В Кызыле на месте снесенных ветхих домов по улице Щетинкина и Кравченко, в 200 метрах от берега Енисея будем построена православная часовня. Об этом в интервью телеканалу «Новый век» сообщил глава республики Шолбан Кара-оол. «Это восстановление историческое справедливости. Здесь когда-то была построена и освящена первая в истории Белоцарска православная церковь», - отметил премьер.
За помощью в выделении места под строительство часовни к главе республики обратился Епископ Абаканский и Кызылский Ионофан. Первоначально рассматривался вариант строительства часовни недалеко от обелиска Центр Азии, но после уточнения в архивных документах было выяснено, что церковь стояла на пересечении нынешних улиц Тувинских добровольцев (ранее Октябрьская) и Щетинкина и Кравченко (улица Улуг-Хемская). Так она обозначена на старом плане города Белоцарска 1914 года.
Об этом говорит и старейший экскурсовод республики Клавдия Изотовна Черненко. В Государственном Центральном архиве имеется письмо Владимира Габаева в Переселенческое управление от 9 августа 1915 года, где рассказывается о том, что церемония освящения будущего храма прошла 2 августа 1915 года в 9 часов утра. «Хотя фундамент для храма был заложен еще в минувшем году, и постройка церкви мною продолжалась, но из-за дел я выяснил, что положенного по чину освящения закладки не было, почему и просил разрешения Епископа Енисейского и Красноярского Никона на освещение закладки телеграфом от 27 апреля 1915 года за № 737, - писал из Белоцарска заведующий устройством русского населения в Урянхае Габаев. – На торжество это был командирован Епархиальный Благочинный о.Владимир Кузьмин со священником о.Вячеславом Борковым и дьяконом о.Дмитрием Воеводиным. Кроме того с Благочинным прибыли Усинский священник о.Григорий Иванов и Туранский священник о.Владимир Юневич с псаломщиком. А также вновь назначенный в Белоцарск разъездной священник Александр Турский. В 9 часов утра 2 августа в присутствии населения Белоцарска было совершено служение и освещение закладки храма. После служения отец Благочинный просил меня выслушать те предположения относительно дальнейшего устройства Урянхая в религиозном отношении, которыя ими намечены, в с. Усинском совместно с Комиссаром по делам Урянхайского края».
Было известно, что возводили православный храм в Белоцарске на средства святого Синода. Мрамор для отделки везли с Урала. Иконостас создавали в мастерской Васнецова.
Непростой была судьба назначенного в Туву Александра Турского. В 1915 году он закончил духовную семинарию, мечтал поступить в духовную академию, но был направлен в Урянхайский край. Служба складывалась сложно, так как в Туве в то время было мало православных, в основном староверы. Жил с семьей в Белоцарске, в сане протоиерея был благочинным Урянхайского края.
С 1919 года в Белоцарске начинаются волнения. Город переходит из рук в руки – белоказаки, большевики, снова белые, армия Щетинкина и Кравченко… Мирное население старалось покинуть город.
Жена Турского Елена Абросимовна, ждавшая в это время ребенка, вынуждена была одна, с маленькими детьми (мужа не было дома), через лес бежать в пос. Туран, где преждевременно родила дочь Наталью. Потом пешком с грудной дочерью и сыновьями лесом, через горы перебралась в с. Ермаковское, там у них с мужем были знакомые учителя. Лишь через полгода встретилась она с мужем, когда он с двумя священниками приплыл на плотах.
Далее Турский служил в селе Ермаковском, потом был рукоположен в епископы Минусинско-Хакасской епархии, в 1935 году возглавил Красноярскую епархию. В 1937 году за контрреволюционную деятельность был расстрелян. В вину ему вменили сбор информации через бродячих монахов.
О дальнейшей судьбе православной церкви в Белоцарске ничего не известно. Сам город после кровопролитного Белоцарского боя 15-16 августа 1919 года был практически полностью сожжен и разрушен. Возможно, в это же время была разрушена и церковь. Жители города переселились в другие места. Только в 1922 году столица вновь была переведена из Турана к слиянию Большого и Малого Енисеев. Город стали называть Кызыл.
По воспоминаниям старожила Тувы Анатолия Матюшова (1926-2006), Свято-Троицкая церковь строилась в 1941-1942 годах. «Знаю, что в 1941-42гг нынешнюю церковь построили русские строители во главе с моим дедом-Соболевым Павлом Васильевичем. Деньги на строительство собирали с людей, кто сколько мог, собирали три женщины - моя мать Матюшова Татьяна и Акиньшина (имени не помню). Собирали они акша».
"Для нас было принципиально важно, чтобы место для часовни было максимально приближенно к месту первой православной церкви города, - говорит настоятель Свято-Троицкой церкви Отец Вячеслав. - Она и будет возводиться в память о первом храме Кызыла. Мы довольны, что после двухлетних поисков найден оптимальный вариант. В настоящее время проект храма-часовни дорабатывается, проводятся необходимые согласования с городскими властями".
Ожидается, что строительство часовни начнется весной 2011 года.
На фото: часть плана Белоцарска 1914 года, разработанного Максимом Крючковым; 1922 год, вид на нынешнюю улицу Красных партизан, на первом плане дипмиссия Советского Союза; дело заведующего устройством русского населения в Урянхае об образовании административного центра Белоцарска; письмо Владимира Габаева в переселенческое управление от 9 августа 1915 года; Александр Антонинович Турский, первый настоятель православного храма в Белоцарске (Кызыле); угол улиц Щетинкина и Тувинских добровольцев с видом на кооперативный колледж - здесь будет строиться часовня.
|