|
Читатели газеты «Новые Известия» на редакционном сайте практически безоговорочно назвали Сергея Шойгу «Героем нашего времени» в номинации «Министр десятилетия». Специальный приз был вручен министру на сцене Государственного Кремлевского дворца. Газета взяла у Героя нашего времени интервью. Мы приводим лишь отрывок из него - ответ на вопрос, касающийся последнего литературного увлечения Сергея Шойгу, 7-томной антологии "Тыва дептер" (Тувинские тетради). Что же касается литературы, то со всей ответственностью заявляю, что у меня нет ни малейшего желания нацарапать ногтем собственное имя на камнях истории. Идея «Тувинской тетради» возникла у меня почти случайно, когда я читал небольшую историческую брошюру о Туве, изданную в 1924 году. Там было довольно много неточностей, искажений, и я подумал – а почему бы не собрать в рамках единой антологии самые интересные научные материалы об истории моего народа. Посоветовался с отцом, у которого есть свои книги о Туве, он меня активно поддержал. Мало того – стал самым внимательным читателем и критиком первых томов…
Одним словом, работа закипела. Материалы мы собирали по всему миру, обращались в архивы крупнейших библиотек и сумели найти интереснейшие документы за последние 200 лет тувинской истории. Это и научные труды, и записки путешественников, и популярные статьи… Получилась довольно серьезная антология из семи томов. Ее главная особенность заключается в том, что мы не корректировали материалы, не подбирали их под какую-то условную идеологическую линию. Задача была собрать все самое ценное, даже если там присутствуют взаимоисключающие оценки и утверждения. И вынести этот уникальный материал на суд читателя, предоставив ему всю палитру красок. Умный и вдумчивый читатель таким образом получает глубочайшую информацию для размышлений, он в определенном смысле становится нашим соавтором. И открывает для себя свою историю Тувы.
Мне думается, что подобный принцип отношения к материалу был бы хорош и для школьных учебников истории. Тогда бы их не пришлось без конца переписывать под каждое новое веяние времени. И дети учились бы думать, сопоставлять и оценивать, а не зашоривались бы штампами.
Впрочем, учебник истории, это самый бесконечный учебник. Поэтому и у нашего семитомника – продолжение следует…
Выдержки из интервью с Сергеем ШОЙГУ, опубликованных в «НИ» в разные годы
О мужских забавах
«Я считаю, что у мужика в жизни должна быть забава. Если, конечно, он мужик. У каждого свое – кому охота. Кому сплав на плотах. А кому и дайвинг в теплых краях. Ну, разве можно с чем-нибудь сравнить ночное ожидание зверя – когда ты сидишь на дереве, прислушиваешься к каждому шороху, поглядываешь на мешок с протухшей рыбой, и гадаешь – придет медведь на этот запах или нет».
О первой охоте
«Мне тогда было лет семь, и отец с дядей взяли меня с собой. Ближе к ночи они ушли в лес преследовать раненого зверя, а меня оставили одного в машине, вручив для храбрости ружье. Не было их довольно долго. Ночь. Тишина. Мороз. Страшно было мне или нет, не знаю. Но когда они вернулись, то обнаружили меня крепко спящим в обнимку с ружьем, которое, как оказалось, было незаряженным».
Об усталости
«Временами чувствую – устал. Временами кажется, что успел прожить несколько разных жизней. Кто сейчас вспомнит, как мы проводили первые миротворческие операции. Как вывозили беженцев из Абхазии, как летели на помощь людям в Осетию, Приднестровье, Югославию, Руанду, Колумбию… Сколько нервов и сил на все это положено. Да вы и сами все это видели, чего рассказывать. Но вот позвонит оперативный дежурный, доложит об очередной беде – и все, вмиг забываешь про любую усталость».
Об отдыхе
«Мы с друзьями каждое лето отправляемся в горы, живем в тайге. Сплавляемся по рекам. Охотимся. Там у нас чудный таежный быт – костры, банька с пихтовым веником, прорубь или трава по пояс – если летом. Все по полной программе, пахота такая, что голову от любых мыслей освобождает».
О штрафах
«Люблю по выходным садиться за руль. Бывает, что и притапливаю газ. Но если останавливают и при этом не хамят – готов тут же оплатить все требуемые штрафы. Чаще, правда, меня узнают и отпускают, пожурив. Правда, несколько лет назад все же оштрафовали почти рядом с министерством. У Манежа лейтенант останавливает и вежливо говорит, что я развернулся с нарушением. Потребовал 98 рублей штрафа, выписал квитанции, вернул два рубля и пожелал счастливого пути. Он меня так и не узнал. Но я приехал в министерство, взял наш календарь и надписал «Самому вежливому инспектору ГИБДД». Помощник отвез и передал».
О дружбе и предательстве
«Я привык в жизни опираться на принципы мужской дружбы. А в дружбе не бывает «бывших» и «нынешних». В ней не кресла важны. Не должность и влиятельность, а надежность. Долгая, как вы говорите, жизнь во власти меня, конечно, многому научила. Но не научила предавать».
|
|