величины юрты. Юрта и её внутреннее убранство изготовлены из лёгких материалов ручным способом в условиях домашнего производства, всё приспособлено к кочевому образу жизни. Коврики по традиции изготавливаются из белой овечьей шерсти, они украшаются стёгаными узорами. Вышивками украшены сундуки, передние стенки кроватей.

У тувинцев сундуки всегда парные — два, четыре, шесть, восемь….

— Сундуки стоят напротив входа в юрту, а кому они принадлежат?

О.Д.: Правые — хозяйке, детям, а левые — хозяину. Хозяин спит ближе к выходу, охраняя жилище, присматривая за скотом.

— Вы пригласили нас в юрту, сразу проведя на левую её половину. На другой половине юрты, если судить по разделяющему её очагу, видна детская кроватка. По всей видимости, мы оказались на мужской половине юрты, это так?

О.Д.: Да, правильно! Левая часть юрты от входа – мужская, сюда же проводят гостей. Ближе к двери отводится место для сложенных в рулоны войлока, вьючных мешков, одежды, лошадиной сбруи, верховых и вьючных сёдел, охотничьего инвентаря. Здесь же в холодное время года держат скот-молодняк. Правая часть юрты — женская, на этой половине находятся вещи хозяйки и детей. За очагом, прямо напротив входа, почётное место («тор»), где принимают гостей и сидит глава семьи.  Это разделение сохраняется и сейчас.

Стены юрты используются для подвешивания вещей, главным образом войлочных и матерчатых мешочков с солью, чаем и посудой, засушенных желудков и кишок, наполненных маслом.

— В центре юрты горит огонь. А как же дым?

О.Д.: Мой отец говорил, что сжигали белую траву. Что значит белую траву? Снимали кожуру, чтобы дыма не было, тогда нет копоти, дым белый. Позже тувинцы стали использовать железные печи с длинной трубой.

— Насколько характерна для тувинцев свастика, изображённая прямо на центральной  стойке, поддерживающей купол?

О.Д.: В народе свастика, по-тувински «касс»,  весьма распространена. Она считается очень красивым знаком, приносящим удачу, буддистским символом, поэтому священным.

— Напротив входа, на сундуке,  статуэтка Будды?

О.Д.: Да, напротив входа, который ориентирован на Восток, вдоль Западной стороны юрты на самом почётном месте находится небольшая статуя Будды. Статуэтки присутствовали не в каждой юрте, скорее, могли встречаться изображения тех, кто сильно почитается в семье. Алтари всегда наполнялись чистой питьевой водой, или священной водой, чтобы в доме было счастье и богатство.

— Почему Вы сказали, что статуэтка Будды встречалась не очень часто?

О.Д.: Зависит от веры. Конечно, если семья усердно следует буддизму, жертвоприношения совершает, каждый день меняет воду… Ещё зависит от состоятельности семьи. Такие статуэтки не так просто было приобрести.

— Расскажите, пожалуйста, про какой-нибудь обряд.

О.Д.: Для того, чтобы не было разгула стихии, чтобы голод, холод, всё плохое миновало, чтобы урожай богатый был, чтобы дети не болели, скот размножался и тому подобное, берётся ритуальная ложка – девятиглазка. В ней имеется девять углублений. Ею из чаши разбрызгивают молоко за пределами юрты и приговаривают про себя нужную просьбу, обращаясь к Матери-Земле и Отцу-Небу.  

— Такой обряд больше связан не с буддизмом, а с шаманизмом? Зачем были нужны народу шаманы?

О.Д.: Изначально для Тувы было характерно именно язычество, то есть шаманизм. Соответствующие обряды  обеспечивают связь с духами предков, их помощь, связь с природными духами, можно сказать, с природой. Шаманский обряд призван защитить от болезни, сглаза, порчи, злых языков, очистить жилище. Бывает, что скот не удачно зимовал, не размножался. В этих целях шаманы тоже совершают обряды.

Буддизм проник в Туву позже и слился с шаманскими обрядами, во всяком случае, во многих семьях. Это весьма распространённое явление, когда вам не сразу смогут сказать, где заканчивается буддизм и начинается шаманизм, и наоборот. Вот, например, можжевельник, им обкуривают местность. Это вполне доступное растение пахнет очень приятно. Так вот, оно применяется как при чтении буддистских молитв, так и при совершении шаманских обрядов, дым можжевельника широко используется в народе. Я, например, если увижу дурной сон, то троекратно совершаю  определённые отгоняющие злых духов движения с дымящим можжевельником в руке. Это делает и молодёжь. Могут и перед экзаменом себя «почистить», и какое-то осквернённое место таким образом обработать.

— То есть разные традиции уживаются абсолютно мирно?

О.Д.: Если не брать в расчёт период сталинских репрессий, у нас всегда было свободное вероисповедание. Кто-то ходит к шаманам, кто-то к ламам. Есть, конечно, в Туве и православные, православная церковь построена в Кызыле. Многие городские жители её посещают. Три религии у нас существуют мирно, свободно.

— А почему у Вас в юрте нет шаманского бубна, одежды шамана?

О.Д.: Вещи, представленные в юрте, призваны отразить наиболее характерные предметы быта. Только в семье шамана есть шаманские атрибуты, только в юрте шамана шаманские одеяния, бубны, колотушки. А у простых людей шаманских вещей не должно быть.

Здесь присутствуют некоторые предметы, характерные в своё время для состоятельных семей. Например, шахматы, очень красивые, резные. Шахматы пришли в Туву из Монголии и Китая. Правила игры такие же, как и во всём мире.

Ещё есть четырёхструнный смычковый инструмент, бызанчы называется. Струны у него из конского волоса из  конского хвоста. Когда профессиональные музыканты играют, звучит как скрипка. А вот уздечка на голову коня. Уздечка, конечно, была во всех семьях, но в состоятельных она отличалась красивыми узорами, изображающими, например, цветы, свастические орнаменты. Она мелодично звенела.

— Многие предметы в юрте предназначены для приготовления и употребления пищи?

О.Д.: Котёл носит универсальный характер. В нём готовят мясо и обжаривают ячмень, при этом его непрерывно помешивают специальной палочкой так, чтобы полопалась шелуха. Из ячменя делается национальное блюдо – далган. Предварительно ячмень толкут в большой деревянной ступе (согааш), провеивают, затем поджаривают в чугунном котле (без масла) и снова толкут. Потом снова провеивают, полностью удаляя шелуху, и только затем мелют ручной каменной мельницей (дээрбе). Это пища кочевника, которую берут на охоту, в длительную дорогу, поездку. Далган (талган) мало весит, очень сытный и обладает лечебными свойствами – хорош для кишечника, против сахарного диабета, задерживает старение. Это экологически чистая еда, очень вкусная.

Имеется приспособление для толчения плиточного чая и каменной соли. Недалеко есть горное местечко Туста, связанное с добычей каменной соли, «тус» – соль по-тувински. Она хранилась в мешочках, сделанных из мошонки быка, рогатого архара или иных представителей крупного скота. В Туве разводили все виды домашних животных – овец, коз, коров, верблюдов, яков, оленей. Но ценнейшим животным считалась и считается лошадь.

— А почему оленей не видно вокруг Кызыла? Или это только в настоящее время?

О.Д.: Мы находимся на Западе, а оленей разводят на Востоке Тыве, на границе с Бурятией. Центральные тувинцы не знают оленей. Зато для оленеводов не характерно использование юрты в традиционном исполнении. У них конусообразные жилища. И диалект у них особенный. Некоторые предметы они называют по-своему.

— Давайте вернёмся к тому, что употреблялось в пищу. Это, конечно, мясная продукция, а что ещё?

О.Д.: Обычная тувинская семья имела от пяти до пятнадцати коров. Из молока делали сыр, творог, сметану. Если молоко оставалось, то использовался своеобразный самогонный аппарат, который также представлен в коллекции музея-юрты. Заквашивали молоко в деревянных бочках, называемых «тоскар». Пары нагреваемого бродившего молока конденсировались, получалась национальная водка – арака. Арака сохранялась в кожаных фляжках, изготавливаемых из шкуры крупного рогатого скота. Часто такая фляжка имеет тисненый орнамент с национальным колоритом. В такой фляжке арака могла сохраняться в течение года.

— А как мылись?

О.Д.: Юрту ставили возле речки, где и мылись летом. А зимой использовали своеобразную кожаную ванну, похожую на лодку. Она могла быть и из дерева.

— Для Тувы характерны большие семьи?

О.Д.: Да, раньше семьи были большие. На женской половине юрты представлена детская люлька. Она так крепится на верёвках, чтобы можно было качать ребёнка и кормить его грудью. Дел всем хватало, и детям тоже – собирать щепки, присматривать за скотиной, принести воды. Такие заботы имели хорошее воспитательное воздействие. Была культура, позволяющая растить здоровое потомство, жить долго, быть добропорядочными. Араку запрещалось пить до 30 лет. Пьяных не было. Предки жили до 100 лет, были очень трудолюбивы, носили натуральные шерстяные вещи, употребляли каменную соль, о которой уже говорилось. Обратите внимание, у пожилых женщин и стариков и сейчас белые зубы, благодаря употреблению в пищу каменной соли и полосканию рта. Вообще, каменная соль – это лекарство. От соли во многом зависит здоровье человека. Добывают её в некоторых горах, прямо из-под слоя травы.

— Да, интересные традиции, замечательный и поучительный народный опыт. Спасибо Вам!

Максим Кочетков, Великая Эпоха, epochtimes.ru
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) СЕГОДНЯ: День рождения Заслуженного журналиста Российской Федерации Александра Сан-ооловича Шоюна (Кызыл, Тува)

2) ЗАВТРА: День рождения Григория Чоодуевича Ширшина, руководителя Тувинской АССР 1973-1990 гг. (Кызыл, Тува)

3) 06.08.2021: День рождения Саимы Маадыр-ооловны Далчин, руководителя исполкома тувинского отделения ОНФ (Кызыл, Тува)

4) 06.08.2021: День рождения активиста волонтерского движения Республики Тыва Антона Куруу (Кызыл, Тува)

5) 07.08.2021: ПЕРВЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ЯКОВОДОВ ТУВЫ (С. Моген-Бурен, Монгун-Тайгинский кожуун Тувы, Тува)

6) 09.08.2021: 65 лет исполняется Ивану Ивановичу Хурагану, мастеру спорта СССР, Почетного гражданина города Кызыла (Кызыл, Тува)

7) 11.08.2021: День рождения руководителя тувинского отделения компании МТС Экера Думен-ооловича Хертека (Кызыл, Тува)

8) 12.08.2021: Первый строительный форум Республики Тыва (Кызыл, Тува)

9) 15.08.2021: ДЕНЬ РЕСПУБЛИКИ. 100-летие со дня образования Тувинской народной республики (Кызыл, Тува)

10) 17.08.2021: ДЕНЬ ХООМЕЯ. К 100-летию со дня образования Тувинской народной республики (Тува)

все даты



© 2001–2021, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования