Осенью в буддийском храме «Устуу-Хурээ» появится бронзовое изваяние Будды и 1000 бронзовых фигурок высотой около 30 см., отлитых в лучших мастерских Непала. Как сообщили в управлении Камбы-Ламы Тувы, эти предметы, а также украшения из шелка будут приобретены на пожертвования верующих и средства спонсоров. Их стоимость - 1 млн. рублей.
Уже 14 августа Камбы-Лама Тувы Джамбел Лодой вылетит с помощником в Индию, а затем в Непал.
Крупный груз с буддийской атрибутикой планируется доставить в Туву на самолете в конце августа. Ценные статуэтки предназначены для строящегося храма «Устуу-Хурээ», который откроется для буддистов республики этой осенью.
Как поделился Камбы-Лама Джамбел Лодой, в последние годы, верующие республики все больше стали осознавать значимость восстановления утраченных святынь на территории Тувы. «Буддисты и общественные организации активно инициируют сбор пожертвований, прежде всего, для строительства храма «Устуу-Хурээ», - рассказывает Камбы-Лама. – Это поистине народная стройка, которая поддерживается и республиканской властью, и нашим известным земляком Сергеем Шойгу».
Напомним, что почин восстановить уникальный памятник буддийской архитектуры – храм Устуу-Хурээ - методом народной стройки на встрече с главой республики Шолбаном Кара-оолом весной 2008 года единодушно поддержали главы муниципальных образований. Отряды энтузиастов были делегированы практически из каждого района. Дорогу к храму выкладывали из булыжников горной Монгун-Тайги и красноватого плитняка Сут-Холя.
На открытии стройки 23 мая прошлого года Сергей Шойгу подчеркнул: «Задача – не просто восстановить этот храм, но и создать здесь целый монастырский комплекс, где получали бы знания в самых разных областях – от тибетской медицины до восточной философии – молодые люди. И они, в свою очередь, могли бы передавать их будущим поколениям. Чтобы не прерывалась связь времен. И чтобы не приходилось собирать историю по крупицам. Каждый, кто любит Туву, должен принять в этой стройке участие.
Можно найти деньги, найти стройматериалы. Но как вложить в этот храм душу? Только общим участием в его восстановлении».
В октябре прошлого года общими усилиями стены храма были построены. Самую значительную поддержку стройке оказал культурный фонд «Пор-Бажын». Теперь восстановленный храм должен получить ту же «начинку», что и когда-то просветительский центр «Устуу-Хурээ».
В Управлении Камбы-ламы отмечают, что в числе первых, кто внес благотворительный вклад в воссоздание внутреннего убранства памятника буддийской архитектуры, члены Правительства. «Акция «Устуу-Хурээ» - это акция совести, - поясняет Шолбан Кара-оол. – Совести власти. В годы лихолетья в Туве не осталось ни одного монастыря. Они были разрушены властью, а многие священнослужители репрессированы. Поэтому, думаю, мои коллеги посчитали своим моральным долгом оказать личную помощь в восстановлении истории храма «Устуу-Хурээ».
К завершению работ на храме «Устуу-Хурээ» активно подключается и общественность.
О храме Устуу-Хурээ
Буддистский монастырь Устуу-Хурээ находится в долине Хемчика, на правом берегу реки Чадан, в 7 км севернее Чадана, у дороги, ведущей в поселок Бажин-Алаак. Для его строительства была выбрана живописная долина в трех верстах от ставки Хемчикского нойона Хайдыпа.
Устуу-Хурээ - буквально «верхний хурээ», один из двух крупнейших храмовых комплексов, находившихся на территории Даа-кожууна, который включал в себя больше половины территории Тувы и считается колыбелью государственности тувинцев. Монастырь был одним из самых богатых, но отнюдь не самым большим. Цокчин (главный храм) был построен в 1905-1907 гг. богатым, влиятельным и очень честолюбивым нойоном Хайдыпом.
Строительство осуществлялось под руководством и по проекту специально приглашенного тибетского ламы Кунтана Римпоче и при участии китайских мастеров. Население кожууна, обложенное дополнительными денежной и натуральной повинностями (лес для строительства, тяговый скот), непосредственно участвовало и в самих строительных работах: каждый сумон в назначенный день выставлял определенное число людей, готовивших раствор, сооружавших опалубку, ставивших леса и т.д. Проект монастыря тибетского образца привез в 1905 г. Кунтан Римпоче, однако некоторые утверждают, что это типичная монгольская постройка, соединившая в себе архитектурные приемы Тибета и Китая. Скошенный низ типичен для тибетских построек, а легкий деревянный павильон второго яруса - для китайских.
Устуу-хурээ стал венцом буддийского строительства в Туве. Подобного ему не было не только в Туве, но и на территории всего бывшего Союза.
В 1930 г. после принятия специального постановления Устуу-хурээ был, а в 1937 г. - разрушен. До 1956 г. работала молельная юрта. Последний лама привез буддийские атрибуты в Республиканский краеведческий музей в Кызыле, где они находятся до сих пор. От главного храма остались только мощные, полутораметровой толщины глинобитные стены первого этажа, которые и сейчас возвышаются посреди обширного луга.
В 1999 г. правительство России, признавая историческую и архитектурную ценность уникального храма Устуу-хурээ, приняло решение о его восстановлении. Учитывалось и то, что здесь находилось родовое имение Буян-Бадыргы, разделившего участь поруганного храма - он был расстрелян и только в 2007 году реабилитирован.
|