|
Сегодня исполнилось бы 80 лет одному из ярчайших деятелей республики — Шулуу Даваевичу Куулару. Столица Тувы, которая во многом его трудами в 1970-1980 годы превратилась в цветущий город, еще не воздала должное своему патриоту.
Яркую жизнь прожил Шулуу Куулар. Он родился в год Лошади в селе Чыргакы в семье аратов. Во все вкладывал максимум энергии и страсти. Об этом ярко свидетельствуют многочисленные фотографии, хранящие для истории все многообразие его дел. Вот он радуется урожаю на поле, встречает вместе с доярками Салчака Току, выступает со сцены, исполняя любимую песню. На спор с доярками доит корову на ферме, среди земляков-чаданцев — на соревнованиях по борьбе хуреш, возглавляет заседание исполкома среди русских коллег в Кызыле, в числе делегатов от Тувы посещает город-побратим Ровно на Украине…
Людей того поколения становится все меньше. Они вспоминали о Ш. Кууларе охотно, часто с улыбкой. Получился своеобразный полилог его памяти: добросовестный, ответственный, беспокойный, подвижный, деятельный, шустрый, горячий, веселый, находчивый, настырный, доброжелательный, даже заполошный — словом, неповторимый человек. Вот такой град эпитетов одному человеку.
— Шулуу Даваевич очень многое сделал для Кызыла, — говорит Юрий Южаков, банкир. — Хорошо знал городское хозяйство. Город содержал в чистоте, Кызыл тогда соответствовал званию столицы. Боролся за чистоту воздушного бассейна, для чего совершил невероятное — закрыл 145 котельных. Работал в соответствии с генеральным планом города, самострой тогда был невозможен — действовал жестко, но справедливо. Создал хорошую команду в горисполкоме. Был квалифицированным менеджером.
Владимир Осипов, коллега:
— С семи утра до планерки он успевал объехать весь город. При нем строили театр, здание Дома правительства, корпуса в больничном комплексе, канализационный коллектор, комбинат «Стройдеталь», а главное — много жилых домов. Постоянно держал в поле зрения стихийные свалки: нарушителей искали, находили и наказывали.
Светлана Сапова, коллега:
— К тому времени, когда он начал работать в горисполкоме, у него уже был большой жизненный опыт. Плюс природный талант организатора и неуемная энергия. Все в его руках спорилось. Постоянно следил за тем, как у меня идет работа над планом экономического и социального развития Кызыла в 1980-е годы. Кызыл был большой стройкой. Рабочий день начинался с мобилизации ресурсов. Подключали все резервы, с размахом проходили субботники: сажали много деревьев. Осенью мобилизовали горожан на помощь селу в уборке урожая. Зимой он буквально заставлял всех семьями отдыхать на лыжах на станции Тайга и добился своего: это движение было массовым.
Елизавета Удуракина, коллега:
— С утра все объекты проверит, на планерке уже не соврешь. Строили много школ, социальных объектов, нам тогда 15 областей Союза помогали. Профессионально координировал всю шефскую помощь, сам ездил на согласование в разные города. В его бытность школе № 2 смогли сделать большую пристройку. Когда сдавали театр, надо было успеть к юбилею Октября. Мы сами лазили на крышу: почему протекает? Когда обнаружили причину, строителей он критиковал с юмором: показал на мой парик и спрашивает: вот этим, что ли, закроете дыру? Он был примерным семьянином и знал семьи своих сотрудников, люди не просто уважали — любили его. Это был одаренный, умный, талантливый, энергичный, инициативный, ответственный и добрый человек. Вспылит, но потом признает ошибку. Ценил деловые качества людей и сам много знал и умел.
Борис Байыр-оол, архитектор:
— Шулуу Даваевич всегда стоял на своем: главное в столице — это общепит и транспорт. Человек, считал он, должен быть накормлен и иметь возможность приехать и уехать, куда ему нужно, вовремя.
Дандар-оол Ооржак, секретарь обкома КПСС:
— Мы родом с одного места — Чыргакы. Там жили белдирские куулары-охотники. Он из многодетной семьи. Был учетчиком в колхозе, разнорабочим в геологоразведочной экспедиции. Хотя в школу не ходил (сам научился читать и писать), был таким грамотным, что его назначили писарем, когда служил в армии на Курилах. По возвращении заведовал клубом в родном колхозе, хорошо пел, был лидером молодежи.
В 1959 году отстающий колхоз вывел в передовые. Ему было у кого учиться: Шаалы, Пичен-оол, Кудурукпай, Настык-Доржу — все опытные председатели рядом, а еще учеба в совпартшколе. Посевные площади колхоза «Большевик» были небольшие, но на целине получали хорошие урожаи зерновых культур, к тому же выращивали капусту, арбузы, кукурузу, подсолнечник. Все это было нужно для хозяйства колхоза, для сельчан.
От председателя колхоза Шулуу Куулар вырос до секретаря Дзун-Хемчикского райкома. Поднял экономику, художественную самодеятельность, спорт, преобразил районный центр.
В 1974 году Шулуу Даваевича вызвали в Кызыл, и он возглавил столичный исполнительный комитет городского совета народных депутатов. Нелегко было после района войти в городское русло. Но в селе он привык рано вставать и не оставил эту привычку и в столице. Потому и успевал везде.
Оргелээр Ондар, мастер спорта:
— При нем быстрыми темпами стала развиваться вольная борьба, хуреш внедрялся в школьную программу, были разработаны спортивные звания для этой борьбы, шилась национальная одежда для секундантов. Даже проводили Всесоюзный турнир «Центр Азии», и на высоком уровне. Помогал получать квартиры спортсменам, создал музей спортивной славы Тувы. Все это — благодаря неуемной настойчивости «главного болельщика» Шулуу Куулара.
Григорий Ширшин , первый секретарь обкома КПСС:
— Как все-таки время быстро летит! Помню, как меня, еще комсомольца, встречал он с чаем у костра на перевале Адар-Тош. Все обсудим и отправляемся на стоянки, фермы, в бригады. Шулуу Даваевич был человеком широкой души, большим тружеником. Все держал под контролем: благоустройство, строительство, транспорт. Пятнадцать областей тогда нам помогали строить Кызыл: Томская, Иркутская, Саратовская, Ульяновская, сама Москва, всех не перечислишь. Они доставляли строительные материалы по железной дороге, а потом по Саянам. И всю эту работу он координировал. Жаль, не хватило нам каких-то трех-четырех лет для полного завершения того комплекса, что был задуман в рамках шефской помощи. Шулуу Даваевич бережно относился к старым зданиям, считал: нельзя разрушать исторический облик города. Тяжело давалась теплотрасса, весь Кызыл раскопали за два года, но провели, ТЭЦ дала тепло и электричество еще и трем тысячам чабанских стоянок. Возвели домостроительный комбинат, и сразу улучшилось положение с жильем. С вводом Саяно-Шушенской ГЭС закольцевали Туву с Абазой. Шулуу Даваевич ездил со мной в Москву защищать бюджет города. А фестиваль «Музыкальное лето в Туве», когда удалось привезти известных композиторов Л. Лядову, Я. Френкеля, И. Казенина… Столько радости доставили людям!
Чимит Ондар, председатель Совета Министров:
— Помню, Шулуу Даваевич, как марал, «трубил» с раннего утра. Умел увлечь людей. Колхоз «Большевик» лежал на боку — поднял. Духовно бедный человек ничего такого не смог бы. Поэтому он всегда был за самодеятельность и спорт для молодежи. Сам выступал на сцене. Тогда много строили, убирали ветхие дома, расширяли улицы Кызыла. Он сам на субботниках строгал полы. Был свой подход к каждому человеку, поэтому имел много друзей среди русских строителей. Умел создать команду единомышленников, вел здоровый образ жизни. Зимой ходили белковать с ним на Кантегир, двигался он всегда легко. Знал песни о любой речке, и мы с Кужугетом Шойгу слушали его у костра. Государственного ума был человек, и в новые времена работал с отдачей.
В книге «Танну-Тува» Кужугет Сереевич Шойгу написал о Шулуу Кууларе так: «Его активная жизненная позиция никогда не позволяла ему расслабляться, остановить кипучую энергию. Человек-лидер, рожденный для больших дел, он жил ради своего народа, из самой гущи которого он сам вышел».
А голубые ели, посаженные по его инициативе в центре Кызыла, до сих пор радуют кызылчан.
|
|