|
Мужчина в школе – не просто предметник, он должен быть воспитателем и примером для детей, особенно – мальчиков.
К этому выводу пришли участники импровизированной коллегии, состоявшейся в канун 23 февраля в КЦО «Аныяк». Встреча изначально планировалась как предпраздничное собрание, куда был приглашён мужской состав педагогических коллективов города, но разговор зашёл о серьёзном: каким должен быть мужчина в современной школе, какова его роль в воспитании подрастающего поколения, какова мера мужской ответственности за судьбы детей, их жизнь, здоровье, благополучие, в конечном счёте – за будущее республики.
Многие дети сегодня не получают мужского воспитания. Проблема школы – производная от проблемы семьи, где подрастает очередное поколение одиночек, поскольку ребёнок, не знавший полноценной семьи, вряд ли будет ориентирован на её создание. Сегодняшнее положение в семье во многом исторически обусловлено. Мужчина в ХХ веке был занят не столько семьёй, сколько войной и отбыванием наказания – заслуженного и незаслуженного – в лагерях. Неудивительно, что сегодня женщина привычно берет все заботы о содержании, воспитании и обучении детей на себя.
Заслуженный учитель Российской Федерации Альберт Безъязыков в дружеской беседе с молодыми коллегами рассказал, что в начале своей педагогической работы вёл в классах семь предметов – не по принуждению, а потому, что так было необходимо. Учителей не хватало, и помимо «родных» предметов он вёл уроки труда – потому что был плотником и столяром, физкультуру – потому что был спортсменом, музыку – потому что был сыном удивительного музыканта Безъязыкова и владел баяном. Альберт Васильевич в нескольких словах начертил формулу успеха учителя-мужчины, подчеркнув: ни один педагог не может достичь успеха без двух составляющих: исчерпывающего знания предмета и внеурочной, внеклассной деятельности. Тот, кто хочет пользоваться авторитетом у своих учеников, должен делиться с детьми свободным временем, вести кружки, и именно мужчины, по сути, должны быть хозяевами в школе, в частности, создавать для детей хорошие возможности: заботиться об оборудовании кабинетов труда, спортивной базе. Мужчина должен передать детям свои знания и навыки – всё это пригодится им в жизни.
Может ли кто-нибудь сказать, что учитель Безъязыков – неудачник? Ответ очевиден: судьба человека состоялась, как и судьба многих и многих его коллег, посвятивших себя детям. Что может быть ответственней, мужественней и увлекательней, чем воспитание потомства?
Почему же сегодня мужчины, идущие в школу, не чувствуют гордости? Почему так узок круг предметов, которые они ведут: в основном – физкультуру, ОБЖ, информатику, технологию?
В коллегии приняли участие министр образования и науки республики Органа Натсак и и.о. руководителя департамента по образованию мэрии Кызыла Нина Потапова, которые, поздравив учителей с Днём защитника Отечества, высказали свою точку зрения: к сожалению, мужчины в школе сейчас недостаточно амбициозны, среди директоров школ республики крайне мало мужчин, и всего шесть отделов образования возглавляют мужчины: в Тодже, Каа-Хеме, Ак-Довураке, Улуг-Хеме, Чаа-Холе, Чеди-Холе. Мужчинам нужно расправить плечи и стать более сильными. Мужчина, пришедший в школу, должен быть образцом, моделью верного поведения по отношению к ученикам и коллегами. Он может стать примером самообразования, самовоспитания, самосовершенствования.
В процессе встречи были обсуждены многие важные вопросы: в школе не бывает мелочей. Говорили о решающей, облагораживающей роли труда в человеческой жизни, о необходимости поддержать технические направления дополнительного образования, столь необходимые детям. Органа Натсак сообщила, что учреждены ежегодные премии Председателя Правительства Республики Тува в области технического и декоративно-прикладного творчества для талантливой молодежи, детей школьного и дошкольного возрастов. Кроме того, будет ежегодно присуждаться грант Председателя Правительства Республики Тува для образовательных учреждений, реализующих направления технического творчества, в размере 300 тысяч рублей.
Кроме того, отвечая на вопросы, министр озвучила важную для учителей физкультуры информацию: в этом году централизованно выделяются средства на закупку спортивного инвентаря и оборудования, соответственно 10 и 10 миллионов рублей. Нужно очень продуманно составить заявки.
Коллеги пришли к выводу, что необходимо усилить общественную воспитательную работу советов отцов, существующих в школах; уделить особое внимание так называемым «трудным» детям, и не только им, а всем нуждающимся в особом внимании и участии. Кроме того, отметили участники коллегии, каждый учебный предмет – будь то история, география, язык и литература, физика и информатика – содержит огромное множество примеров идеального мужского поведения: путешественники-первооткрыватели, государственные деятели, писатели…
«Расправить плечи» не просто, потому что это требует дополнительных усилий, соответствующих поступков. Это выбирать каждому – быть уважаемым предметником или кем-то большим.
|
|