|
В конце мая в столице Республики Калмыкия пройдет грандиозный этно-рок-фестиваль "Океан сострадания", в котором примут участие известные исполнители этнической музыки стран и регионов распространения тибетского буддизма – Калмыкии, Бурятии, Тувы, Монголии и Тибета.
По завершению фестиваля его участники дадут благотворительный гала-концерт в Москве. 2 июня в Московском международном Доме Музыки впервые на одной сцене встретятся тибетские ламы монастыря Дзонкар Чоде, в совершенстве владеющие искусством ритуального танца; тувинская певица Саинхо, которую называют волшебным голосом Тувы; тибетский вокалист Лотен Намлинг с экспериментальным проектом Тибет-Блюз, созданным им в сотрудничестве с французским джазовым музыкантом Арно Фюстом-Ламбеза; бурятская певица Бадма Ханда, тувинский хоомейжи Андрей Монгуш, группа Намгар, оркестр Йорял из Калмыкии и другие музыканты, посвятившие жизнь сохранению энергии добросердечия и сострадания, которой были наполнены песни их далеких предков.
В концерте также принимает участие Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.
Тибетские ламы монастыря Дзонкар Чоде сохранили в первозданной чистоте древнее искусство ритуального танца, где каждое движение — это подношение просветленным существам — Буддам.
Мистерия Цам, фрагменты которой будут впервые представлены на московской сцене, до недавнего времени исполнялась исключительно в стенах буддийских монастырей Монголии и Тибета. Цам - живое соприкосновение с миром буддийских божеств, которые в остальное время года неподвижно взирают с живописных изображений и храмовых фресок, мост между невидимым миром просветленных божеств и миром людей. Ламы, исполняющие роли ведущих персонажей, проходят длительное затворничество, созерцая то божество, которое затем будут представлять в танце. Обращаясь к нему с молитвами, начитывая его мантры, представляя себя в его образе, они стремятся впитать его энергию и духовную силу, чтобы затем, облачившись в старинную маску и костюм из золотой парчи, стать божеством, явив его благословение людям.
Саинхо Намчылак — женщина с экзотическим именем и загадочным шаманским голосом. Тувинская певица, сменившая Сибирь на Москву, а затем ставшая «гражданкой мира». Ее фестивальная и артистическая жизнь сегодня проходит в разных концах планетах, более-менее длительные остановки Саинхо делает в Вене, Берлине и Москве. Первоначально она стала известна как советская исполнительница тувинского фольклора, и уже в начале своей карьеры она была признана смелым экспериментатором и синтезатором музыкальных идей. Когда в 1991 году певица покинула СССР и вынуждена была на Западе заново строить свою карьеру, эксперименты свели ее с джазовыми музыкантами и к репутации талантливой исполнительницы в стиле world music она добавила более смелое: free jazz singer.
Лотен, что в переводе с тибетского значит «Белый журавль», — псевдоним артиста. Его настоящее имя — Намлинг Лобсанг Тензин. Сын тибетских беженцев, он родился в Дхарамсале в 1963 году. В пятнадцать родители подарили ему даньен, шестиструнную тибетскую лютню, что и определило его дальнейшую судьбу. С 1989 года Лотен живет в Швейцарии. Здесь был записан альбом "Песни Тибета"», где собраны замечательные песни трех народных традиций — из Амдо, У-Цанга и Кхама. Интерес к современной западной музыке побудил его начать работу над новым проектом Тибет блюз совместно с французскими музыкантами группы Ленто. Впервые за многовековую историю своего существования тибетский фольклор получает новое джазовое прочтение. Тонкая смесь мультинструментального джаза и традиционной вокальной техники переносит старинные тибетские песни в современную реальность. Этот проект — приглашение заново переосмыслить все, что мы знаем о буддийской культуре Тибета.
Песни, которые поет Бадма-Ханда, — это старинные народные бурятские песни, практически забытые у себя на родине из-за многих лет подавления истинных национальных ценностей бурят и буддизма в СССР, но продолжавшие жизнь в своей первозданности в небольшой бурятской общине на территории Китая. Сейчас Бадма-Ханда переехала на родину предков и стала настоящей звездой в Бурятии. Ее уникальный голос и очаровывающая манера пения моментально завоевывает сердца слушателей вне зависимости от того, где она выступает — в маленьком клубе в бурятской деревне или в Нью-Йорке. Она универсальна — одинаково легко и изящно исполняет народные песни и поп-музыку. Но ее истинная любовь — это древние народные песни в аутентичном исполнении, которые она поет в сопровождении народных инструментов.
Течунг, известный тибетский музыкант, ныне живущий в Сан-Франциско, получил известность исполнением традиционной тибетской музыки под своим настоящим именем Таши Дондуп Шарзур. В семидесятых он принимал участие в зарубежных турне TIPA, а затем, переехав в США, стал одним из основателей группы Чаксампа, исполнявшей тибетские танцы и оперные произведения. Группа активно гастролировала, и в ее составе Течунг выступал на одной сцене с Джоном Ли Хукером (John Lee Hooker), Трэйси Чепмен (Tracey Chapman), Beastie Boys и U2. Являясь одним из главных хранителей тибетской музыкальной традиции в мире, артист известен своими сольными проектами, а также альбомами с участием других музыкантов. Свой первый альбом "Ярлунг: тибетские песни о любви и свободе" он записал в 1997 году совместно с музыкантом и композитором Мигелем Фаскони. В 2001 году за ним последовал альбом "Небесное сокровище", записанный с джазовым музыкантом Китом Уокером (Keith Walker). Он также выпустил два сольных альбома "Чанг Ше: Тибетские застольные песни" (1999) и "Смелость" (2002). Голос и музыка Течунга звучат на саундтреках к фильму IMAX "Эверест", фильму "Конь ветра", документальным лентам "Чужой на родной земле", "Похищенный ребенок Тибета", "Три дня в Тибете".
Намгар поёт старинные песни кочевников, степные протяжные песни, задорные плясовые композиции и улигерные песни (песни-легенды, песни-сказания), прославляющие восточных красавиц, могучих богатырей, быстроногих коней и звон стрел, выпущенных из боевого лука. Певица обладает уникальным голосом, сочетая в своём творчестве традиционные и современные вокальные техники. Её песни — это история многовековой музыкальной культуры Сибири, это песни гор и Великой степи. И все это изящно синтезировано с музыкальными традициями world music. На протяжении многих лет Намгар культовая фигура, кумир нескольких поколений, не только Бурятии и Монголии, но и на всём огромном пространстве Сибири.
В ноябре 2007 года Андрей Монгуш возглавил группу тувинских музыкантов, удостоившихся чести выступать перед Его Святейшеством Далай-ламой XIV в дни первого в истории Дхарамсалы Фестиваля буддийской культуры России и Монголии, способствовавшего единению народов буддийской веры не только на уровне религии, но и искусства. Песня "Мен тыва мен" ("Я — тувинец"), по всеобщему признанию, стала неофициальным гимном Тувы, её Андрей привез из своих этнографических поездок по Монголии, из местечка Цэнгэл, где проживают этнические тувинцы. Привез, аранжировал и сделал самой любимой песней Тувы. Монгуш играет на дошпулуре, домре, гитаре, игиле, бызаанчы, хомусе, баяне и мастерски владеет всеми стилями горлового пения. В 2008 году ему было присвоено высшее звание для исполнителей горлового пения "Народный хоомейжи Республики Тыва", а также звание заслуженного артиста Республики Тыва. Музыкант объехал полмира как с сольными выступлениями, так и в составе всемирно известных коллективов Алаш и Хун-Хур-Ту.
Оркестр Йорал собрал профессиональный музыкант Баатр Лиджи-Горяев из молодых ребят, желающих исполнять калмыцкий фольклор. Многие из них – уроженцы сел Калмыкии, испытывающие врожденную тягу к национальному искусству. На таких инструментах со сказочными названиями, как йочн, морин хур, джингинур, хучир, ятха, лимба, шанз, товшур, калмыцкая домбра ансамбль Йорял исполняет калмыцкие народные песни, инструментальные сочинения калмыцких, монгольских и бурятских композиторов. Вопреки своей несовременности старинные инструменты привлекают зрителя: сделанные из необычных материалов, они способны звучать так, как звучит сама природа, как звучит мир, нас окружающий.
|
|