|
«Потерпите месяц-полтора и мы узнаем точные дендродаты строительства крепости Пор-Бажын,» - ответил на вопрос тувинской ученой, что древнее Кара-Булгусун или Пор-Бажын, д.и.н, ведущий научный сотрудник Института славяноведения Владимир Петрухин. Вопрос прозвучал на пресс-конференции 3 августа по итогам международного полевого семинара «Крепость Пор-Бажын: геоархеология и сохранение культурного наследия», который в течение четырех дней проходил в археологическом лагере на территории Тере-Хольского кожууна. В работе семинара приняли участие ученые из Австрии, Великобритании, Германии, Венгрии, Китая, Казахстана, Швейцарии, Болгарии, Санкт-Петербурга и Москвы.
«Самое парадоксальное – это то, что сегодня, обладая огромной и уникальной информацией о Пор-Бажыне,
у нас гораздо больше вопросов, гипотез и проблем, чем до начала работ, - признается Ирина Аржанцева. – Поэтому мы и пытаемся привлечь к поиску ответов на них ученых самых разных научных школ и стран».
«Уйгурский каганат не был изолирован. Его культурные связи тянулись от Китая до Центральной Европы, - говорит В.Петрухин. – Был ли Пор-Бажын столицей уйгурского каганата? Самым древним уйгурским городом? Нельзя сказать с абсолютной убежденностью, что вообще есть на земле самый древний город. Когда развитие цивилизации достигало определенного уровня и возникала потребность в городах, то образовывалась целая сеть городов. И трудно уточнить, какой именно город был построен раньше».
Определить его функциональное предназначение – монастырь, дворец, летняя резиденция – сложно, говорит Иштван Фодор, Национальный музей Будапешта. – Практически отсутствует культурный слой, следы жизни людей.
Это подтверждает микробиолог Анна Иванова. Естественно-научный метод индикации с помощью микроскопических грибов помогает безошибочно сказать, что жизнедеятельность на острове была минимальной.
Построенная при помощи китайских зодчих крепость (это подтверждает доктор Чен Джианлинг, институт археологии Шаньси, Китай) была, видимо, сразу же оставлена.
Почему? Одна из версий – в Туве строители, пришедшие с юга, вдруг столкнулись с таким необычным для них явлением как вечная мерзлота. Остров, на котором построена крепость, стоит на леднике. А это субстанция капризная. Одно неверное движение, начинаются необратимые процессы стремительного таяния и остров может поплыть как Атлантида. Возможно, эта потенциальная опасность и заставила кагана оставить новый город. Это версия Дмитрия Субетто, д.г.н, заведующего кафедрой физической географии РГПУ.
Именно в комплексности и состоит уникальность исследовательской работы на Пор-Бажыне, говорит научный руководитель проекта Ирина Аржанцева, заведующая отделом археологии Института этнологии и антропологии РАН.
|
|