|
Прошло чуть менее двух месяцев с начала нового летнего сезона на крепости Пор-Бажын, как туда съехались ученые на международный полевой семинар "Крепость Пор-Бажын: геоархеология и сохранение культурного наследия". Семинар преследует две цели: предоставить ученым из разных стран возможность обменяться опытом исследования, консервации и музеефикации памятников глиняной архитектуры; ознакомить мировое научное и культурное сообщество с уникальным природно-историко-археологическим памятником Пор-Бажын и результатами его последних исследований.
С 28 июля по 2 августа участники семинара из Австрии, Англии, Германии, Венгрии, Китая, Казахстана, Швейцарии, Санкт-Петербурга и Москвы будут говорить о проблеме, выдвигать гипотезы, дискутировать. И все об одном и том же – Пор-Бажыне. Понятно, что крепость, которая таила в себе загадку тринадцати столетий, за одно лето пусть и самой интенсивной работы в шестьсот человеческих сил – тайну свою просто так не откроет.
29 июля поздравить с открытием семинара «пор-бажынцев» и их гостей прибыли Председатель Правительства РТ Шолбан Кара-оол, заместитель Председателя Правительства РТ Анатолий Дамба-Хуурак, и.о. генерального директора Культурного фонда «Крепость Пор-Бажын» Тамара Корзун, председатель палаты представителей Великого Хурала РТ Хонук-оол Монгуш и СМИ. На летной площадке лагеря вертолет с правительственной делегацией встречали руководители археологических раскопок, участники семинара, представители уйгурской диаспоры в Казахстане и местные жители.
Гость из Венгрии, доктор исторических наук, профессор, директор национального музея Иштван Фодор выехал из Будапешта на Пор-Бажын 25 июля. Через трое суток был на берегу Тере-Холя в археологическом лагере. В
Туве впервые, но слышал о ней еще в студенческие годы от своего преподавателя Кызласова и даже имел счастье рецензировать его научные труды по Туве. Сам изучает кочевые народы Южной Сибири, Евразийской степи. Венгры тоже кочевники. Про Аржаан – 1 и Аржаан – 2 знает не понаслышке. Венгерские ученые тоже помогали Германии организовывать выставку скифского мира в прошлом году.
А что касается Пор-Бажына, он был мало известен в прошлом. Ученые только осматривали его. Уже тогда было ясно, что надо делать раскопки. Пор-Бажын интересен как археологический памятник, каких мало. Вопросов по нему много, ответов мало. Загородная ли это резиденция, или культовое сооружение? Результат раскопок должен прояснить многое. «Мы хотели бы вести переговоры о возможности выставления скифского золота Аржаан-2 в Венгрии, – говорит он. – Я – генеральный директор многих выставок. Мы выставляли знаменитые терракотовые фигуры, экспонаты 18 музеев, в том числе и Минусинского музея им. Мартьянова».
65-летний ученый говорит, что сейчас освободился от заведования кафедрой в Секедском университете и относительно свободный человек. Накопленный на ежегодных археологических раскопках материал должен обработать. Пришло время долги надо возвращать.
Жизнь прошла не без событий. Был во многих странах Европы, делал выставки, читал лекции в университетах России, Англии.
И таких ученых, как Иштван Фодор, на международном полевом семинаре в Пор-Бажыне немало. Случайных людей нет. Темы у всех весьма серьезные. Особый акцент на истории и современности уйгуров: «Уйгуры в современном мире», «Исторические связи уйгуров и Тувы», «Тюрксие империи: Восток и Запад – уйгуры и хазары», «Китайские источники по истории древних уйгуров, азов и чиков» и т.д. А иначе нельзя.
Как выяснили ученые задолго до проекта «Пор-Бажын» хозяевами крепости были древние уйгуры. Еще много предстоит выяснить из истории древней крепости, построенной под сильным влиянием китайской архитектуры, пережившей землетрясения и пожар. И не только разгадать ее тайну, но и спасти от времени, от природных катаклизмов, от человеческого фактора и многого другого. И спасать не только памятник, но и остров на котором он стоит. А для этого к работе над проектом привлечено 16 институтов и специалистов различных областей науки: археологии, гидрологии, геофизики, геологии, почвоведения, географии, реставрации, истории, источниковедения, информационных технологий и многих других.
|
|